Как назвать выступление?

Наименование речидолжно быть: 1) кратким; 2) наводящим на цель речи; 3) уместным; 4) конкретным; 5) увлекательным — вызывающим, юмористичным, парадоксальным, ироническим. Поль Л. Сопер в книге «Базы мастерства речи» приводит такие примеры: «Семь дверей в царство души
и как их открыть» (мало длинно, но очень образно
и метко), «Не вздумайте ненавидеть ваших клиентов». В качестве неудачных названий даются следующие: «Деревья» (кратко, но не конкретно), «Разумный домашний бюджет» (весьма неинтересное наименование, не вызывает интереса).

Что необходимо сделать
перед выступлением?

– Удостоверьтесь в надежности собственные записи либо текст речи — лежат ли они в
нужном порядке, если вы делали предварительные записи.

– Ознакомьтесь с новой информацией. Может ли она затронуть ваше выступление либо оказать влияние на него? готовься
что-либо поменять.

– Если вы выступаете совместно с кем-либо, покиньте время, дабы встретиться с ним и совсем согласовать выступление.

– Появитесь на месте заблаговременно. Осмотрите помещение
и, в случае если необходимо, измените что-нибудь.

– Удостоверьтесь в надежности технические средства, в случае если станете их
применять.

– Удостоверьтесь в надежности, нет ли отвлекающих моментов.

– Удостоверьтесь в надежности собственный внешний вид перед зеркалом, убедитесь, что все в порядке.

– В случае если вам нужна вода, позаботьтесь об этом.

– Не выступайте в душной аудитории, проветрите
помещение.

– Если вы находитесь в президиуме, помните о том, что вы одна из основных фигур и аудитория наблюдает на вас.

– В то время, когда вы поднимаетесь на трибуну, дабы начать обращение, держитесь с уверенностью. Концентрируйте внимание не на собственных переживаниях, а на содержании выступления.

– Крайне важно верно организовать пространство. Находитесь перед всей аудиторией, причем на самом освещенном месте.
Позаботьтесь о том, дабы за вашей спиной
не было перемещения (президиум, посторонние, кто-либо
из слушателей). В случае если передняя часть аудитории безлюдна (большая часть выяснилось на задних последовательностях), подойдите к главной массе слушателей. Возможно попросить пересесть тех, кто был в
стороне.

– Перед тем как начать сказать, сделайте паузу, сосчитайте до трех, взглянуть на слушателей. Утвердите собственный присутствие. Сконцентрируйтесь на дыхании. Подождите, пока стихнет шум. Не допускайте более долгих пауз: ваше беспокойство может
увеличиться, а шум в аудитории будет лишь увеличиваться.

Как вести себя
на протяжении выступления?

Перед тем как начать выступление, обведите взором
аудиторию, убедитесь в том, что она готова к восприятию ваших слов. Начинайте сказать лишь по окончании того, как
установится тишина.

Начинайте обращение с краткого обращения и приветствия к аудитории, по окончании которого обязана последовать секундная (а при необходимости и более долгая) пауза.

Обращение крайне важно: Вы показываете слушателям, кто они для Вас: глубокоуважаемые сотрудники либо дорогие приятели, легко присутствующие либо однокурсники, дамы и господа либо… Помнится, в один раз на очень официальном совещании оратор умудрился выбрать такую форму обращения: «Дамы и господа, товарищи! Либо как вас еще обозвать – не знаю, придумайте сами».
Согласитесь, комментарии излишни. Начало выступления
сломано.

Вступительные слова не должны быть громкими. Это окажет помощь лучше осуществлять контроль движение выступления и привлечь
внимание аудитории.

Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее заинтересованностям. При несоответствии
попытайтесь «навести мосты согласия».

Держитесь на протяжении выступления с уверенностью, демонстрируя жёсткую убежденность в собственных словах.

Смотрите за четкостью речи. Не нужно произносить ее ни через чур скоро, ни монотонно. Дабы не допустить этого, при подготовке к выступлению в тексте речи вы имеете возможность отметить
места, каковые станете произносить тише либо громче, стремительнее либо медленнее в зависимости от значимости информации.

На протяжении выступления ваш взор должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взоров, направленных на вас. Не смотрите в одну точку, в потолок, в пол, в окно, поверх голов слушающих.

Замечайте за реакцией аудитории. Если вы увидели, что только что сообщённые вами слова привели к оживлению слушателей, попытайтесь развить затронутую тему. Это окажет помощь завоевать аудиторию и позвать ее одобрение. Переходите к изложению главного вопроса по окончании того, как удастся добиться хорошей реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что обращение дается вам с большим трудом, что вы устали либо в какие-то моменты ощущаете себя
неуверенно.

Не вступайте в дискуссию, даже в том случае, если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас
из равновесия. Сообщите, что по окончании выступления вы ответите
на любой вопрос. Этим вы победите время, дабы настроиться на дискуссию. Помимо этого, на протяжении предстоящего выступления
вопросы смогут быть сняты.

В критические моменты выступления направляться сказать особенно убежденно, с уверенностью, артикулируя каждое слово. Нелицеприятные для аудитории моменты направляться подкрепить очевидными примерами. Не забудьте выделить,
что насущная необходимость заставляет вас затронуть
эту тему. Полезно не редкость сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям, показать уважение и
понимание

В случае если увидели, что аудитория устала, начните сказать тише, позже повысьте громкость голоса.

Обобщающие выводы должны быть связаны с содержанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте поблагодарить
слушающих за внимание.

Как выстроить
публичное выступление?

Слово композиция восходит к латинскому compositio —
«составление, произведение». В то время, когда говорят о композиции (построении, структуре) ораторской речи, то учитывают:

– как соотносятся между собой части выступления;

– какое место занимает отдельная часть по отношению
ко всему выступлению.

Имеется неспециализированные правила построения выступления. Разглядим их.

– Принцип последовательности: любая последующая идея обязана вытекать из прошлой либо соотноситься
с ней.

– Принцип усиления: доводы должны увеличиваться
по силе; сначала представляется сильный довод, после этого довод средней силы, в конце — самый сильный. Это правило
Гомера.

– Принцип органического единства: его организация и распределение материала в речи должны вытекать
из намерений оратора и самого материала.

– Принцип экономии: умение достигать цели несложным, рациональным методом с минимальной затратой времени, речевых средств и сил.

Вступлениеготовит слушателей к восприятию речи. Оно должно заинтересовать аудиторию. В нем подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления, коротко излагается история вопроса.

Первым словом оратора значительно чаще есть обращение. Оратор устанавливает контакт с аудиторией и одновременно с этим
завлекает к себе ее внимание. Нужно знать, в какой ситуации какая форма обращения есть общепринятой. К примеру, на защите диссертации на соискание ученой степени уместным будет следующее обращение: «Глубокоуважаемый глава диссертационного совета. Глубокоуважаемый ученый секретарь. Глубокоуважаемые члены совета, коллеги и присутствующие».

Во введении особенное внимание уделяетсязачину — это первые фразы, каковые скажет оратор. Они должны быть несложны, понятны, дешёвы, занимательны. Возможно начать с увлекательного примера, связанного с темой выступления, крылатого выражения, цитаты, пословицы. Возможно поблагодарить за возможность выступить. Действенное средство завоевать внимание аудитории — вопросы. Они разрешают вовлечь аудиторию в умственную деятельность. Каждое выступление требует собственного особенного начала. Нужно учитывать тему, вид речи, состав аудитории, ее эмоциональный настрой и подготовленность. Приведем самый распространенные варианты вступления:

– краткое изложение задач и целей выступления;

– апелляция ко времени, к месту, где проходит лекция;

– обращение к сравнительно не так давно случившимся событиям;

– апелляция к заинтересованностям аудитории; слушателям нужно продемонстрировать, в какой степени их касается тема выступления;

– обращение к конфликту, к противоборствующим идеям и т. п.;

– обращение к историческому факту;

– цитирование — краткое, поражающее содержанием, приковывающая внимание громким именем автора; не нужно
прибегать к избитым цитатам; источники — сборники
афоризмов;

– риторические вопросы, цепочка вопросительных предложений заставляют слушателей задуматься;

– юмористическое замечание, имеющее отношение к теме, время от времени для шутки ораторы прибегают и к самоуничижению,
думается, это не самый успешный прием;

– сообщение о неординарных, парадоксальных явлениях, фактах, поражающих воображение (К примеру, лекцию о технике стремительного чтения возможно начать с сообщения о том, что
информативная насыщенность некоторых текстов достигает только 30 %. Представьте себе, вы просматриваете книгу
в 100 страниц, тратите силы и время, тогда как ту же данные вы имели возможность бы взять, прочтя брошюру
в 30 страниц);

– апелляция к речи прошлого оратора. Причем вы имеете возможность дать согласие с его точкой зрения либо оспорить ее;

– апелляция к личности оратора. В случае если оратор есть
авторитетом в данной аудитории, он может сослаться
на собственный опыт.

По количеству вступление не должно быть больше 1/3 всего
выступления.

С чего нельзя начинать
выступление?

С извинений. Это говорит о неуверенности выступающего, понижает его статус и не содействует успеху выступления. Вариантов извинений множество: за опоздание, за недостаточно хорошую организацию лекции, за отсутствие микрофона, за простуженный голос… Но хуже всего, в то время, когда выступающий делает признания для того чтобы рода: «Я не могу прекрасно и складно
сказать, но сейчас желаю выступить с сообщением», «Прошлый выступающий все уже сообщил, кроме того не знаю, что к этому добавить».

Неудачным будет начало, если вы сразу же скажете
затасканные фразы типа: «На мою долю выпала только высокая честь выступить сейчас…» Нежелательно в начале выступления использовать вводные слова наподобие возможно, по всей видимости, возможно, возможно и т. п.,так как они являются показателями неуверенности выступающего.

Как излагать материал
в основной части?

Главная частьнаиболее важная. Нужно
сохранить внимание слушателей, которое вы завоевали
во вступлении, до конца. Структура выступления зависит в первую очередь от способов преподнесения материала. Главные способы
следующие.

Индуктивный способ предполагает изложение материала
от частного к неспециализированному. Обращение начинается с описания конкретных
случаев либо примеров, а после этого делается обобщение.

Дедуктивный способ — изложение материала от общего
к частному. Сначала выступающий выдвигает неспециализированные положения, а после этого разглядывает конкретный факт с позиций этих
положений.

Способ аналогии предусматривает сопоставление разных явлений, фактов. В большинстве случаев параллель проводится в это же время, что известно слушателям. Аналогии должны основываться не на поверхностных показателях явлений, а на их значительных особенностях. Неспециализированные особенности явлений должны характеризовать их
с различных сторон. Нужно устанавливать не только черты сходства, но и черты различия.

Концентрический способ — размещение вопросов
около основной неприятности. От общего рассмотрения центрального вопроса оратор переходит к более конкретному
и углубленному его анализу.

Ступенчатый методоснован на последовательном изложении неприятности. Наряду с этим оратор, как по ступеням, поднимается, переходит от одного нюанса к второму.

Исторический (хронологический) способ — это рассмотрение материала в хронологической последовательности, анализ и описание трансформаций, каковые случились
с тем либо иным явлением.

Тактический метод используется значительно чаще в пропагандистской речи. Обращение, в которой используется таковой способ, включает
в себя следующие пункты: а) вывод и описание обстановки о необходимости поменять ее; б) описание способов трансформации
обстановки; в) анализ вероятных последствий предполагаемых мер; г) призыв к аудитории, предложение, что необходимо предпринять
в ситуации .

Метод изложения зависит от следующих факторов:
1) тип речи (см. выше); 2) цель, которую ставит перед собой
выступающий (развлечь, убедить, подвигнуть на какие-либо
действия, обрисовать процесс, проанализировать обстановку, осуждать что-либо либо кого-либо); 3) количественный и качественный
состав аудитории.

Какими бы способами ни пользовался выступающий, его обращение должна быть убедительной, доказательной. Исходя из этого при работе над главной частью нужно продумать совокупность логических (обращенных к разуму) и психотерапевтических (обращенных к эмоциям) аргументов. Приводя аргументы, необходимо учитывать, что самый сильный должен быть в конце (см. выше правило Гомера).

Что может находиться
в концовке?

Заключениевыступления имеет две главные функции: напомнить основную идея и растолковать, что с ней нужно делать.

Последняя часть выступления обязана логично
вытекать из прошлой части, исходя из этого она должна быть
очевидной.

Обобщающий вывод формулируется коротко, но исчерпывающе. По окончании него ничего не требуется додавать либо комментировать. Словесное оформление вывода обеспечивается вводными словами типа итак, так.

Подытоживающее повторение.Главная идея повторяется
в развернутом виде либо в виде перечисления и сопровождается вводными словами во-первых, во-вторых, в-третьих.

Иллюстрацияможет сопровождать главную идею.
Это возможно аналогия, пример, аллегория, притча.

Кульминация. Основная идея выступления высказывается на высокой эмоциональной ноте. Это возможно
призыв либо лозунг.

Цитата, крылатое выражение, поговорка, народная
мудрость—такая концовка прекрасно запоминается и есть действенной в аудитории среднего и ниже среднего уровня
подготовленности.

Обращение к слушателям возможно оформлено в виде
пожелания либо поздравления с наступающим праздником.

Комплимент аудитории—это слова, каковые положительно характеризуют слушателей, их уровень, вопросы, каковые
ыли заданы выступающему.

Юмористическая концовкав виде смешного рассказа, шутки, занимательной истории кроме этого может оказаться действенным завершением выступления. Но шутка обязана относиться
к делу. В противном случае она позовёт у аудитории удивление.

Признательность за внимание—это классическая концовка.

Перечисленные варианты концовок направляться подобрать для соответствующего вида публичного выступления.

Как не нужно
завершать выступление?

Запрещено обрывать обращение без заключения и уходить.

Не нужно ничего вспоминать и дополнять по окончании того, как сформулирован вывод. Все чувство от него будет смазано, вывод потеряется.

Не нужно просить прощения и произносить фразы типа: «Я, возможно, вас утомил», «К сожалению, мне не удалось охватить все».

Запрещено завершать выступление на пессимистической ноте.

Не нужно завершать выступление фразой типа
«У меня все».

Как трудиться
с фактическими средствами
публичной речи?

К фактическим средствам публичной речи относятся примеры, статистику, наглядные пособия.

Пример — самый доходчивый прием публичной речи. Примером может служить так именуемое экземплярное суждение («Как пример могу сослаться на следующий случай»). Это пояснение. Пример-фактотсылает слушателя не
к случаю, не к опыту, а к конкретному факту. Это элемент доказательства. Пример-предложение—вывод из примера-факта («Так, примеры говорят следующее»). В таких примерах классифицируются обычные случаи, подмечаются своеобразные и неспециализированные черты, делаются предположения и выводы. В публичной речи кроме этого употребляются шуточные примеры, каковые смогут иллюстрировать достаточно важные вещи.

КНЭЛ выступление Куши с песней \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: