Йога и аюрведическая медицина

Аюрведа представляет собой классическую индийскую медицину. “Аюр” происходит от корня “аюх”, означающего “жизнь”, а “веда” — от глагола “вид”, “знать”, “осознавать”. Познание собственного тела, ума и души именуют аюрведой.

Источником аюрведы есть “Атхарва Веда”, которая, вместе с “Риг Ведой”, “Сама Ведой” и “Яджур Ведой”, образовывает четыре Веды — священные тексты, лежащие в базе всей совокупности мысли и философии индуизма. Только бог ведает, в то время, когда показались Веды. Они считаются апаурушейя: не сотворенными человеком. Йога — также апаурушейя. Потому, что эти науки не были сотворены человеком, они универсальны и предназначены для всего человечества. Создателем йоги был Брахма, из чего направляться, что йога ровесница цивилизации. Аюрведа также есть ровесницей людской цивилизации, матерью всех направлений медицины, как аллопатических, так и травяных. В аюрведе возможно отыскать и характерные гомеопатии способы лечения, вызывающие симптомы, подобные показателям заболевания, и свойственные аллопатии лечебные средства, вызывающие симптомы, противоположные проявлениям заболевания. Аюрведа применяет обе эти методики.

В Ведах сообщено: “Источником любого действия есть совершенство тела”. И потом: “не сильный не в состоянии испытать опыт души”. Так, тело есть источником развития личности. Цели аюрведы и йоги практически совпадают. Они предназначены для самореализации. Единственным различием есть то, что йога применяет психодуховный путь, а аюрведа — физическо-физиологический. суть болезни, в соответствии с йоге, являются колебания ума, либо читты. Иначе, по аюрведе, заболевания вызываются дисбалансом элементов тела.

Пятью элементами, из которых состоит отечественное тело, являются почва, вода, воздушное пространство, эфир и огонь. Первым элементом есть почва — база для производства энергии. В то время, когда энергия выработана, для ее распределения нужно пространство, которым есть последний элемент, эфир. эфир и Земля, распределитель и производитель энергии, сами по себе неизменны и вечны; они изменяются, в то время, когда начинают взаимодействовать с остальными тремя элементами: воздухом, водой и огнём. Аюрведа говорит о трех дошах, либо качествах тела, которыми являются вата, питта и капха — соответственно, правила воздуха, огня и воды в той форме, в какой они проявляют себя в отечественном теле. Аюрведа растолковывает, что дисбаланс вата, питта и капха нарушает равновесие в теле и ведет к появлению заболеваний.

В соответствии с философии йоги, нарушения в типах поведения людей происходят из-за неправильного соотношения трех гун, либо ума и качеств природы. Мы встречали эти три качества в истории о Раване, Кумбхакарне и Вибхишане. Это саттва, раджас и тамас, либо свет, инерция и динамизм. Эти три качества природы раздражают ум, что, со своей стороны, ведет к нарушению функций тела. Практика асан и пранаямы предназначена для глубокого проникновения вовнутрь и для объединения всех частей тела воедино.

Между пояснениями суть болезни, приводимыми аюрведой и йогой, нет несоответствия. В отечественном организме около семисот мышц, трехсот суставов; неспециализированная протяженность вен, капилляров и артерий образовывает 96 тысяч километров, а нервной совокупности — 16 тысяч. Человеческий организм есть весьма сложным устройством, исходя из этого так не легко поддерживать все его части в надлежащем состоянии. Мы не знаем, сколько малых мышц оказывают помощь осуществить воздействие главной мышце; мы кроме того не знаем, как именуются эти вспомогательные мускулы. Дабы тело двигалось, в нем должен быть ток; это вата, перемещение ветра. Кровь обязана циркулировать, и течение крови именуют питой, элементом огня. Кровь наполняет разные области тела, и, по мере ее циркуляции, в теле вырабатываются различные виды химической энергии, каковые в йоге именуются оджас, либо лучистость, а в аюрведе — теджас, либо сияние. Это не что иное, как элемент огня, либо электроэнергия. Современная медицина также говорит об электрических импульсах, каковые распространяются в отечественной нервной совокупности. Наконец, капха, элемент воды, есть смазкой отечественного тела. Капха нужна отечественному организму так же, как автомобилю необходимо смазочное масло. Мы не имели возможность кроме того согнуться, если бы в отечественных суставах не было жидкости, снабжающей их перемещение.

Единственным различием между аюрведой и йогой есть то, что йога требует огромной силы воли. Чтобы одержать победу над заболеваниями, вам нужно создавать собственную энергию. Потому, что многим людям недостает внутреннего потенциала для противодействия болезням , аюрведа оказывает помощь этому процессу, предлагая больным тонизирующие витамины и средства. Этими тонизирующими средствами являются лекарства минерального, растительного либо животного происхождения. Раса, либо вкус определенных тонизирующих средств, наполняет организм энергией. Сходным образом, в практике асан должны находиться расатмака-карма и расатмака-джняна (знание вкуса и действие вкуса). На протяжении исполнения асан и пранаямы в самом источнике собственного тела вы должны чувствовать сущность, либо вкус энергии.

И йога, и аюрведа различают три вида недомоганий организма. Во-первых, человек сам возможно обстоятельством собственной болезни. В полной мере конечно, что нам приходится расплачиваться за злоупотребления своим телом. Такие болезни именуются адхьятмика-рога. Во-вторых, существуют врожденные заболевания, адхидайвика-рога, наследуемые детьми от своих своих родителей. Наконец, адхибхаутика-рога свидетельствует заболевании, появляющиеся в следствии дисбаланса в организме пяти элементов. В случае если в теле нарушено равновесие элемента почвы, мы страдаем от запоров. В случае если появился дисбаланс элемента воды, человек заболевает водянкой либо второй аналогичной заболеванием. При нарушениях элемента огня появляются желудочные заболевания, сопровождаемые ощущением жара в желудке. Дисбаланс элемента воздуха приводит к вздутию живота либо ревматизм суставов. В случае если неожиданно, без всякой видимой обстоятельства, вдруг, ваше тело набирает либо теряет вес, а после этого возвращается к норме, это есть показателем неуравновешенности эфирного элемента. Практика асан разрешает поддерживать равновесие всех пяти элементов и, так, избегать заболеваний, входящих в группу адхибхаутика-рога.

Как в аюрведе, так и в йоге существуют витамины. Патанджали именует витаминами йоги веру, смелость, мужество, хорошую память и концентрацию, каковые разрешают нам осознавать и осознавать различия в это же время, что происходит с нами сейчас, что было с нами день назад, что мы ощущали позавчера и большое количество дней назад. Эти качества являются пятью витаминами для практикующего йогу. В случае если вам не достаточно этих витаминов, вы занимаетесь не йогой, а всего лишь бхогой. Бхога переводится как “удовлетворение”. Вы не забывайте, что нияма начинается с шаучи и сантошы. Шауча свидетельствует чистоплотность, а сантоша — довольство. Совместно они составляют бхогу, которую возможно обрисовать как здоровье тела и гармонию ума. Но Патанджали не останавливается лишь на шауче и направляться. Он говорит кроме этого о тапасе, свадхьяе и Ишвара-пранидхане, каковые ведут к освобождению души от телесной зависимости.

Аюрведа начинается с тела, а йога начинается с сознания. Но, не обращая внимания на разные начальные точки, обе они оказывают помощь поддерживать здоровье тела, и обе они являются мокша-шастрами, другими словами учениями об освобождении.

Практический подход

В современной медицине употребляется кортизон, что считается единственным лекарством, которое возможно принимать, фактически, при любых заболеваниях. Символически возможно заявить, что кортизоном йоги есть прозрение души. Однако, в случае если у вас болит желудок, это практическая неприятность, и решать ее необходимо также фактически. Руководство умелого преподавателя окажет помощь вам осознать, из-за чего появилась боль, что происходит с вами, в то время, когда вы делаете какое-либо перемещение, какие конкретно неточности вы допускаете при исполнении поз, где появляется напряжение, в то время, когда вы их делаете, нужно ли прилагать упрочнение к данной части тела либо его необходимо сместить в другую часть, дабы нейтрализовать напряжение. На протяжении практических занятий нужно следить за этими вещами.

Представим, что у вас на ноге показался абсцесс. Ни один доктор не начнет срочно вскрывать его, дабы выпустить гной: сперва он очищает, дезинфицирует прилегающие части тела. В случае если обстоятельство нагноения была внутренней, не хватает его, по причине того, что заболевание, гнездящаяся в вас, весьма не так долго осталось ждать приведёт к новому абсцессу. Подобным образом, в йоге вы не бьете в ту точку, где заболевание проявляется в явном виде. В случае если у вас болит желудок, вы должны осознавать, что существуют скрытые внутренние процессы, связанные с данной болью. Вам необходимо следить за тем, что происходит с вашим телом. Для этого достаточно простого здравого смысла. Перед тем как заняться лечением пораженной части тела, вам нужно укрепить и оздоровить остальные его части.

В то время, когда вы делаете асаны, не вытягивайте больную часть тела конкретно, но сперва укрепите окружающие ее части. Вам направляться сообщить собственному преподавателю: “Я не желаю прилагать прямое упрочнение в данной области тела”. Затем у вас все окажется. В случае если в какой-то части тела вы испытываете боль, вам не нужно ожидать стремительного результата от практики. Перед тем как вы имеете возможность перейти к яркой работе с больным местом, вам необходимо натренировать и укрепить окружающие части тела. В противном случае вы лишь усугубите проблему, и это случится не по вине йоги. Нужно четко осознавать обстоятельство больных ощущений и использовать позы йоги разумно с целью спасения от данной боли. Необходимо укрепить расположенные рядом мускулы, дабы позже трудиться конкретно с источником боли. Наряду с этим преподаватель, может следить за вами со стороны, направлять вашу практику чтобы вы смогли очистить и укрепить все прилегающие части тела прежде, чем вы дойдете до внутренней работы с ослабевшим больным органом.

Большая часть учеников владеют сильным интеллектом, но тело не реагирует на волевые команды мозга. В большинстве случаев их мозг действует как субъект, но вы должны обучиться принимать собственный мозг как объект, а тело как субъект. Это первое, чему учит йога. Когда это положение усвоено, практика йоги начинает скоро приносить результаты.

В случае если у вас болит желудок, вам не устранить боль одними только умственными упрочнениями. В таковой ситуации мозг не должен функционировать как субъект. В случае если в подобном случае вы надеетесь на собственный мозг, это вызывает у меня протест. Я говорю: “У вас болит желудок, а не мозг!” Я сочувствую вашему желудку, но по отношению к вашему мозгу я твёрд. Я сообщу:

“Расслабьте собственный мозг! Отпустите его!” Это снимет напряжение мозга, а потому, что напряжение уменьшилось, то уменьшится и боль в желудке. Так, психологически расслабляя мозг, мы физиологически помогаем желудку. Мозг смиряется, принимая боль, которая с этого момента делается терпимой, по причине того, что энергия, прежде расходуемая на напряжение мозга, сейчас преобразована в исцеляющую энергию, влияющую на желудок. Тогда и начинается процесс исцеления.

Быть может, так называемым интеллектуальным людям тяжелее принимать собственный тело как субъект, поскольку они живут умом. Йог знает, что его мозг простирается от подошвы ног до макушки головы. Интеллектуал уверен в том, что он существует лишь в голове и нигде больше: его рассудок не имеет возможности распространиться за пределы мозга и охватить все остальные части тела. Но йог говорит: “Необходимо распределить энергию мозга на все собственный тело, дабы мозг и тело трудились в согласии, и энергия равномерно распределилась между ними”. Вот где начинается излечение, поскольку освобождение от напряженности мозга приносит расслабление всей нервной совокупности.

Меня довольно часто просят дать совет какие-либо упражнения для людей, страдающих тем либо иным конкретным заболеванием. Я не даю советов. Я : “Занимайтесь, дабы избавиться от неприятностей”. Рекомендации не имеют практической сокровище. Я не даю рекомендаций по конкретным упражнениям. Откуда мне знать, какой итог они принесут? За этим необходимо пристально замечать в каждом конкретном случае. В противном случае это было бы то же самое, что прочесть книгу о лекарствах, позже пойти в аптеку, приобрести и принять выбранное лекарство. Никто не имеет возможности обучиться лечебным способам по книгам йоги и помогать ученикам, приходящим с надеждами на облегчение. Я не могу дать добро это своим ученикам. Книги являются всего лишь неспециализированными управлениями. В случае если как преподаватель вы столкнулись с определенной медицинской проблемой, ищите совета у более умелого преподавателя, которому приходилось иметь дело с подобными случаями. Пускай эти случаи помогают для вас ориентиром. Тогда и вы станете ощущать себя с уверенностью, и ваши ученики будут в надежных руках.

Разглядим пример больного анкилозирующим спондилитом. В случае если это позвонки и застарелая болезнь покрыты плотными спайками, весьма тяжело достигнуть значительного прогресса — совершенно верно так же как значительно тяжелее подрезать всецело развитое дерево, чем юный саженец, направление роста которого возможно достаточно легко поменять. В случае если заболевание недавняя, с ней возможно обращаться, как с саженцем, в то время как при застарелой заболевании вы уже должны быть довольны, что имеете возможность ее осуществлять контроль и что заболевание дальше не прогрессирует. Действуйте скоро, дабы вылечить сравнительно не так давно появившуюся заболевание, и действуйте не меньше скоро, дабы приостановить застарелую и не разрешить ей развиться глубже. Используйте собственный здравый суть: приводите в равновесие мускулы и кости, органы и связанные с ними ткани, внутренние области и внешнюю поверхность, переднюю и заднюю части тела, получайте верного размещения органов и замечайте за своим организмом на протяжении занятий.

В то время, когда вы делаете триконасану и замечаете за линией внешней стороны тела, многие из вас смогут подметить, что одна нога делает полу-шавасану: она легко провисает от стопы до бедра. Понаблюдайте за собой в повседневной судьбе и обратите внимание на то, как трудится ‘любая часть вашего тела. В случае если совершить линию от колена до бедра, то она не будет совпадать с линией, соединяющей стопу с бедром. Такая йога ни при каких обстоятельствах не вылечит заболевание. Кости являются центром, а мускулы — крыльями, исходящими от этого центра. Мускулы должны расходиться в равной степени с обеих сторон, подобно крыльям птицы. В случае если половины крыла недостает, птица остается всего с одним крылом и уже не имеет возможности летать. Подобно, с одной целой и второй половинной мышцами вы не имеете возможность сделать эту часть тела здоровой и вылечить заболевание. Любая часть мускулы обязана разделяться пополам, дабы крылья либо мускулы одинаково обширно раскрывались с обеих сторон. Вот как необходимо лечить заболевание.

Если вы преподаватель йоги, вам направляться знать основополагающие моменты о обстоятельствах болезней, показателях их протекания и поражаемых ими областях тела. Быть преподавателем йоги весьма тяжело. Не смотря на то, что вы имеете возможность сходу осознать, что этот человек страдает от той либо данной болезни, если вы не понимаете, как взяться за яркое лечение данной болезни, вам направляться начать с периферии, усиливая мускулы, расположенные на большом растоянии от пораженной заболеванием области. Убедившись, что везде около сверху, снизу, с боков мускулы укреплены, неспешно переходите к работе с пораженной областью. Поступая так, вы не подвергаете ученика риску. В случае если поврежден поясничный отдел позвоночника, вам направляться заняться упражнениями шейного отдела позвоночника, копчика, крестцово-подвздошной области. Лишь затем вы имеете возможность приступить к работе с пораженной областью. Если вы в таких случаях начнете трудиться напрямую с поясничным отделом позвоночника, вы не только рискуете, но и подрываете собственный авторитет, нанося вред благам искусства и благородным ценностям йоги.

Умелый преподаватель йоги воздействует конкретно на пораженную область лишь в случае если заболевание появилась сравнительно не так давно, но при застарелых болезней преподаватель подходит к больному органу через другие части тела. Сперва он оздоровливает другие части тела и только позже приближается к пораженной части, дабы, со своей стороны, исцелить ее. Как раз так необходимо обучать йоге с целью лечения.

Я изложил тут только неспециализированные идеи; я не могу давать детальные советы для конкретных случаев. Необходимо замечать и обучаться под управлением умелого преподавателя, а после этого трудиться с большой осторожностью.

Мастерство осторожности

Многие книги по йоге обрисовывают особые очистительные методики, каковые именуются крийями. Но если вы пристально прочтете “Хатха-Йогу Прадипику”, то найдёте, что о них говорится как о лечебных способах, но они не являются частью йоги. Крийи используют при заболеваниях, каковые нереально вылечить вторыми методами, но перед тем, как прибегнуть к этим крайним средствам, нужно попытаться применить множество вторых. Крийи подходят не каждому человеку. В современной медицине кроме этого существуют радикальные способы, к примеру кортизон, что используется, в случае если какие-либо иные способы лечения бессильны. Подобным образом в древности, в то время, когда другие способы не помогали, для лечения использовали крайние средства в виде крий, но наряду с этим постоянно помнили, что здоровому человеку такие средства использовать не нужно.

В “Хатха Йога Прадипике” говорится, что результатов, каковые приносят крийи, возможно достигнуть кроме этого и посредством асан и пранаямы. Сейчас многие люди считаюм, что хатха-йога это то же самое, что крийи. Но это не так. Хатха-йога складывается из асан, на данный момент, пратьяхары, дхараны, дхияны и самадхи. Крийи это что-то совсем второе, и они предназначены для случаев особенных заболеваний.

Кое-какие люди очищают внутренние полости тела, посредством воды, либо шнура, либо куска ткани — эти крийи именуются, соответственно, джала-нети, сутра-нети и дхаути. Но я делаю прана-нети, либо очищение, при помощи дыхания, практикуя пранаяму. Для чего мне применять механические средства, в случае если сама природа снабдила меня нитью дыхания? Как раз исходя из этого я говорю, что совсем не обязательно проводить сутра-нети, джала-нети и дхаути.

Если вы частично или полностью заглотили кусок ткани, но он был не хватает чистым, и у вас в желудке началось воспаление, кого в этом винить? Совсем немногие люди способны овладеть техникой заглатывания ткани либо втягивания воды из ведра через анальное отверстие. Природа обеспечила нас естественной совокупностью йоги, которая резко отличается от аналогичных техник. Вот из-за чего древние тексты говорят о них как о крайних средствах, применимых крайне редко и не для каждого. Если вы желаете сами это прочесть, посмотрите в главу 2, 21 “Хатха Йога Прадипики”.

Если вы посадили саженец, вы имеете возможность замечать, как он растет. Но в случае если ежедневно вы станете вырывать его и пересаживать на новое место, растение погибнет. Подобным образом вы не должны злить собственную нервную совокупность радикальными средствами лечения. Крийи предназначены для тех, кому не помогли другие средства йоги. В случае если их делать без крайней необходимости, они смогут скоро привести к заболеваниям другого типа, появляющимся из-за злоупотребления своим организмом.

Асаны также направляться делать с определенной осмотрительностью, принимая к сведенью ваши состояние и физические возможности сейчас. К примеру, перемещение рук вверх приводит к напряжению в области сердца. Исходя из этого людям с сердечными болезнями рекомендуется избегать поз с поднятыми руками. В тот момент, в то время, когда вы поднимаете руки вверх, появляется напряжение в сердце, исходя из этого мы не рекомендуем ученикам с сердечными болезнями делать подобные асаны. Это может функционировать раздражающе и не принесет ничего хорошего.

Мне весьма тяжело растолковать людям Запада различие между стимулирующими и раздражающими упражнениями. Разглядим, к примеру, бег трусцой. Медицина говорит, что бег трусцой стимулирует работу сердца. Но мы должны различать стимулирующее и раздражающее действие. Учащенное сердцебиение еще не свидетельствует стимуляции его работы. Стимуляция свидетельствует наполнение энергией либо приток сил, но упражнение возможно кроме этого и раздражающим либо истощающим. Бег трусцой приводит к учащённому сердцебиению, которое злит сердце.

В йоге мы делаем наклоны назад, делать каковые значительно тяжелее, чем бегать трусцой, но они не злят сердце, по причине того, что на протяжении их исполнения мы не сбиваемся в дыхании, и отечественное сердцебиение остается ритмичным. Исходя из этого, в то время, когда мы обучаем асанам, мы должны выяснять, что вправду придает силы, а что нет. По окончании исполнения упражнения, придающего силы, у человека совсем не появляется утомления. Приятное чувство по окончании трудной работы свидетельствует, что эта работа была заряжающей, но чувство усталости уже через десять пятнадцать мин. свидетельствует, что упражнение есть раздражающим. Подобный анализ есть крайне важным в занятиях йогой. К примеру, я вижу, как один из моих учеников обучает ардха-чандрасане с признаками раздражающего действия позы — с огромным напряжением, нагрузкой, натяжением сухожилий и мышц. Это то, что я именую раздражающим методом занятий йогой. Я могу подойти и продемонстрировать, как делать позу, применяя стимулирующий подход.

Замечательно осознавая, что у каждого ученика имеется его личные физические недочёты либо болезни, преподаватель обязан пробовать стимулировать больные части тела, но не злить их. В принципе, обучать йоге легко, но верно обучать йоге весьма сложно. Не смотря на то, что у каждого ученика строение мышц, сухожилий и суставов одинаково, оно может варьироваться в следствии психофизиологических нарушений, вызванных личными привычками, исходя из этого преподаватель обязан принимать к сведенью эти нарушения. По данной причине в многочисленных группах время от времени нужно выделить не сильный учеников и дать им отдельные упражнения либо выделить таким людям особенное внимание, дабы избежать вероятных осложнений.

Возвратимся к примеру ученика с сердечной недостаточностью. Сердечная мышца находится в сердечной сумке в центре левой части тела. В случае если сердечная сумка смещается к периферии, это указывает, что сердце расширено и исходя из этого появляются сердечные заболевания. В то время, когда мы делаем такие позы, как сету-бандха-сарвангасана либо випарита-карани, сердечная сумка возвращается в собственный исходное положение. Но в то время, когда мы поднимаем вверх руки, размещение сердца в грудной клетке изменяется, исходя из этого мы не рекомендуем людям с кардиологическими болезнями практиковать позы, вызывающие растяжение сердечных мышц.

Мы так же не рекомендуем им делать стойку на голове, по причине того, что наряду с этим кровь начинает двигаться значительно стремительнее, и в большинстве случаев люди, пребывающие в данной позе, нечайно пробуют остановить дыхание. Мускулы сердца поддерживаются сердечным отделом позвоночника, исходя из этого люди с больным сердцем должны создать и укрепить расположенные в пояснице поддерживающие сердце мускулы. Представьте, что происходит по окончании землетрясения, — так как сердечный приступ подобен землетрясению сердца. Что происходит с почвой в течение нескольких суток по окончании первого толчка? По мере того как она возвращается к устойчивому положению, происходят повторные, более колебания и слабые толчки. Это не новое землетрясение, но толчки длятся, пока массы почвы не укрепятся в новом положении. То же происходит и по окончании сердечного приступа. По окончании главного толчка сотрясения длятся , пока почва не приходит к новому равновесию. По окончании приступа мускулы, защищающие сердце, становятся весьма твёрдыми — волокна этих мышц предельно натянуты. Потому, что мускулы усиленно трудились, дабы обезопасисть сердце, колебания и сотрясения длятся. Исходя из этого задача пребывает в том, дабы привести эти защитные мускулы в пассивное состояние. Мы предлагаем больному те позы, каковые окажут помощь сделать эти мускулы мягкими, а затем они смогут выдержать и повторный сердечный приступ, поскольку уже являются расслабленными и отдохнувшими. В случае если же вынудить этого человека делать стойку на голове, его мускулы, и без того уже перенапряженные, начнут напрягаться еще посильнее, удерживая равновесие тела, и возможно себе представить, чем все это закончится.

Я привел таковой подробный разбор для вашей пользы, дабы продемонстрировать вам пример того, как вы должны доходить к практике асан при физических болезней. Многие люди склонны к необоснованному риску. В случае если кто-то так поступает, ответственность остается на нем самом, но вам не нужно так поступать. Время от времени достаточно мускулы, положить на пол пара подушек, лечь и выполнить шавасану, совместив ее с простой пранаямой, и ограничиться лишь этим.

Следующее предупреждение касается дам, занимающихся йогой: на протяжении менструации им настоятельно рекомендуется избегать перевернутых поз. Естественным процессом на протяжении менструального периода являются выделения. В случае если выделения недостаточны, появляются головные боли и приходится обращаться к доктору. При чрезмерных, обильных кровотечениях также нужно прибегать к лечению. При исполнении перевернутых поз в менструальный период существует тенденция к поглощению, а не выделению. В случае если кровотечения блокируются исполнением перевернутых поз, в организме накапливаются шлаки. Сначала это возможно совсем незаметно, но, потому, что выделения удерживаются силой гравитации, образующиеся в тела шлаки смогут привести к разным заболеваниям, включая кисту, рак и без того потом. Как раз исходя из этого нужно воздержаться от таких поз в менструальный период. Рекомендуем делать сейчас наклоны вперед, при которых естественный процесс выделения не нарушается. При наклонах вперед сохраняется естественное направление тока, и одновременно с этим матка наряду с этим уменьшается, так что процесс подсыхания происходит стремительнее.

Иначе, кишечные кровотечения вовсе не являются естественным процессом, подобным женскому менструальному циклу. В этом случае ограничения на перевернутые позы не используются. Люди, страдающие геморроем, также имеют выделения крови, но при регулярном исполнении перевернутых поз эти симптомы через некое время всецело исчезают. Кровь перестает скапливаться, поскольку поры кожи смягчаются, больные участки подсыхают и происходит излечение. Перемещения кишечника становятся легкими, исходя из этого в нем не появляется разрывов, через каковые может выделяться кровь. Так, при геморрое человеческий организм осуществляет контроль внутреннее течение крови, скоро перекрывая его в определенных местах. Но на протяжении менструального периода организм открыт, и его нельзя закрыть, по причине того, что это приведет к заболеванию.

Я приведу вам один пример из собственной судьбы. Это может шокировать вас, но в течение практически пятнадцати лет у меня были постоянные кровотечения на протяжении отправления естественных нужд. Это происходило любой раз, в то время, когда я отправлялся в туалет, и я еле вставал из-за раздражения в анусе. Я прошел медицинское обследование (я не верю в операции до тех пор, пока не делается очевидным, что это единственный оставшийся выход), и тесты продемонстрировали, что я совсем здоров. Однако, в то время, когда я был в туалете, кровь капала из меня как из крана вода. Я ни при каких обстоятельствах не принимал ни единой пилюли, и все это прошло само собой через пятнадцать лет.

Весьма интересно, многие ли люди владеют достаточной смелостью, дабы показать решимость в аналогичной обстановке? Среди моих учеников было большое количество прекрасных докторов — людей, каковые, как полагают, знают все о аналогичных вещах. Они качали головой и говорили: “Мы не знаем, по какой причине у вас происходят кровотечения. У вас нет никаких внешних повреждений”. Они уверяли меня, что мне нужно лечь на операцию и удалить шейку ануса, но я ответил: “В случае если нет уверенности в том, что я чем-то болен, сообщите, для чего же мне делать операцию?” Они заявили, что в другом случае мои кровотечения будут длиться, а я сообщил: “Пускай они длятся. Я подожду, пока они закончатся сами собой”.

Еще одной довольно часто видящейся заболеванием есть псориаз. Он проявляется в шелушении кожи. На Западе псориаз довольно часто появляется из-за ношения определенных видов носков либо одежды, каковые побывали в автоматических сушилках. Существует множество вероятных обстоятельств заболевания. У здоровых людей заболевание в большинстве случаев не появляется, но люди, страдающие малокровием, легко заражаются псориазом. По моим наблюдениям, в случае если, не обращая внимания на очень раздражающие шелушение и сыпь, человек систематично делает стойку на голове и на плечах, утром и вечером, в целом около двух часов в сутки, трещины псориаза на коже весьма скоро затягиваются, потому, что увеличивается уровень качества крови и наступает стремительное облегчение. Я не утверждаю, что способен вылечить псориаз, но мои наблюдения за многими учениками продемонстрировали, что эту заболевание возможно осуществлять контроль и ускорить процесс выздоровления.

Сейчас поболтаем об экземах. При сухих экземах не существует никаких противопоказаний, возможно делать каждые позы. При мокрых экземах вам нужно быть весьма осмотрительным при исполнении упражнений и шепетильно следить, дабы выделения либо пот с пораженного места не попадала на другие участки кожи. Но если вы задаёте вопросы, возможно ли по большому счету при данной болезни заниматься йогой, то я определенно это подтверждаю; у меня имеется стаж работы с учениками, страдавшими и той, и второй формами экземы.

Я не знаю, сохранились ли в моем организме следы этого, но весьма в далеком прошлом я обучал одного больного экземой, и тогда заболевание перешла и ко мне. Я страдал этим многие годы. Я получил большое количество заболеваний из-за ногтей собственных учеников, по причине того, что частенько на протяжении урока они хватают меня за ноги и другие части тела, их ногти царапают мою кожу. Вы уже слышали, что господин Айенгар время от времени не редкость неотёсан со собственными учениками, в то время, когда оказывает помощь им верно делать позы, но вряд ли вам известно, как мне достается от моих учеников! На моем теле видны покинутые ими следы. Два либо три года меня мучила чесотка. Снаружи на коже ничего не было заметно, но у меня было сильное раздражение, и, дабы снять его, я применял мазь из камфары и гхи. в один раз супруга принесла к себе полное ведро воды. На ручке ведра был весьма острый край. Я не знал, что в помещении стоит ведро, открыл дверь и скоро вошел вовнутрь. Острый край проткнул как раз то место, в котором у меня всегда был зуд, и из него потекла тёмная кровь. Вытекло около чашки данной весьма тёмной крови, раздражение стихло и начала течь простая свежая кровь. Я сообщил жене, что это было как раз то, что злило мое тело все эти долгие годы. Вот такие неприятности появлялись у меня в ходе обучения учеников, не смотря на то, что в большинстве случаев я не говорю о собственных заболеваниях.

В Америке я лечил человека, зараженного СПИДом, и данный человек решился приехать в мой университет в Пуне, дабы заниматься в том месте йогой, по причине того, что он больше не страдал от истощения. Потом он заявил, что опять имел возможность делать любую ручную работу, которую он не имел возможности делать перед тем, как начал практиковать йогу. Мои американские ученики желали открыть особую клинику для ВИЧ-инфицированных и изучить, как йога может оказывать влияние на эту заболевание, но я дал совет им не спешить. В любом случае, разумеется, что люди, страдающие от экзем, подобных болезней и псориаза, смогут заниматься йогой не смущаясь и без опаски вредных последствий.

Наконец, мне хотелось бы разрешить совет быть осмотрительными тем преподавателям, каковые желали бы самостоятельно использовать методики, применяемые вторыми преподавателями в определенных случаях. Представьте, что некто зашел в класс, где я провожу занятия с дамами на шестом месяце беременности, понаблюдал за тем, чему я их обучаю, после этого сказал: “О, это хорошая йога!”, и ушел, считая, что уже знает, как трудиться с беременными дамами. Он не видел, как я тружусь с дамами на вторых сроках, от трех до девяти месяцев. Он не знает, что для каждого месяца беременности у меня имеется особенная методика, но, уходя из класса, данный человек уверен в том, что раз он видел, каким позам я обучал беременных дам, то он уже знает, как это делать.

Я привел пример беременности, но имеется еще много других примеров. К примеру, меня как-то задали вопрос, возможно ли делать перевернутые позы людям, страдающим от глаукомы. У меня были больные глаукомой, каковые делали такие позы, но это совсем не означает, что я советую их всем страдающим данной заболеванием. В случае если я и применял такие позы, то только вследствие того что я знаю, как оказать помощь этому ученику выполнить эту позу. В случае если больной глаукомой делает стойку на голове, его давление увеличивается. Нужно изучить, что наряду с этим происходит с его глазными яблоками, ушами, дыханием. Если бы я, как врач, предписал бы эти позы больным глаукомой, кто-нибудь второй в тот же миг сообщил бы: “Я желаю оказать помощь человечеству, исходя из этого я планирую обучать больных глаукомой перевернутым позам”. Вот случай, что случился пара лет назад.

В Пуне я обучал нескольких учеников с глаукомой а также смещениями сетчатки. У меня было пара больных с маленьким смещением сетчатки, исходя из этого я не переживал вследствие этого. В случае если ученик осознаёт, что его сетчатка начинает смещаться, я могу оказать помощь ему избежать для того чтобы смещения. Но, хоть раз столкнувшись с подобным случаем, впредь я весьма внимателен. Пара лет назад, в то время, когда я проводил занятия йогой с шестью больными, страдающими глаукомой, один человек присоединился к занятиям и следил за тем, как я тружусь. Сам он не был болен глаукомой, но он смотрел за моей методикой, а позднее написал мне письмо, в котором говорилось: “Я видел, как вы обучали стойке на голове больных глаукомой, я также это делаю, и это идет на пользу. Имеете возможность ли вы мне сообщить, чему еще я обязан их учить?” Я был совсем взбешен. Я не в силах что-либо сделать, в то время, когда случаются подобные вещи. Я очень осмотрителен, в то время, когда советую упражнения людям с разными нарушениями здоровья, — через чур много людей, каковые смогут заявить: “Я также буду учить этим упражнениям”. Но принципиально важно то, как вы учите. Если вы не понимаете, как это делать, не делайте этого. Это справедливо не только для стойки на голове, но и для многих вторых асан, каковые смогут повышать глазное давление. Не делайте этого, если вы не понимаете, как это делать. Это страшно. В аналогичных случаях делайте лишь наклоны вперед. Этому вы имеете возможность учить без риска причинить вред. В случае если глаукома остается в прошлом состоянии, она, непременно, не будет возрастать, так что в безопасности пребываем и я, и вы, и ученик, делающий позы.

Мастерство исцеления

Главной целью йоги есть блаженства и достижение свободы, а побочные результаты, каковые вы достигаете на этом пути, включая физическое здоровье, для занимающегося йогой вторичны. Однако мы можем видеть, как эти побочные результаты воплощаются в судьбу и как следствия занятий асанами и пранаямой проявляются в отечественном теле, омолаживая все его клетки. Замечая, мы можем изучить, как разные перемещения смогут вызывать разнообразные физические и физиологические эффекты, мы приходим к пониманию того, что они являются методами влияния и на другие части тела.

Это классическое знание, но сообщение с традицией была утеряна. Исходя из этого ученые и практикующие йогу должны возобновлять ее. Обстоятельства утраты этих связей — исторические, и нам направляться о них знать. Одно время йогой в Индии занимались фактически все. В те времена в Индии был мир — на нее никто не нападал. Но после этого, в последнее тысячелетие, Индия стала жертвой бессчётных набегов и вторжений с севера, востока и запада и, наконец, кроме того с южной стороны, с моря. Ее культура, ее центры и храмы обучения были уничтожены и стёрты с лица земли. Так погибли многие древние традиции, и отечественная сообщение с ними ослабла. Традиционно священное знание хранилось в том месте, но оно было утеряно, и сейчас мы должны постигать его заново. Вот из-за чего нам приходится направляться отечественному собственному опыту и открывать то, что я именую оптимальным действенным перемещением.

Влияние стресса на женские гормоны — взор Аюрведы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: