Категориальное определение прогресса.

Категория «прогресса» есть частным случаем более неспециализированного понятия «развитие». Так, говориться о «прогрессивном» и «регрессивном» развитии. Со своей стороны — понятие «развитие» есть разновидностью «перемещения». Перемещение возможно «направленным» и «хаотическим» (напр. «белым шумом»). Применительно к хаотическому перемещению понятие «развитие» не используется, развитием именуется «направленное перемещение». По данной причине, развиваться может «совокупность» т. е. «упорядоченное множество элементов, и устойчивых связей между ними». Так, прогресс имеется направленное перемещение, изменение сложных совокупностей.

Различие прогрессивного и регрессивного развития возможно положено в общем виде, другими словами для любых совокупностей, и — специально для совокупностей социальных, в то время, когда речь заходит о «социальном идеале прогресса», в этом случае понятие прогресса должно быть выяснено особенным образом.

В общем виде «прогрессивное развитие» определяется через понятие «негэнтропии», другими словами усложнения развивающейся совокупности. Соответственно — «регрессивное развитие» определяется через понятие «энтропии» другими словами упрощение совокупности, её распад на системы, впредь до утраты системного качества. Так, прогресс имеется негэнтропийное (усложняющее) развитие сложных совокупностей, в отличие от энтропийного (упрощающего развития — т. е. регресса.

Применительно к «социальному идеалу прогресса» такое определение будет нужно, но не достаточно. Оно нужно вследствие того что социальная совокупность есть сложной, самоорганизующейся совокупностью, и она может развиваться как энтропийным, так и негэнтропийным методом. Оно, одновременно с этим, не есть достаточным вследствие того что человеку не безразлично куда, к какому состоянию стремиться совокупность в собственном энтропийном либо негэнтропийном развитии. В случае если в обществе начинается и усложняется совокупность коррупционных связей, то это состояние никто не начнёт называть прогрессивным. Исходя из этого к определению «социального прогресса» должна быть добавлена «целевая обстоятельство» либо аттрактор. Тут под целевой обстоятельством понимается заблаговременно определённая человеком либо обществом цель развития социальной совокупности

В этом случае прогрессом по отношению к студенту будет приближение к получению сертификата эксперта в выбранной области, а не просто усложнение его совокупности интеллектуального аппарата.

В итоге понятие социального прогресса определяется следующим образом: Социальный прогресс — негэнтропийное развитие сложных, самоорганизующихся совокупностей с заданным для этих совокупностей аттрактором (другими словами целью развития).

Из этого направляться, что определение прогресса в социальном смысле связано с понятием свободы, эволюция которого ярким образом характеризует уровень качества социального прогресса.

В истории философии имеется пара способов понимания свободы:

Негативное познание: «свобода как отсутствие ограничений» У Т. Гоббса начальное состояние общества имеется неограниченная свобода (война всех против всех, анархия). Прогресс общества ограничивает свободу внешним образом
Рационалистическое познание: «свобода как осознанная необходимость» У Б. Спинозы, после этого у Гегеля мир вещественный уже дан, исходя из этого он — совокупность ограничений. Эти ограничения или освещаются разумом (тогда человек движется по «лабиринту» вольно), или не освещаются (тогда он не свободен и его выбор случаен).
Хорошее познание: «свобода как актуализация, опредмечивание общего совершенного содержания» У И. Канта, после этого у Г. Гегеля необходимость, моральный долг, социальные университеты ? не ограничение свободы, а её актуализация в материальном мире
Творческое познание: «свобода как актуализация личного совершенного содержания» У Канта в «Критике свойства суждения» гений — это человек, что может вырабатывать суждения вкуса. Потом данный принцип переходит в «экзистенциализм и» философию жизни

Потому, что выше было выделено понятие целевой обстоятельства как необходимое для понимания прогресса в социальном смысле, постольку в обществе с необходимостью должно реализовываться не только рационалистическое познание свободы как свободы выбора, но и хорошее, и творческое познание свободы как способности вырабатывать социальный идеал общества.

2. Эволюционное и революционное развитие.

В понятии прогрессивного и регрессивного развития серьёзное место занимает понятие «быстрых трансформаций» либо «революционных трансформаций». Создано это понятие было в философских совокупностях Гегеля, а после этого Маркса. Понятие «скачка» в развитии задаётся законом «перехода количественных трансформаций в качественные». Данный закон был известен ещё в античном мире (к примеру, «парадокс кучи»: «какое количество предметов необходимо сложить, дабы оказалась куча?»; либо «парадокс лысого»: «какое количество волос необходимо оторвать, дабы оказалась лысина?»).

Маркс начинает использовать понятие быстрых трансформаций для описания социальных процессов (переходов от одной социально-экономической формации к второй).

На данный момент направляться учитывать, что имеется не только восходящая спираль развития (обрисованная у Маркса), но и нисходящая. Другими словами возможно два типа революционного перехода от количественных трансформаций к качественным. Цыплёнок может появиться (вылупиться из яйца) и это ? скачок на восходящей спирали, но данный же цыплёнок состарится и погибнет, и это уже скачок на нисходящей спирали. Формально выяснить различие возможно через понятие «памяти совокупности о прошлых состояниях»: появившийся организм сохраняет генетическую память, а элементы погибшего организма — её теряют. Так, прогрессивные быстрые трансформации (революции) сохраняют память совокупности о прошлых состояниях (научные, культурные, духовные революции). Регрессивные революции (довольно часто их именуют контрреволюциями) приводят к утрата совокупностью памяти о собственных прошлых состояниях и распаду данной совокупности (развал России, развал СССР).

БИЦЕПСЫ. 10 УПРАЖНЕНИЙ + НЕТОЧНОСТИ УБИВАЮЩИЕ ПРОГРЕСС / ИЗОЛЯЦИЯ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: