Какие значения имеет термин «культура»?

В современных европейских языках возможно выделить четыре главных смысла слова «культура»:

1) абстрактное обозначение неспециализированного процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

2) обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово «культура»

.сходится с одним из значений слова «цивилизация» и противопоставляется «бескультурью»;

3) абстрактное указание на особенности метода существования либо образа судьбы, характерных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду (элитарная культура, русская культура, культура русского зарубежья, молодежная культура, культура Ренессанса);

4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и в первую очередь художественной деятельности: музыка, литература, живопись, кино, театр, музеи (институциональное закрепление культуры, входящее в сферу деятельности министерства культуры).

Культура — это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура имеется среда, искусственно созданная при помощи языка, символических значений и мышления.

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и поделили их на шесть главных типов.

Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Первым определение для того чтобы типа внес предложение известный антрополог Э. Тайлор. В соответствии с Тайлору, культура, либо цивилизация, в широком этнографическом смысле глагается в собственном целом из знаний, вер, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых привычек и других способностей, усвоенных человеком как участником общества.

Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером тут может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура — это «социально унаследованный комплекс убеждений и способов деятельности, составляющих ткань нашей жизни». Недочёт определений этого типа связан с предположением о неизменности и стабильности, в следствии чего из виду упускается активность человека в изменении и развитии культуры.

Нормативные определенияделятся на две группы: 1) определения, ориентирующиеся на идею образа судьбы. Так, антрополог К. Уислер выяснил культуру как «образ судьбы, которому направляться община либо племя… Культура племени имеется совокупность стандартизованных вер и практик, которым направляться племя»; 2) определения, ориентирующиеся на представления об ценностях и идеалах. Тут возможно процитировать два определения: данное философом Т. Карвером, «культура — это выход излишней людской энергии в постоянной реализации высших свойств человека», и предложенное социологом У. Томасом, «культура — это материальные и социальные сокровища любой группы людей (университеты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли обращение о дикарях либо цивилизованных людях».

Психотерапевтические определения, в которых упор делается на один из трех элементов:

1) потому что на процесс адаптации к среде: «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и имеется культура, либо цивилизация… Эти приспособления обеспечиваются методом сочетания таких приемов, как варьирование, передача и селекция по наследству» (социологи У. Самнер и А. Келлер);

2) или.на процесс научения: «Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, другими словами поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос либо социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново методом обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт);

3) или на формирование привычек: «Культура — это формы привычного поведения, неспециализированные для группы, общности либо общества. Она складывается из материальных и нематериальных элементов»(социолог К. Янг).

В независимую группу Кребер и Клакхон выделяют «чисто психотерапевтические определения», к примеру: «Под культурой мы будем осознавать совокупность всех сублимаций, всех подстановок либо результирующих реакций, меньше, все в обществе, что подавляет импульсы либо формирует возможность их извращен-|гной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).

Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Тут свойственны | определения, эти антропологом Р. Линтоном: «а) Культуры — это в конечном итоге не более чем организованные повторяющиеся реакции участников общества, б) Культура — это сочетание наученного поведенческих результатов и поведения, компоненты которых разделяются и передаются по наследству участниками ^данного общества».

Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы:

1) в которых культура рассматривается как продукт либо артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано либо модифицировано сознательной |либо бессознательной деятельностью двух либо более индивидов, ‘взаимодействующих между собой либо влияющих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин);

2) в которых упор делается на идеях: «Культура — это довольно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процессов обобществления» (социолог Г. Беккер);

3) в которых подчеркивается роль знаков: «Культура -это понятие для особенного порядка, либо класса, феноменов, в частности: таких вещей и явлений, каковые зависят от реализации умственной свойстве, специфичной для людской рода, которую мы именуем «символизацией». Говоря правильнее, культура складывается из материальных объектов — орудий, приспособлений, орнаментов, талисманов и т.д., и действий, установок и верований, функционирующих в контекстах символизирования. Это узкий механизм, организация экзосоматических средств и путей, применяемых животным особенного рода, другими словами человеком, для борьбы за существование либо выживание» (социолог Л. Уайт);

4) в которых культура определяется как что-то, происходящее из того, что не есть культура: «То, что отличает человека от животных, мы именуем культурой» (философ В. Оствальд).

Так, культура возможно выяснена как поведение, своеобразное для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, применяемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. Культура складывается из языка, идей, вер, традиций, кодексов, университетов, орудий, разработок, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от свойства к передаче и научению знаний следующим поколениям.

использование и Существование культуры основаны на способности, которой владеет лишь человек. Эту свойство раньше осознавали, к примеру, как свойство к рациональному либо абстрактному мышлению, но открытие рационального поведения среди высших животных продемонстрировало недостаточность этого понимания. Термин «обозначение» был предложен как более адекватное понятие для определения неповторимой умственной свойстве человека, пребывающей в наделении вещей и событий значениями, каковые не смогут быть схвачены одними эмоциями. Членораздельная обращение — язык — есть хорошим примером. Значение слова «собака» не в самих по себе звуках; оно приписывается людьми звукам вольно и произвольно. Обозначение — это вид объективно определяемого поведения, и его не нужно путать с символизацией, которая имеет совсем второй суть.

Что такое культура: определение понятия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: