Качество личности как субъекта жизни

Психотерапевтическое уровень качества личности как субъекта судьбы зависит от качества жизненных взаимоотношений, каковые продуцирует личность. Главные параметры, по которым возможно индивидуализировать уровень качества субъекта судьбы, это — широта, структурированность и иерархизированность жизненных взаимоотношений личности. Оптимальная конфигурация жизненных взаимоотношений личности достигается сочетанием широты, высокой иерархизации и структурированности.

Широта жизненных взаимоотношений интерпретируется как содержательность и богатство смысловых связей субъекта с судьбой. «Это достаток и отличает человека, жизнь которого охватывает широкий круг разнообразной деятельности…». Широта жизненных взаимоотношений, в первую очередь, исчисляется числом источников потребностей жизни – и смысла ценностей, из которых личность черпает конкретные смыслы собственного бытия. Разумеется, что любой дискретный источник смысла жизни конституирует отдельную от вторых мотивационную линию судьбы, инициирует и побуждает отдельную деятельность, вплетенную в неспециализированную психотерапевтическую структуру жизнедеятельности субъекта. Широте жизненных взаимоотношений на втором полюсе шкалы личных различий противостоит узость связей человека с собственной судьбой. Как думает С. Л. Рубинштейн, для психотерапевтического вида личности значительное значение имеет круг ее потребностей, сокровищ, интересов и жизненных идеалов; широта этого круга определяет содержательность, диапазон судьбы человека. «Различие круга интересов определяет разную по собственному содержанию базу духовной судьбы личности – от духовно нищенской, убогой судьбы одних людей до поражающей своим достатком судьбы вторых»
Структурированность жизненных взаимоотношений есть содержательной чёртом, которая отражает неспециализированную смысловую направленность жизненного пути личности. Структурированность задается конфигурацией главных потребностей и ценностей в динамической совокупности смысла жизни. Данный параметр психологически близок к тому, что в литературе обозначается как «направленность личности». Направленность личности на определенные сокровища преобразуется в неспециализированную интенциональную направленность ее жизненного пути. Воплощение личностной направленности в неспециализированную смысловую направленность личного жизненного пути осуществляется поступками и делами личности как субъекта судьбы.С. Л. Рубинштейн считает, что кроме уровня интересов и характеристик богатства личности, направляться разглядывать их распределение. Тут или «жизнь человека полностью сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне…», или в структуре личности имеются «две либо по большому счету пара как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми время от времени более либо менее бесконфликтно распределяется, а время от времени, двоясь, расщепляется жизнь человека». «Человек обретает всю полноту собственного бытия и выявляется во всех собственных людских качествах по мере того, как он выступает по отношению ко всем сторонам бытия, жизни. Это имеется определение параметров людской бытия, по которым определяется уровень людской судьбе»
Иерархизация жизненных взаимоотношений конкретизируется как мера субординации основных источников смысла жизни, степень соподчинения стержневых мотивационных линий судьбы. Разъединенность главных мотивационных линий судьбы формирует вид человека живущего отрывочно, то одной судьбой, то второй. Наоборот, высокая степень иерархизации смысловых структур, интегрированных в динамической совокупности смысла жизни, содействует гармоническому соединению парциальных линий судьбы в единый и внутренне цельный жизненный путь личности. В последнем случае при реализации частных жизненных линий субъект как бы «примеривает» их к главному жизненному мотиву – смыслу судьбы. Параметр иерархизации смысла жизни дополняет указанный параметр широты. В соответствии с воззрениям С. Л. Рубинштейна, вопрос о широте духовной судьбы личности теснейшим образом переплетается с вопросом о ее уровне. «Та же степень узости заинтересованностей, кроме того средоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, получает совсем иное уровень качества в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность либо данный интерес; одно дело, в то время, когда речь заходит о потребности либо интересе, что в силу собственной элементарности сам есть весьма узким, совсем другое дело, в то время, когда не смотря на то, что личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так велик, что с его высоты перед личностью раскрываются широкие горизонты» .

08 Субъект, индивид, личность


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: