Йога-сутра патанджали и вьяса-бхашья)

Для человека наделенного различающим знанием все существующее имеется воистину Страдание – в силу постоянного трансформации, тревоги, обусловленности, несчастья и по обстоятельству обоюдной противоположности в проявлении гун.

НЕведение и имеется принятие всего этого за счастье. Гунна – это свойство, свойство. Существует три гуны:

1. Сатва – олицетворяет все хорошее, добропорядочное, возвышенное.

2. Раджас – свидетельствует деятельность, динамизм, страсть.

3. Тамас – символизирует инертность, неподвижность, невежество.

Тот, кто постигнув некую сущность – показанную либо непроявленную – как свойство Я, радуется ее процветанию, считая это своим собственным процветанием, либо печалится ее упадком, полагая это своим собственным несчастьем, тот полностью непросветленный.

Пять аффектов

Аффекты – это пять фальшивых наполнителей сознания, — таково значение слова.

1. НЕВЕДЕНИЕ

2. ЭГОИЗМ

3. ВЛЕЧЕНИЕ

4. ВРАЖДЕБНОСТЬ

5. ЖАЖДА СУДЬБЫ

Пребывая в постоянном перемещении, они усиливают функцию гун, поддерживают их метаморфозы, расширяют поток следствий и причин и, являясь взаимной опорой приятель для приятеля, приводят к созреванию кармы т.е. следствий и причин.

1. НЕВЕДЕНИЕ – есть полем для следующих за ним аффектов, пребывающих в спящем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом состояниях.

а) Спящее состояние лишь как потенциальности, обретают состояние семян, талантливых плодоносить.

Пробуждение для того чтобы аффекта происходит при актуальной встрече с объектом. Но, для владеющего Высшим знанием, другими словами для того, у кого семя аффектов сожжено, это пробуждение более не наступает кроме того при встрече с объектом, потому что как может взойти прокаленное семя? Как раз потому умный, чьи аффекты исчерпаны, именуется пребывающим в последнем теле. Лишь в нем, но не в ком-либо втором, существует это пятое состояние прокаленного семени. При таких условиях, кроме того при наличии аффектов действенность их семян исчерпана, и, не смотря на то, что чувственный объект может находиться, их пробуждение не наступает. Итак, спящее невозможность и состояние аффектов их произрастания из прокаленных семян растолкованы.

б) Сейчас речь заходит об ослабленности: аффекты подавленные культивированием противоположных состояний, становятся не сильный.

в) Подобным образом аффекты именуются прерванными в то время, когда, перехватываемые иногда тем либо иным объектом, они опять и опять проявляются в активной форме.

— Из-за чего это происходит?

— По причине того, что на протяжении страстного влечения, к примеру, враждебность не обнаруживается. И вправду, на протяжении страстного влечения нет активного проявления враждебности. А страсть, испытываемая к одной даме (мужчине), отнюдь не исключает страсти к вторым дамам (мужчинам), легко сейчас страсть проявляется к данной даме, в будущем же она может проявляться и к вторым. Иными словами, эта будущая свойство влечения имеется одновременно и спящая, и ослабленная, и прерванная.

г) Тот же аффект, что реализуется по отношению к чувственному объекту, именуется всецело развернутым. Все эти четыре состояния не выходят за пределы сферы аффективности.

— Что же, при таких условиях любой аффект именуется прерванным, спящим, ослабленным или полностью развернутым?

Это как раз так. Но по особенностям быть прерванными и т.д., лишь будучи привязанными к тем либо иным объектам. Подобно тому как аффект перестает функционировать в следствии культивирования противоположного состояния, он совершенно верно так же проявляется через высказывающий его показатель.

Все эти аффекты сущность только разновидности неведения.

— Из-за чего?

— По причине того, что все они захлестнуты неведением. В то время, когда настоящий образ переформировывается в сознании благодаря неведения, как раз при нем аффекты и обретают помощь. Они обнаруживаются, в то время, когда налицо фальшивые содержания, и устраняются при устранении неведения.

2. СУЩНОСТЬ НЕВЕДЕНИЯ

Неведение имеется постижение вечного, чистого, счастья, Атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.

Постижение вечного в невечных следствиях возможно видеть на примере высказываний: почва непреходяща, небо с звёздами и луной всегда, жители неба бессмертны. Так же направляться не забывать и видение чистоты в нечистом и в высшей степени ужасном теле. Сообщено: По причине нахождения в материнском лоне, рождения, поддержания судьбы пищей, выделений, разрушения плоти, и необходимости содержать тело в чистоте, умные знают, что оно нечисто.

Постижение чистого в нечистом возможно видеть и на втором примере: Эта женщина привлекательна, как серп молодого месяца, члены ее как будто бы сотворены из амриты и мёда; она думается рожденной из осколка расколовшейся луны; глаза ее продолговаты, подобно лепесткам светло синий лотоса; собственными кокетливыми взорами она как будто бы освещает все живое.

— Как разобраться, что с чем тут связано? В следствии и появляется представление о чистом относительно того, что само по себе нечисто. Этим примером растолковано и фальшивое представление о добродетельном в том, что недобродетельно, и представление о хорошем в том, что само по себе недостойно.

Подобным же образом создатель собирается сообщить и об отнесении к счастью того, что имеется страдание: Для наделенного различающим знанием все существующее имеется воистину страдание – в силу постоянного трансформации, тревоги, обусловленности, несчастья и по обстоятельству обоюдной противоположности в проявлении гун. Неведение и имеется принятие всего этого за счастье. Совершенно верно кроме этого и принятие Атмана (Высшее Я), за то, что не есть Я, будь то внешние средства – одушевленные либо неодушевленные, либо тело как опора чувственного опыта, либо рассудок как инструмент Пуруши, — все что имеется ошибочное принятие за Я того, что имеется не-Я, другими словами не-Атман.

Так, вследствие этого сообщено: Тот, кто постигнув некую сущность –

показанную либо непроявленную – как свойство Я, радуется ее процветанию, считая это своим собственным процветанием, либо печалится ее упадком, полагая это своим собственным несчастьем, тот полностью непросветленный. Все это и имеется неведение четырех видов, каковые являются источником постоянного скрытой предрасположенности и потока аффектов к деятельности вместе с ее результатами. Эту действительность направляться осознавать как некую сущность, владеющую объективной действительностью – по аналогии с не-втором. Подобно тому, как не-приятель не свидетельствует ни отсутствия приятеля, ни кого или равного приятелю, а его противоположность, т.е. неприятеля. Так и неведение не есть ни источником подлинного знания, ни отсутствием такового источника, но только иным типом видения, противоположным знанию.

3. ЭГОИЗМ

Эгоизм имеется кажущаяся тождественность обеих свойств – инструмента видения и чистого видения.

Пуруша имеется свойство чистого видения, интеллект-инструмент видения. Аффект, именуемый эгоизмом, появляется , если совершается как бы изменение обеих этих свойств в одну сущность. Опыт как такой делается вероятным, в то время, когда свойство быть субъектом опыта и свойство быть его объектом, в высшей степени разные и не смешиваемые одна с другой, воспринимаются так, как если бы они были неразделенными. Но при постижении их настоящей сущности появляется безотносительное разъединение. Откуда же при таких условиях может показаться опыт? В данной связи сообщено: кто не видит, что Пуруша имеется иное, нежели интеллект, хороший от него по форме проявления, природе, знанию и другому, тот благодаря заблуждения – заменяет его своим интеллектом, т.е. умом.

4. ВЛЕЧЕНИЕ

В лечение неразрывно связано с удовольствием. Желание, жажда, страстное рвение к удовольствию, к средствам его успехи, появляющиеся у познавшего удовольствие при воспоминании о прошлом удовольствии и имеется влечение.

5. ВРАЖДЕБНОСТЬ

Враждебность неразрывно связана со страданием. То сопротивление страданию либо средствам, его вызывающим, отвращение, злоба, бешенство по отношению к нему, каковые появляются у познавшего страдание при воспоминании о прошлом страдании, и имеется враждебность.

Ужас СМЕРТИ

Самосущая жажда судьбы появляется кроме того у умного.

У всех живых существ всегда присутствует такое пожелание самому себе: Да не прекращу быть! Да буду я всегда!. И это пожелание ни при каких обстоятельствах не появляется у того, кто не испытал состояние смерти. Тем самым устанавливается достоверность опыта прошлых рождений. И данный аффект-жажда судьбы – самосущен кроме того у только что показавшегося червя. Ужас смерти, что по собственной сути имеется проницание будущего уничтожения и что не может быть растолкован ни при помощи восприятия как источника подлинного знания, ни при помощи логического вывода либо авторитетного свидетельства, разрешает заключить, что страдание вызываемое смертью, испытывалось в прошлых рождениях. И, подобно тому как аффект, другими словами жажда судьбы, обнаруживается у очень невежественных существ, он совершенно верно так же появляется кроме того у мудреца, познавшего конец и начало круговорота бытия.

— Из-за чего так происходит?

— Вследствие того что данный бессознательный след испытанного через смерть страдания однообразен для обоих: и для мудреца, и для лишенного мудрости.

Афоризмы йога Патанджали. Свами Вивекананда.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: