Качетсвенные методы сбора информации

1.Различие между качественным и количественным способом сбора информации

В чем отличие между количественным и качественным изучением? В случае если упрощенно, то количественное изучение генерирует числовые эти, каковые возможно преобразовать в числа. Качественное изучение создаёт нечисловые эти.

В количественном изучении планируют и анализируются лишь те эти, каковые возможно измерить.

Качественное изучение сосредоточено на сборе по большей части вербальных данных, нежели измерений. Собранная информация анализируется в интерпретативной, субъективной, импрессионистской либо кроме того диагностической манере.

Потом приводится более детальное сравнение двух типов изучений.

1. Цель изучения

Первичная цель качественного изучения пребывает в том, дабы обеспечить полное, детальное описание темы изучения. По природе оно в большинстве случаев более изыскательное.
Количественное изучение, иначе, фокусируется больше на классификации и подсчёте изюминок, и на построении статистических чисел и моделей для объяснения того, что отмечается.
2. Применение

Качественное исследовнаие идеально для более ранних фаз научно-исследовательских работ, а для последней части изучения рекомендуется количественное изучение. Последнее, если сравнивать с качественным, дает исследователю более ясную картину того, что направляться ожидать на протяжении изучения.
3. Инструменты для сбора данных

В количественном изучении исследователь делает функцию инструмента сбора первичных данных. Тут исследователь применяет разные стратегии сбора данных, в зависимости от тяги либо подхода изучения. Примерами стратегий сбора данных, применяемых в качественном изучении, являются личные всесторонние интервью, структурированные и неструктурированные интервью, фокус-группы, анализ рассказов, содержания либо документов, участвующее архивное исследование и наблюдение.

Иначе, количественное изучение применяет такие инструменты как анкетные опросы, простые опросы, измерения и другие приемы для накопления числовых либо измеримые эти.

4. Тип данных

Представление данных в качественном изучении находится в форме слов (интервью) и изображений (видео) либо объектов (артефакты). В качественном изучении цифры скорее покажутся в виде графиков. Но в количественном изучении эти довольно часто бывают представлены в таблицах, содержащих цисла и статистику.

5. Подход

Качественное изучение есть первично субъективным в подходе, потому, что пытается осознать причины и человеческое поведение, каковые лежат в базе для того чтобы поведения. Ученые имеют тенденцию субъективно погружаться в содержание в этом типе изучения.

В количественном изучении ученые имеют тенденцию объективно удаляться от темы. Как раз потому количественное изучение есть объективным в подходе в том смысле, что ищет только анализ и точные измерения целевых концепций для ответа на вопрос.

Определение способа, что надлежит применять
Споры продолжаются сейчас, чем один способ лучше другого. Обстоятельство того, из-за чего до сих пор нет правильного ответа, кроется в том, что у любого способа имеется минусы и плюсы, каковые изменяются в зависимости от темы дискуссии.

В случае если изучение пытается узнать ответ на вопрос при помощи числового доказательства, то нужно применять количественное изучение. Но в случае если требуется пояснить, из-за чего случилось именно это, либо из-за чего имеет место своеобразное явление, нужно применять качественное изучение.

Кое-какие изучения сочетают оба типа, разрешая им дополнять друг друга. К примеру, в случае если нужно узнать, какое поведение человека господствует в связи с определенным объектом либо событием, и одновременно с этим цель — узнать, из-за чего дело обстоит как раз так, то совершенным будет именно применение обоих способов.

2.Глубинные интервью

Глубинные интервью – это личная беседа, проводимая по заблаговременно созданному сценарию. Не смотря на то, что интервьюер придерживается некого неспециализированного замысла интервью, их формулировки и порядок вопросов смогут значительно меняться, в зависимости от того, что говорит респондент. При применении способа углубленных интервью на высказывания респондента не воздействуют окружающие (как это происходит, к примеру, в фокус-группах).

Глубинное интервью дает возможность приобрести неформализованную данные качественного характера. К примеру, для тестирования идей и поиска позиционирования рекламных образов способ глубинного интервью один из самых обоснованных.

Кроме этого данный способ есть фактически единственным методом изучения труднодостижимых опрощеных, недоступных для организации формализованных опросов и фокус-групп, к примеру лиц с высокими и очень высокими доходами.

Глубинные интервью базируются на применении методик, побуждающих опрощеных к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Это разрешает добраться до самых небольших подробностей, узнать все нюансы реакций и поведения опрощеных, каковые смогут быть серьёзны для ответа задач изучения. Проведение глубинного интервью требует высокой квалификации интервьюера. Интервью проводится при личной встрече в отсутствие посторонних лиц, или по телефону, в случае если это допускается характером изучения.

Глубинное интервью может продолжаться от 30 мин. до 3-4 часов в зависимости от особенностей и задач исследования самого респондента. Значительно чаще глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого способа, в то время, когда в беседе принимают участие 2 либо 3 респондента. Беседа фиксируется на аудио либо плёнку. Запись подвергается обработке, из-за которой исследователь приобретает текст всего интервью (письменная расшифровка). На базе письменной расшифровки беседы пишется аналитический отчет. Запись употребляется кроме этого чтобы учесть при анализе невербальные реакции опрощеных.
Среди личных интервью этот способ глубинных интервью есть самоё дорогим.
Количество выборки зависит от бюджета исследования и исследовательских задач. В большинстве случаев, в рамках одного изучения проводится не меньше 20-30 глубинных интервью.

Преимущества:

  • полная представленность и «большинства», и «меньшинства» точек зрения в силу отсутствия влияния главных проблем и личностей, которые связаны с групповыми процессами;
  • возможность дискуссии интимных либо сугубо личных тем;
  • отсутствие давления со стороны людей собственного круга;
  • преодоление определенных сложностей рекрутинга;
  • преодоление тенденции высказывать обширно распространенные, социально приемлемые точки зрения;
  • возможность более дробной сегментации совокупности опрощеных если сравнивать с групповыми дискуссиями

Ограничения способа:

  • Сложность обработки данных глубинного интервью воздействует на сроки проведения изучения и может вести к утрата качества.
  • Анализ данных глубинного интервью начинается с письменной расшифровки интервью с аудио либо видео носителя. Затем аналитик изучает все материалы глубинного интервью и формирует в аналитическом отчете неспециализированную картину, распознанную на протяжении изучения.
  • Высокие цены на изучения способом глубинного интервью кроме этого возможно отнести к условным недочётам способа.

Личные глубинные интервью более предпочтительны, чем групповые дискуссии, в следующих случаях:

  • исследуемая тема сложна для дискуссии и требует своеобразных знаний;
  • интервью захватывает такие вопросы, в то время, когда респонденты не будут сказать о предмете изучения на протяжении групповых дискуссий, либо будут скованы в собственных ответах;
  • нужно глубокое познание сложных социальных ролей либо необходимо обратиться к биографии респондента, анализу единичного случая, дабы распознать вероятные факторы, повлиявшие на формирование его представлений;
  • тема затрагивает глубоко индивидуальные, интимные переживания опрощеных, к примеру, вопросы медицинского характера;
  • в одного социума существуют негласные запреты на дискуссию каких-либо неприятностей;
  • исследуемая тема провоцирует большой уровень группового давления;
  • респонденты малы и географически удалены друг от друга;
  • респондентами являются важные лица, люди с высокими доходами либо легко весьма занятые люди

3.Проекционные методики

Фокус-группы и глубинные интервью являются прямыми способы сбора информации, в то время, когда респондентам говорят о настоящих целях проводимого изучения либо поставленная задача делается очевидной на протяжении опроса. Проекционные способы отличаются тем, что с их помощью маркетологи пробуют скрыть цель изучения.

Проекционный способ (projective technique) — это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая опрощеных высказывать интервьюеру) собственные скрытые мотивы, убеждения, отношения либо эмоции довольно обсуждаемой неприятности, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю, В для того чтобы рода изучении опрощеных просят растолковать поведение остальных людей, а не собственный собственное. Пробуя сделать это, респонденты непроизвольно высказывают собственные мотивы, убеждения, чувства и отношения по поводу той либо другой ситуации.

Так, разбирая ответы опрощеных, возможно выяснить их позицию по этому вопросу. Наряду с этим задаются преднамеренно неизвестные, нечеткие и неоднозначные вопросы. Чем двусмысленнее обстановка, тем больше люди раскрывают собственные эмоции, потребности, мотивы, ценности и отношения. Примером может служить работа в клинической психологии, на которой основаны проекционные способы. Так же как и в психологии, они подразделяются на ассоциативный, завершающий, структурный и экспрессивный способы. А сейчас детально о каждом из них.

Ассоциативные способы

При применении ассоциативных способов (association tecnique) человеку показывают какой-либо предмет, а позже его просят сообщить о нем то, что прежде всего приходит на ум. самый известный из них — способ словесных ассоциаций (word association), в то время, когда респонденту показывают по одному слову из перечня, и он обязан подобрать к нему слово, которое первым приходит на ум. Слова, касающиеся темы опроса, разбросаны по всему перечню и именуются тестовыми словами. В перечне большое количество нейтральных слов, написанных, дабы не было безлюдных мест. Такие слова скрывают подлинную цель изучения. Вот пара слов из изучения Выбор универмага: расположение, парковка, посещение магазина, уровень качества и цена. Любой ответ стенографируется и отвечать необходимо скоро, исходя из этого легко установить, кто из опрощеных сомневается либо думает (больше трех секунд). Ответы записывает интервьюер, а не респондент. Наряду с этим он дает то время на ответ, которое нужно респонденту, дабы его записать.

Так ассоциативная методика опроса разрешает респондентам раскрыть собственные внутренние эмоции довольно интересующей исследователя темы. Ответы анализируются на основании подсчетов числа повторов слов-ассоциаций; секунд, потерянных перед тем как ответить; опрощеных, каковые по большому счету не смогли подобрать ассоциации к словам в пределах отведенного периода времени. Людей, каковые по большому счету не смогли ответить, квалифицируют как через чур эмоциональных опрощеных, чьи чувства мешают им при ответе на вопросы. Довольно часто ассоциации разделяют на благоприятные, негативные либо нейтральные. Дальше продемонстрировано, как на примере подробных ответов возможно установить отношение человека и скрытые чувства довольно исследуемого вопроса.

Существует пара вариантов проведения стандартного способа словесных ассоциаций, в частности опрощеных смогут попросить назвать не одно, а первые два, три либо четыре слова, каковые приходят на ум. Данный способ кроме этого применяется в контрольных тестах в отличие от способа свободной ассоциации. В контрольных тестах опрощеных смогут задать вопрос: Какие конкретно универмаги приходят вам на ум прежде всего, в то время, когда речь заходит о отличных товарах? Более подробную данные возможно взять, применив завершающие способы, каковые являются естественным продолжением способов ассоциации.

Способы завершения обстановки

В способах завершения обстановки (completion tecniques) респондента просят придумать завершение придуманной обстановке. В большинстве случаев в маркетинговых изучениях используют способы, где от респондента требуется закончить предложения либо придумать окончание какой-либо истории.

Завершение предложения. Способ завершения предложения (sentence completion) чем-то напоминает словесную ассоциацию. Вниманию опрощеных предлагают незаконченные предложения и просят придумать концовку, применяя фразы и те слова, каковые первыми приходят в голову.

В сквозном примере Выбор универмага продемонстрировано одно преимущество данного способа над способом словесной ассоциации. В то время, когда имеется целые предложения — респондентам легче ориентироваться. Способ завершения предложений в отличие от словесной ассоциации дает возможность приобрести больше информации об чувствах опрощеных. Но он не маскирует намерения исследователя кроме этого прекрасно, как способ словесных ассоциаций, и исходя из этого многие из опрощеных смогут додуматься о целях изучения. Окончание абзаца — один из видов способа завершения предложения, в то время, когда респондент придумывает окончание абзаца, что начинается с интересующей исследователя фразы. Расширенная версия способов завершение предложения и окончание абзаца — это способ завершения истории.

Завершение истории. При с способом завершения истории (story completion) респондентам предлагают отрывок истории, что нацеливает внимание человека на определенную тему, но не намекает на окончание. Концовку необходимо придумать самому, как продемонстрировано в нижеследую щемпримере.

Придуманное респондентом окончание истории продемонстрирует его отношение к израсходованному в магазине времени да и то, как он эмоционален при посещении магазина.

4. Способ фокус-группы

Способ фокус-группы (либо, как его еще именуют, фокусированное интервью) представляет собой по сути дела групповую дискуссию, на протяжении которой узнается отношение участников к тому либо иному виду деятельности либо продукту данной деятельности. К примеру, возможно обсудить, как участники принимают проекты и жилищную проблему ее решения, оценивают характеристики квартир, их цена, ставки по ипотекам и т.д. Сокровище приобретаемой информации пребывает в том, что участники дискуссии, по возможности «очистившись» от идеологических установок (вербальных штампов), становятся свободными и раскованными в собственных ответах.

Этот способ начал использоваться в середине XX в. В первый раз он был использован американскими социологами Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом в 1941 г. для изучения эффективности действия на население радиопередач. Сейчас данный способ обширно употребляется в социологии, психологии, политологии, экономике и т.п.

Способу свойственны следующие характеристики:

§ численность групп в большинстве случаев образовывает от 2 до 8 участников и, в большинстве случаев, не превышает 10 участников;

§ несколько формируется с учетом цели изучения. К примеру, в случае если изучается эффективность электробритв, то возможно организовать две однородные группы мужчин — «молодежную» и «старшего возраста». При изучении эффективности телепередач, ведущих, комментаторов целесообразно организовать четыре группы, где в мужских (либо женских) группах соответственно представлены участники различных возрастов;

§ продолжительность дискуссии в зависимости от задач изучения колеблется от 1 до 3 ч;

§ дискуссию ведет модератор — умелый социолог либо психолог.

Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий общения для атмосферы доброжелательности и каждого участника и комфорта для группы в целом.

Подготовка

Фокусированное интервью, как и любое второе социологическое изучение, предполагает:

§ написание программы, где формулируется и обосновывается неприятность, определяются цель, задачи, объект, предмет изучения, и обследуемая совокупность, размер и число фокус-групп, обработки и инструментарий сбора социологической информации. В большинстве случаев на этом этапе не выдвигается догадок, так как полагают, что это может предопределить познание некоторых неприятностей;

§ подготовка команды, которая складывается из ассистентов и модератора. Один из помощников ведет аудио- либо запись, фиксируя особенности высказываний (к примеру, эмоциональность, невербальные характеристики). Второй помощник, в случае если нужно, может заниматься обеспечением тишины, подавать прохладительные напитки и т.п.;

§ комплект опрощеных, которому может предшествовать предварительное тестирование либо интервью. Участники фокус-групп смогут кроме этого выбираться случайным способом (к примеру, из перечня телефонных абонентов) либо способом «снежного кома», в то время, когда один респондент именует кандидата, отвечающего заданным параметрам, а данный кандидат именует еще одного кандидата и т.д. Запрещено применять уже сложившиеся группы, поскольку совокупность сложившихся взаимоотношений воздействует на темперамент дискуссии;

§ написание гайда (организованного замысла). Он складывается из приветствия, объяснения главных правил, формулирования вопросов, разбитых на смысловые блоки; в гайде указываются продолжительность и время перерывов. Гайд завершается выражением признательности участникам.

Процесс

Перед дискуссией, в то время, когда планируют незнакомые между собой участники, его ассистенты и модератор приветствуют входящих, создают непринужденную обстановку. Наряду с этим принципиально важно обеспечить следующие процедурные моменты:

§ помещение, где проводится дискуссия, должно быть просторным и удобным (кресла, ковер, мягкий свет и т.д.);

§ в обязательном порядке наличие громадного стола, где участники дискуссии имели возможность пользоваться записями, бланками, картинками. За столом (столами) на протяжении перерыва либо до дискуссии участникам предлагаются кофе, чай, безалкогольные напитки и проч.;

§ в случае если обсуждается вопрос о качестве какого-либо товара, то предусматриваются соответствующие образцы.

В начале дискуссии модератор информирует участникам цели и главные правила дискуссии, отмечая наряду с этим для себя кое-какие их личностные характеристики. После этого происходит знакомство участников дискуссии.

Обсуждение, в большинстве случаев, начинается с открытых вопросов, каковые раскрывают изюминке характера участников, разнообразие их точек зрения. Закрытые вопросы в большинстве случаев задаются ближе к концу дискуссии, что разрешает сфокусировать ответы на конкретных качествах обсуждаемой неприятности. Администратору в ходе дискуссии рекомендуется избегать оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «прекрасно», «неверно»), так и в невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).

В ходе дискуссии модератор незаметно осуществляет контроль группу, применяя 5-дознания типа и «секундные» паузы: «Вы не объясните более детально?», «Вы не приведете пример?»

В конце дискуссии он напоминает о ее целях, обобщает сообщённое, благодарит участников и прощается с ними. Потом запись дискуссии расшифровывается и распечатывается. На базе взятой стенограммы происходит анализ и составляется отчет.

ограничения и Преимущества способа фокус-группы

Разумеется, что на протяжении дискуссии создаются благоприятные условия для спонтанного проявления респондентами чувств, искреннего выражения точек зрения. Результаты дискуссии, представленные в отчете, оказываются более понятными клиенту изучения, в то время как количественные показатели простых опросов в виде шкал клиента удовлетворяют не всегда. Способ фокус-групп относительно экономичен и скоро дает результаты. Но у способа имеется значительные ограничения. Во-первых, материалы модератор подготавливает практически интуитивно; работа простого интервьюера намного легче. Во-вторых, громаднейшую трудность воображает подбор участников дискуссии, что разъясняется главным требованием способа: участник обязан всецело «раскрыться», быть искренним. Как раз исходя из этого в фокус-группах не должны учавствовать специалисты, родные привычные администратора, участники прошлых фокус-групп. В-третьих, участников нужно вознаградить — деньгами, подарком либо сувениром. Не обращая внимания на это, сейчас способ используется частенько, потому, что его быстрота, качество и дешевизна становятся все более очевидными.

Так, способ фокус-группы представляет собой глубокое интервью и реализуется в виде модерируемой групповой дискуссии по поводу определенной неприятности. Фокус-группа есть качественным, т.е. достаточно эластичным способом сбора социологической информации, разрешает прийти к точным выводам и не требует важных временных затрат в применении. Способ фокус-группы может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими способами. Обычно фокус-группы выполняют на последнем этапе изучений, которые связаны с получением количественных данных. Анализ фокус-групп разрешает приобщить к количественным данным качественные элементы, благодаря чему результаты изучения будут более «живыми» и наглядными.

Методика социальных обследований — Дмитрий Рогозин


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: