Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, в большинстве случаев, фиксируются в особых протоколах. Прекрасно, в то время, когда наблюдение ведет наряду с этим несколько человек, а пара, и после этого полученные эти сопоставляются и обобщаются (способом обобщения свободных наблюдений).

При применении способа наблюдения нужно вероятно полнее выполнять следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением самые важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны оказывать влияние на естественный движение изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психологического явления целесообразно проводить на разных лицах. Кроме того в случае если объектом изучения есть конкретный человек, его лучше и глубже возможно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Принципиально важно, дабы оно было преемственным, другими словами повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при прошлых наблюдениях.

Этапы изучения способом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. регистрации способа и Выбор наблюдения данных.

3. Создание замысла наблюдения.

4. Выбор способа обработки результатов.

5. Фактически наблюдение.

6. интерпретация и Обработка взятой информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться конкретно исследователем, или при помощи фиксации и приборов наблюдения его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особенные карты наблюдения.Наблюдение противопоставляется опыту. Это противопоставление основано на двух положениях:.Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую действительность.

Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

33 Опыт отличается от способа несложного наблюдения в первую очередь собственными задачами. Посредством опыта мы по преимуществу растолковываем изучаемые явления, в то время как посредством наблюдения по преимуществу обрисовываем их. Это не означает, что нельзя вскрыть кое-какие закономерности явлений и методом их наблюдения. Возможно указать примеры выдающихся изучений, в которых вскрыты определенные законы явлений, а в это же время исследователи пользовались наряду с этим лишь способом несложного наблюдения. Но большая часть закономерностей, каковые познаются при изучении тех или других явлений, вскрываются лишь посредством опыта.Опыт, как способ изучения, характеризуется следующими изюминками: 1. Исследователь преднамеренно формирует, вызывает к судьбе интересующее его явление. При несложном наблюдении явление изучается так, как оно совершается независимо от исследователя. Экспериментатор же не ожидает и не ищет, в то время, когда и где совершится требуемое ему явление, а сам его вызывает, в то время, когда это нужно по ходу изучения. 2. Создается особая экспериментальная ситуация, разрешающая замечать явление в его довольно чистом виде, исключив влияние случайных условий, каковые при способе несложного наблюдения довольно часто мешают распознать настоящие связи, существующие между явлениями. Так, И. П. Павлов, само собой разумеется, много раз замечал условные рефлексы у животных в естественных условиях их жизни. Но чтобы вскрыть настоящие закономерности условного рефлекса, он прибег к опыту, что проводил в особой звуконепроницаемой камере, что разрешало изучать влияние лишь одного изолированного светового раздражителя. 3. Изучаемое явление повторяется столько раз, сколько нужно исследователю. В этом громадное преимущество опыта перед способом несложного наблюдения. В последнем исследователю время от времени приходится продолжительно ожидать, в то время, когда явление снова повторится в его естественных условиях. В опыте же это повторение имеет систематический темперамент. Именно поэтому многие особенности изучаемого явления, каковые при однократном наблюдении смогут быть восприняты нечетко пли кроме того вовсе не увидены, в опыте подвергаются весьма измерению и точному наблюдению. 4. Условия, при которых протекает изучаемое явление, изменяются закономерно. Это есть чуть ли не самой значительной изюминкой опыта: только изменяя условия протекания данного явления, экспериментатор может пробраться в его сущность, осознать законы его существования и развития, выяснить его связи с другими явлениями.. 5. В большинстве случаев, экспериментальный способ оснащается особой правильной измерительной аппаратурой, разрешающей взять количественную чёрта изучаемого явления и подвергнуть полученные результаты статистической обработке, что довольно часто нужно для чёрта изучаемых закономерностей.

34 Психотерапевтический опыт: его специфика, структура и виды. Опыт – это проведение изучений в намерено созданных управляемых условиях в целях проверки экспериментальной догадки о причинно-следственной связи. Особенность экспериментального способа: 1)в опыте исследователь сам приводит к определённому явлению, вместо того дабы ожидать до тех пор пока оно произойдёт, как в наблюдении. 2)имея возможность вызывать изучаемое явление экспериментатор может варьировать условия при которых протекает это явление. 3)изолируя определённые условия и изменяя одно из них при сохранении др. неизменными, экспериментатор выявляет значимость отдельных условий и закономерность связей, определяющих изучаемый процесс. 4)выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия, но и их количественные соотношения, т.е., в следствии опыта возможно взять количественные закономерности. И главная задача психотерапевтического опыта — сделать дешёвым для внешнего наблюдения изюминки внутреннего психологического процесса. Любой вид опыта вкл. в себя следующие этапы: 1) постановка цели неприятности, формирование научной догадки; 2)планирование хода опыта; 3) проведение опыта, сбор экспериментальных данных. Виды: Лабораторный — это опыт проводимый в особых условиях с применением особых устройств. Естественный — протекает в простых условиях труда, но со особой организацией. Формирующий – главная цель, активное вмешательство построения процесса с заданными особенностями. Возможно обучающим и воспитывающим. В формирующем опыте выделяются три этапа: 1. констатирующий – применяя разные методики, выясняются изюминке психики. 2. формирующий – главный этап в котором реализуются, формируются развивающие действия. 3. контрольный – эффективности и оценка результативности проделанной формирующей работы.Ещё. Психотерапевтический опыт, его виды. Экспериментальные переменные и методы их контроля. Термин эксп-т имеет по м.мере 4 опред.1.Эксп.-вся научн.с-ма знаний,получ-х на базе эксп-го изуч-я повед-я Ч.иЖ. 2.Э.-с-а эксп.методик и методов реализ-х в конкретн.исслед-х 3.Э.научн.дисциплина,кот.заним-ся проблемой иссед-я в целом и включ.планирование. 4.Э.-теория психол.Э,э.,и обработка данных.//сообщение с общей псих.,зоопсих.,мат-й способ обр.данных и др.Особенность опыт. способа: 1)в эксп-те исс-ль сам вызывает опред. Явл-ие, вместо того дабы ожидать до тех пор пока оно произойдёт, как в наблюдении. 2)имея возм-ть вызывать изуч-ое явл-ие эксп-ор может варьировать ус-ия при кот. протекает это явл-ие. 3)изолируя опред. Ус-ия и изменяя одно из них при сох-ии др.неизменными экспер-ор выявляет знач-ть отд-ых усл-ий и законом-ть связей, опред-их изуч-ый процесс. 4)выявляя законом-ые связи м/у явл-ми экспер-ор может варьировать не только сами усл-ия, но и их кол-ные соотношения, т.е., в рез-те эксп-та возможно взять кол-ные законом-ти. И осн. задача псих.эксп-та_ сделать дешёвым для внешнего наблюдения изюминки внутр.психологического процесса. Виды: -лабораторный -естественный Лабораторный Э.-провод. В спец. усл-ях лаборатории со спец.устройствами с исп-м спец. лит-ры.Естеств-й Э.- протекает в обычн. Усл-х жизни/труда со спец.организацией(подразделяется на полевой и психолого-педагогический(возм.обучение объекта на протяжении Э. )) (формир-й Э.(активное вмеш-во в построение процесса заданными св-ми. Возможно обуч-м и воспит-м.3этапа:1-контатирующий (исп.методики,выясняемые исходные изюминки психики).2.формирющ.(реализ.форм-е и R действия).3.контрольный(оценит эфф. И рез-ть прод-й работы). Внутренняя валидность-это в то время, когда свободный компонент действует на зависимый. Внешняя валидность-это в то время, когда результаты маленькой выборки расп-ся на всю популяцию. «эффект Пигмалиона» ( Ч, твердо уверенный в верности какой-то инф-ии, непроизвольно действует так, что она приобретает фактическое подтверждение.)-влияние экспериментатора на ход опыта.открыл данный эффект Розенталь. Двойной слепой эксперимент_ в то время, когда ни экзаменатор, ни испытуемый не знают на что направлен опыт. Эффект Хоторна (усл-ия, в кот. новизна, интерес к эксп.ту либо повыш.ое внимание к данному вопросу приводят к искажённому, обычно через чур благопр.му рез.ту. Уч.ки эксп.та действуют в противном случае, более усердно, чем в большинстве случаев, лишь благодаря осознанию того, что они причастны к эксп.ту. )_ влияние испытуемого на ход экс-та.//Э.переменная:1.независ-я-та,кот.деятельно манипулир-т экпер-р(Сост.среды,освещение,кол-во испыт.),состояние испыт-го(усталость),инструктивные свободные переем.,личностные(константы).2.Зависимая переем.-при кот.изм-ся,раегируя на независ.перем.Это предмет Э.Задача Э.-поведение,физиологич.,эмоц. Реакции,различн.психол.хар-ки,кот.смогут быть зарег-ны посредством исслед-х способов.3.побочная-нежелат.,нарущ-ая валидность Э.Домолнит.Значима для понимания и объянения связи м/у свободной и завис.перем.

Слежка за человеком. Инструкция.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: