Качественно-количественные признаки аудитории

Качественный состав разных групп аудитории современных СМИ во многом выяснен социальной структурой общества. Раскрыть же механизм развития, трансформации для того чтобы сложного объекта, как аудитория СМИ, согласно точки зрения социологов, возможно лишь совокупностью показателей. Значительно чаще к п е р в о й группе черт аудитории относят как следует-количественные показатели, благодаря которым описывается внутренняя структура аудитории, довольно свободная от совокупности средств массовой информации. Среди них выделяются: социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, Социальное положение, опытная принадлежность, домашнее положение и т. д.); социально-психотерапевтические характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы и т. п.).

Характеристики процесса потребления массовой информации

Вторая своеобразная несколько показателей характеризует аудиторию в ее ярких взаимоотношениях со СМИ. Она возможно выражена рядом как следует-количественных черт, обрисовывающих процесс потребления массовой информации. Так, например, возможно выделить следующие подгруппы показателей.

1. Характеристики условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации.

2. Характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через разные каналы СМИ, которые связаны с фиксацией ее настоящего коммуникативного поведения. Условно эти характеристики разделяются на два вида. Первый — это показатели владения тем либо иным источником массовой информации (подписка на издания либо регулярность их приобретения, наличие теле-радиоапаратуры). Второй — показатели, разрешающие оценить степень включенности аудитории в процесс потребления мас совой информации (частота, интенсивность, регулярность обращения к тому либо иному источнику, затраты времени на контакты с ним и т. д.).

3. Характеристики отношения аудитории к материалам средств массовой информации, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнениях, пожеланиях. Возможно рассмотрен самый широкий комплекс показателей, характеризующих как неспециализированное отношение аудитории к программе, передаче, материалу, так и оценка их отдельных сторон, проявлений (к примеру, оценка оперативности, уровня критичности, объективности, актуальности, конкретности и т. д.).

4. Характеристики информированности аудитории о различных сферах действительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях средств массовой информации, и информированности о деятельности самих СМИ.

5. Характеристики, которые связаны с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации (а также обсуждение, применение взятой информации в разных сферах деятельности опрощеных, обращение в массмедиа, нештатное сотрудничество и т. д.).

Характеристики действия СМИ

Третья несколько черт связана с изучением действия сообщений средств массовой информации на сознание аудитории. При их помощи социологами, психологами, политологами (в большинстве случаев, на протяжении комплексного анализа деятельности не только СМИ, но и всей совокупности жизнедеятельности аудитории, образа судьбы) фиксируются трансформации, происходящие в поведении и сознании зрителей, слушателей, читателей.

Создание СМИ матрицы самоопределения социального субъекта

Специфика информационной картины мира, создаваемой журналистикой, согласно точки зрения последовательности ученых (А.Д.Урсула, Н.Н.Моисеева, Р.Ф.Абдеева), обусловлена не только содержанием – наличием социально-культурного и политического контекста. Будучи социальной по собственному статусу, она, в отличие от классической, зависит не только от дина и логикимики развития публичных представлений и знаний. Произвол правительства, прагматические, рыночные интересы складывающейся информационной индустрии становятся источниками и «фильтрами» необычных информационных потоков. Оформляясь в то либо иное печатное издание, программы теле- и радиопередач, они создают определенную совокупность общественного знания о мире, организуют собственный круг потребителей информации. Просматривая выпуски одной и той же газеты либо издания, человек тем самым идентифицирует себя с информационной картиной мира, создаваемой данным печатным органом. Данный «микрокоммуникационный мир» не только просвещает, наставляет и развлекает, но и формирует необычную матрицу самоопределения социального субъекта.

Слои населения

Германские исследователи просчитали методы применения СМИ и ожидания от них у различных слоев населения. Для описания форм применения СМИ использовалась модель, созданная Гейдельбергским Университетом SINUS, в которой различают следующие слои населения: а) ведущая социальная среда (28% населения) — ко мне относятся прекрасно устроившиеся люди (10%), постматериалисты (10%) – свободомыслящая несколько, сформировавшаяся в 1960-е гг., современные деятели (8%) – юная, нетрадиционная элита, которая пытается к интенсивной личной и опытной судьбе и отличается высокой гибкостью; б) классическая среда (26%), которую воображают консерваторы (5%), люди, яро защищающие ветхие традиции (15%), люди, испытывающие ностальгию по ГДР (6%); в) главная среда (27%), к которой относят среднестатистических граждан (16%) – ориентированы на статус, стремятся к опытному и социально устойчивому положению, потребители-материалисты (11%) – малообеспеченный слой населения с очень сильно выраженными материалистическими сокровищами, стемящиеся достигнуть стандарта потребления и так сгладить собственный социально-непривлекательное положение; г) гедонистическая среда (18%), представленную экспериментаторами (7%) – новая экстремально индивидуалистическая богема, которая жаждет неограниченно спонтанной жизни, полной противоречий и вычисляет собственный стиль судьбы авангардным, гедонисты (11%) – современный социально непривлекательный и средний слой населения, что ориентирован на получение наслаждений.

использование и Стиль жизни СМИ

Экспериментальное изучение германских медиапсихологов продемонстрировало, что в зависимости от стиля судьбы люди по-различному применяют СМИ. Так, прекрасно устроившиеся люди просматривают большое количество различной литературы и мало, но целенаправленно наблюдают телевизор, в котором их больше всего интересуют информационные передачи, и художественные фильмы. Они — активные пользователи Интернета. Постматериалисты кроме этого большое количество просматривают и довольно мало, но целенаправленно наблюдают телевизор. Они интересуются тем, что происходит в мире, и достаточно взыскательны к развлечениям, с радостью ходят в кинотеатры, частенько пользуются Интернетом. Современные деятели — большое количество просматривают и мало наблюдают телевизор. Среди телевизионных программ самый предпочитают актуальные американским сериалы, художественные фильмы, каковые скоро становятся «хитами», передачам и комедийным передачам, повествующим о стиле судьбы вторых людей. Они — самые активные пользователи Интернета. Представители классической среды — самые ярые поклонники телевидения. Консерваторы наблюдают новости и информационные передачи, художественные фильмы и немецкие сериалы, и слушают народную музыку. Люди, каковые отстаивают ветхие традиции, предпочитают музыкальные передачи с народными песнями, германские сериалы, развлекательные программы и викторины, ток-шоу. Они просматривают желтую прессу, рекомендации и медицинские справочники для пенсионеров и не интересуются Интернетом. Похожий, не смотря на то, что и более широкий, профиль использованияСМИ у людей, каковые испытывают ностальгию по ГДР. Они отдают предпочтение каналу кабельного ТВ. Среднестатистические граждане много наблюдают телевизор, отдавая предпочтение развлекательным программам. Их любимые передачи — германские и художественные фильмы и американские сериалы, и развлекательные и реалити-шоу. Потребители-материалисты наблюдают телевизор большое количество и выбирают наряду с этим развлекательные программы. Они просматривают издания развлекательного и эротического содержания, и для поклонников и автолюбителей ТВ, ниже среднего применяют Интернет. Гедонисты наблюдают телевизор с частотой ниже среднего. Но спектр их заинтересованностей достаточно широкий: от американских сериалов и художественных фильмов — до комедий и реалити-шоу. Они просматривают издания о киноискусстве, телевидении, эротике, авто и молодежной культуре и являются рядовыми пользователями Интернета. Экспериментаторы с радостью наблюдают телевизор, причем их интересуют как художественные фильмы и американские сериалы, и комедийные передачи и мультфильмы, так и сериалы-экранизации хороших произведений, передачи о культуре и на злободневные темы. Они не весьма интенсивно пользуются Интернетом.

Современный социум –«многоалтарное общество»

Как показывает рассмотренное выше изучение германских ученых принадлежность к определенной социальной группе — среде — воздействует на выбор СМИ и телевизионной программы. Нескончаемый поток безграничной информации, обрушившийся на человека в двадцатом веке и продолжающий расти в третьем тысячелетии, разрешил индивидам получить доступ к любым идеям, сокровищам. Человек выбирает их по собственному вкусу и сооружает соответственно собственный видение картины мира. Не просто так японский футуролог Д.Кашида назвал современный социум «многоалтарным обществом», где любой может поклоняться своим «всевышним», ориентироваться на каждые идеологические и ценностные установки. Представленный выше подход стал причиной волны изучений вопроса: как зритель (слушатель, читатель) выбирает программу (печатное издание)? В поиске ответа на эту проблему ряд исследователей представили целые совокупности мотивов применения СМИ, создали их классификации.

Количественные VS качественные способы в социологическом изучении.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: