Категории бытия и сознания и их фундаментальные свойства

Лекция № 8

Замысел:

1. Категория бытия. Виды бытия.

2. диалектика бытия и Фундаментальные свойства

3. Сущность сознания, его свойства и генезис

Главные понятия: бытие, существование, онтология, материя, дух, мысль, метафизический (либо механический) материализм, диалектический материализм, объективный идеализм, субстанция, субъективный идеализм, солипсизм, монизм, дуализм, плюрализм, меризм, холизм, перемещение, пространство, время субстанциальная концепция времени, реляционная концепция времени, сознание физикализм.

Содержание:

1. Категория бытия. Виды бытия.

Бытие – центральная категория онтологии, обозначающая существование всего объективного мира. Бытие высказывает самую неспециализированную определенность мира философии. Это понятие появилось в решающий период становления философии, во время самоопределения философии, в то время, когда было принципиально важно решить, может ли теоретическая идея взять знание о действительности, основываясь лишь на собственных возможностях, независимо от опоры на опыт.

В самый широком смысле бытие обозначает собой существование и реализуется для человека как существование мира предметов, мира явлений, мира идей и т. д. Разнообразие форм существования дает нам разнообразие структур бытия.

Все существующее возможно подразделить на два вида:

а) материальное бытие, материя.

Понятие материи прошло продолжительную эволюцию. Ее отождествляли с конкретным веществом либо группой веществ (Античность). В данный же период ее уже осознавали и как абстракцию типа гомеомерий (У Аристотеля – это элементарное начало, небольшой элемент всякого качества) либо апейрона (У Анаксимандра – это означающее неизвестное, безграничное и нескончаемое первовещество), каковые являются неопределяемым началом бытия. В античном мире же было выработано замечательнейшее представление о материи как атоме, т. е. о небольших частицах, из которых состоит все в мире. Во время ньютоновско-картезианской физики материя отождествлялась с веществом либо массой инертного, покоящегося вещества.

б) духовное бытие, дух, мысль. Понятие духа (в разных вариантах, мышления, сознания) выступало или как свойство материи, или противопоставлялось ей как верховный атрибут бытия.

Их объединяет то, что они существуют во времени.

Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное – вне пространства.

Исходя из двух фундаментальных категорий бытия (дух и материя), возможно выделить следующие варианты построения онтологии:

Материалистическая онтология. Понятие «бытие» тут сводится к разновидности понимания материи, будь то поиск одного либо нескольких первоначал либо нахождение другой материальной базы мира. В следствии этого, изучение бытие имеется по существу изучение природного мира, т. е. того, что у Аристотеля было второй философией, либо физикой.

Материалистическая онтология, так, исследует фундаментальные материальные предпосылки настоящего бытия либо действительности.

Соответственно трем главным ступеням познания выделяют следующие формы материализма:

— Простой (либо стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Древняя наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский темперамент: все отрасли знания находятся под руководством философии и подчинены ей.

— Метафизический (либо механический) материализм 17—18 века. Наука скоро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, каковые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализма и диалектикой; в материализме видятся только элементы диалектики при господстве неспециализированного метафизического взора на мир.

— Диалектический материализм, в котором диалектика и материализм органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку попадает великая мысль общей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во обоюдную связь не только между собой, но и с философией. Предстоящая разделение наук совершается в единстве с их интеграцией.

Наровне с главными видами материализма существовали промежуточные — переходные от одного главного вида материализма к второму. В качестве переходных выделялись следующие виды материализма:

— Материализм Древнего Востока, предшествовавший древнему материализму. В основном это был предматериализм, потому, что первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не в полной мере отделились от мифологических представлений, не обособились от гилозоизма и антропоморфизма.

— Материализм ренесанса соединял в себе черты наивной диалектики и наивного материализма с первыми элементами метафизического взора на мир. Он был переходным между древним, наивным материализмом и еще не сформировавшимся метафизическим материализмом. В известном смысле таковой темперамент носили кое-какие ранние совокупности материализма в семнадцатом веке (к примеру, Ф. Бэкон).

— Материализм, конкретно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического материализма, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не распространял материализм на публичные явления. Данный вид материализма зарождается в восемнадцатом веке (к примеру, Дж. Толанд) и начале 19 века (к примеру, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы).

В любой форме материализма категория «материя» есть исходной в изложении понимания мира. Содержит в себе две главных идеи: субстанциальности (онтологический) и объективности (гносеологический).

В истории философии понятие материи связывалось, в большинстве случаев, с идеей субстанции (бескачественной базой сущего).

1этап связан с поисками чувственно-конкретной базы всех веществ (вода, пламя).

2этап – попытка встать от чувственного к абстрактному (атомы, апейрон).

3этап – вещественно – субстратное представление о материи в Новое время. Материя – это все то, что воздействует на отечественные органы эмоций. Отождествление материальности с комплектом известных науке физических особенностей. Наука пробралась вглубь материи и открыла ее новые свойства.

Начался пересмотр многих понятий, выработанных прошлой физикой, которая исходила из метафизического отождествления материи с определенным понятием о ее строении. В работе «эмпириокритицизм и Материализм» В.И. Ленин пишет о том, что материя исчезает – это указывает, что исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Ленин дает гносеологическое определение материи, которое высказывает единственное свойство – идею объективности. «Материя – философская категория для обозначения объективной действительности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается отечественными ощущениями, существуя независимо от них».

4 этап – философско-гносеологическое представление о материи, которое не приписывает материи каких-либо конкретных физических особенностей, оно объединяет то, что свойственно всем явлениям – их объективность.

5 этап – субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое пробует разглядывать материю как совокупность множества атрибутов (истоки у Спинозы). Лосев: «Последовательный материалист обязан осознать материю личностно, с позиций категории личности».

Идеалистическая онтология

Среди идеалистических построений возможно выделить:

— объективный идеализм. Тут деятельной и творящей субстанцией мироздания могут служить полная мысль (Гегель), всемирный разум (Анаксагор, стоики), мировая душа (гностические онтологии), мировая воля (Шопенгауэр), бессознательное (Э. Гартман) и т. д. В теистических предположениях объективного идеализма концом и началом мира согласится божественный абсолют.

Приверженцам объективно-идеалистических учений удается создать метафизические модели бытия, в которых все выводится из единого начала либо совокупности начал. Своеобразие данного философского подхода разрешает разглядывать реальность как часть рационально выстроенной совокупности.

— субъективный идеализм. Тут понятие субстанции как активного начала бытия интерпретируется с индивидуалистических позиций и получает форму солипсизма. Самый открыто и последовательно идеи субъективного идеализма отстаивал Дж. Беркли. Сущность его в следующем. Потому, что в нашем мире мы можем точно сказать лишь о том, что переживается сознанием и нашими чувствами, и нет гарантии, что имеется что-то еще, находящееся за пределами сознания, то быть и свидетельствует быть принимаемым. Предмет имеется , пока мы его принимаем. Точно существуют только разнообразные идеи нашего внутреннего мира. Тут человеческое личное «я» практически преобразовывается в единственную порождающую субстанцию мироздания, как бы «раздувается» до размеров всей Вселенной.

Наличием двух основных форм идеализма не исчерпывает всего многообразия разных предположений идеалистических философских совокупностей. В пределах этих двух форм в истории философии существуют разные вариации идеализма, определяемые тем, как понимается духовное первоначало.

— Панлогизм (первоначало – мировая душа).

— Волюнтаризм (мировая воля).

— идеалистический монизм (единая духовная субстанция).

— плюрализм, монадология (множество духовных элементов).

-идеалистический рационализм (разумное логически постигаемое начало).

— идеалистический эмпиризм, сенсуализм, феноменализм (чувственное многообразие ощущений).

— иррационализм (незакономерное, нелогичность «свободное» начало, не являющиеся объектом научного понимания).

Наровне с разработкой понятия субстанции, которая связана с определением того, какое начало лежит в базе бытия – материальное либо совершенное, имеется и второй пласт онтологической проблематики, основанной на обнаружении количества субстанций, лежащих в базе бытия.

— Монизм. В базе мира – одно начало, единая субстанция. Наряду с этим монизм может носить как идеалистический, так и материалистический темперамент.

— Дуализм. В базе мира – два начала: материя и дух.

— Плюрализм. Исходит из множества начал, лежащих в базе бытия.

Современные представления о бытие.

В начале ХХ века кризис идей онтологизма вынудил философов, стоящих на онтологической позиции, в значительной мере уточнить личные представления о его устройстве и бытии. Одна из центральных идей данного исторического периода была связана с пониманием более сложного устройства мира, бытия. Иерархичность бытия как мысль реализовывалась в работах Ф. новой онтологии «и Энгельса» Николая Гартмана.

Философия Ф. Энгельса. Бытие как совокупность форм перемещения материи.

Энгельс исходит из идеи связи между науками, определяемой единством материального бытия. Т. е. наиболее значимыми методологическими предпосылками тут выступают принцип развития и принцип монизма. Науки, утверждает Энгельс, возможно расположить по принципу их развития от несложного к сложному. Но также, потому, что Энгельс стоял на материалистических позициях, оба данных принципа должны были сочетаться с материализмом.

В качестве субстратного начала он выделяет энергию. Наряду с этим низшие виды энергии переходят в высшие. Энгельс говорит о том, что существуют особенные формы энергии в механических, физических и химических явлениях. Но уже довольно биологической формы для того чтобы вывода сделать было нельзя, и Энгельс находит иное субстратное начало, которое он именует формой перемещения материи (ФДМ). Каждой форме перемещения материи соответствует собственный материальный носитель (МН). Неприятность появилась с материальным носителем социальной формы перемещения.

ФМД механическая ФМД физическая ФМД химическая ФМД биологическая ФМД социальная
МН масса МН молекула МН атом МН белок ?

«Слои бытия» Н. Гартмана

Николай Гартман (1882-1950) предлагает так именуемую «многослойную» модель бытия.

Мир в соответствии с Н. Гартману выясняется многослойным, и все слои между собой взаимосвязаны. Более высокие определяют более низкие и т. д. Метафизика так же обязана строиться на познании естественного устройства мира, что сам по себе многослоен.

Основных слоев четыре:

1. физически-материальный,

2. органически-живой,

3. душевный,

4. исторически-духовный.

Любой из этих слоев имеет собственные законы и принципы. Более большой слой бытия полностью строится на более низком, но определяется им только частично.

Так, нужно выделить фундаментальные категории (совместные правила) и правила отдельных слоев бытия. В таковой бытийной картине нет совершенного бытия как такового, как некоего отдельного образования, а имеется духовный слой, что есть только одной из плоскостей единого бытия, в который включаются язык, право, нравственность и т. д.

Все слои бытия переплетены между собой и в некотором роде субординированы, «категории более низкого слоя попадают в более большой, и значительная их часть остается в том месте. Повторение более низких категорий в более высоких слоях бытия образовывает единство мира; появление новых категорий на более высоких слоях (категориальное novum) образовывает его несводимое разнообразие. Запрещено все в мире свести к одному знаменателю. Из этого провал всей монистической метафизики».

Исходя из данной онтологии возможно, согласно точки зрения Гартмана, растолковать все явления мира, включая духовные образования. Причем диалектика содержится в том, что более низкие категориальные правила выступают основанием более высоких, их нужным фундаментом, а более высокие, не смотря на то, что и зависят от первых, но выступают как более независимые, «свободные», т. к. способны влиять на низкие.

Следовательно, к примеру, понятие свободы воли человека, исходя из этого, есть не просто чьей-то декларацией, а отражением того факта, что личность находится на другой плоскости бытия.

Определение БЫТИЯ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: