Какие трудности стоят на пути их созерцателей?

[Возрастная градация воспитания]

– Значит, счет, геометрию и разнообразные другие предварительные познания, каковые должны предшествовать диалектике, нужно преподавать отечественным стражам еще в юные годы, не делая, но, принудительной форму обучения.

– Другими словами?

e – Свободнорожденному человеку ни одну науку не нужно изучать рабски. Действительно, в случае если тело насильно наставляют преодолевать трудности, оно от этого не делается хуже, но насильственно внедренное в душу знание непрочно.

– Это правильно.

Исходя из этого, приятель мой, питай собственных детей науками 537 не насильно, а играючи, дабы ты лучше имел возможность замечать природные наклонности каждого.

– То, что ты говоришь, не лишено основания.

– не забываешь, мы говорили: нужно забирать детей н на войну – само собой разумеется, зрителями, на конях, а где безопасно, так и поближе; пускай они отведают крови, как будто бы щенки.

– не забываю.

– Кто во всем этом – в трудах, в науках, в опасностях – постоянно будет показывать себя самым находчивым, тех нужно занести в особенный перечень.

b – С какого возраста?

– В то время, когда они уже лишатся работы от необходимых занятий телесными упражнениями. Так как в течение этого срока, длится ли он два либо три года, у них нет возможности заниматься чем-либо вторым. сон и Усталость – неприятели наук. А вместе с тем так как это важное опробование: каким кто себя выкажет в телесных упражнениях.

– Еще бы!

[Справедливость воспитывается в человеке с детства]

– А вот какое: относительно того, что справедливо и прекрасно, у нас с детских лет имеются взоры, в которых мы воспитаны под действием отечественных своих родителей, – мы подчиняемся им и их почитаем.

– Да, это так.,

d – Но им противоположны другие навыки, сопряженные с наслаждениями, они ласкают нам душу собственной привлекательностью. Действительно, люди хоть какое количество-нибудь умеренные не поддаются им, послушно почитая заветы отцов.

– Это все так…

– Потом. В то время, когда перед человеком, находящимся в таком положении, поднимется Вопрос, вопрошая [22]: Что такое красивое? – человек ответит так, как привычно усвоил от законодателя, но предстоящее рассуждение это опровергнет. При нередких и всевозможных e опровержениях человек данный падет так низко, что будет придерживаться мнения, словно бы красивое никак не более замечательно, чем безобразно. Так же произойдёт и со справедливостью, с благом и со всем тем, что он особенно почитал. Затем что, по-твоему, станется с его послушанием и почтительностью?

– У него неизбежно уже не будет убеждённости и такого почтения.

– В случае если же он прекратит вычислять все это полезным и дорогим, как бывало, а истину отыскать будет не в состоянии, то, спрашивается, к какому же иному образу сод судьбы ему конечно обратиться, как не к тому, что ему будет лестен?

539 – Все второе исключено.

– Так окажется, что он стал нарушителем законов, не смотря на то, что раньше выполнял их предписания.

– Да, это неизбежно.

– Значит, подобное состояние конечно для тех, кто причастен к рассуждениям, и, как я сказал прежде, такие люди в полной мере заслуживают сочувствия.

– И сожаления.

– Ты, Сократ, как будто бы ваятель, замечательно завершил лепку созданных тобою правителей.

– И правительниц, Главкон,–все, что я сказал, касается дам никак не меньше, чем мужчин: действительно, само собой разумеется, тех дам, у которых имеется на то природные свойства.

d – Это правильно, раз дамы будут во всем принимать участие наравне с мужчинами, как мы говорили.

– Что же? Вы согласны, что относительно государства и его устройства мы высказали совсем не безлюдные пожелания? Само собой разумеется, все это тяжело, но как-то быть может, притом не в противном случае чем было сообщено: в то время, когда властителями в стране станут настоящие философы, будет ли их пара либо хотя бы один, нынешними почестями они пренебрегут, считая их низменными и ничего не стоящими, и будут высоко ценить порядочность и ту честь, что с нею связана, но самым e великим и нужным будут вычислять справедливость; являясь ей и умножая ее, устроят они собственный государство.

– Но как как раз?

– Всех, кому в городе больше десяти лет, они ото-, шлют в деревню, а остальных детей, оградив их от 541 действия современных нравов, характерных родителям, воспитают на собственный лад, в тех законах, каковые мы разобрали раньше. Таким-то вот образом всего легче и скорее установится тот национальный строй, о котором мы говорили, государство расцветет, а народ, у которого оно появится, для себя извлечет великую пользу.

b – Да, огромную. А как это имело возможность бы случиться, в случае если когда-нибудь осуществится, ты, Сократ, по-моему, прекрасно разъяснил.

– Значит, мы уже достаточно поболтали об этом стране н о соответствующем ему человеке? Так как светло, каким он, по-отечественному, должен быть.

– Да, светло. И поставленный тобою вопрос, думается мне, взял собственный завершение.

Перевод А.Н.Егунова. В кн.: Платон. Соб. соч. в 3-х тт. Т.3 (1). М.,1971

Это видео поменяет Вашу жизнь. У меня нет слов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: