Категории научного познания в экономической науке.

методология и История

Экономической науки

СОДЕРЖАНИЕ

МОДУЛЬ 1. Природа научного познания в экономической науке
МОДУЛЬ 2. методы и Методология научного познания экономических процессов в обществе
МОДУЛЬ 3. Историческая ретроспектива вопроса о методе и предмете экономической науки
МОДУЛЬ 4. Модель “экономического человека” в экономической науке
МОДУЛЬ 5. категории и Экономические законы

______________________________________________

Природа научного познания в экономической науке

Главные вопросы темы:

Специфика методологического познания экономической науки.

Категории научного познания в экономической науке.

Содержание учебного материала:

Прогресс научного познания всегда расширяет границы изучения объективной действительности, за одними чертями бытия, кажущимися иногда последними “кирпичиками” мироздания, обнаруживаются более глубокие фундаментальные пласты действительности. Благодаря этого объекты науки становятся более разносторонними и многообразными.

На протяжении исторического развития научного познания преобразуется кроме этого сам носитель познавательного процесса – субъект, изменяется его гносеологический и публичный статус. По мере происходящих в науке и обществе сдвигов претерпевают условия познания и существенные изменения, что влечет за собой изменение положения, значения и роли субъекта в познавательном ходе, его представлений о путях и научном знании его успехи. Происходит усовершенствование и дальнейшее изменение познавательных свойств индивида (субъекта) как его публичных черт и возрастают его материально-технические возможности познавания; разнообразятся познавательные средства и методы, делающие более утонченным целый исследовательский инструментарий. Под давлением этих и многих вторых факторов формируются более адекватные методы воспроизведения внешнего мира в совокупности научного знания, и революционизируется целый уклад научного мышления, формируется новый, отвечающий данному уровню развития научного познания тип осознания науки – новое методологическое сознание.

Но и само научное знание не остается постоянным. Оно не есть несложной неподвижной картиной действительности либо суммой закоренелых образов материальных предметов. Научное знание не представляет собой постоянную истину. Оно находится в закономерном обновлении и беспрерывном движении в развивающую совокупность научного знания. В постоянной интенции к обогащению, преобразованию и перестройке коренится одно из сущностных особенностей знания.

Современная научная методика обязана всесторонне разбирать происходящие в экономической науке процессы, глубоко изучать и производить особое знание, талантливое обеспечить методологическое обслуживание экономической науки.

Между развитием и методологическими исследованиями научного познания существует тесная обоюдная сообщение. Процессы, совершающиеся в экономической науке, формы и закономерности научного познания, динамика знания и т. п., так или иначе, по большей части стихийно, осознаваемые учеными-экономистами и составляющие тем самым компоненты предметного содержания их методологического сознания, являются той яркой данностью, которая выступает эмпирическим объектом научной методике. Со своей стороны, выработанное методологическое знание, будучи усвоенным методологическим сознанием ученого и превратившись в факторы его деятельности, органически вплетается в познавательный процесс, усиливая его методологическую вооруженность и повышая эффективность научных изучений.

В случае если руководствоваться не этимологией термина “методика”, а исходить из настоящей практики методологических изучений, то возможно сделать вывод, что современная методика науки далеко не ограничивается изучением способов научного познания, процедур и исследовательских приёмов. Она вместе с тем занимается изучением свойств и строения научного знания, его функционирования и генезиса, закономерностей развития науки в той части, в которой это приводит к выработке рациональных методов и форм их логической и историко-научной реконструкции.

Потому, что современное научное познание немыслимо вне рамок той его формы, какой есть научная теория, выступающая не только самый развитой и логически последовательной формой организации научного знания, но и самый рационально формой ориентации и организации познавательной деятельности, то научная теория совершенно верно равно как и научный способ, находится в центре внимания методологической науки.

Специфика методологического изучения в экономической науке возможно прекрасно показана на уяснении различия учёного ученого-методолога и позиций-экономиста в отношении функционирования научной теории в познавательном ходе. Приступая к конкретному изучению, ученый, вооруженный нужным познавательным инструментарием, ставит перед собой задачу решить ту либо иную научную проблему в экономике, раскрыть сущность данного объекта, распознать определяющие его существование закономерности и др. С целью этого он использует уже имеющуюся научную теорию и выработанные ею объяснения и формы описания либо же формирует, развивает и использует новую теорию. Наряду с этим он как исследователь не задается целью, к примеру, осознать, в чем особенности применяемых им научных теорий, из-за чего применима та, а не вторая теория, как она трудится и т. п. На эти серьёзные для конкретного научного изучения вопросы ответ обязан дать ученый методолог (не обязательно это должно быть второе лицо), заняв по отношению научной теории такую же позицию, которую занимает исследователь-экономист по отношению к своим объектам. Исходя из этого, в случае если ответственной целью экономического изучения есть получение подлинного знания об объективной действительности хозяйственных процессов, то для методолога конечным продуктом его познавательной деятельности есть методологическое знание, относящееся к научному знанию, формам его существования, условиям, средствам и методам его получения как к собственному экономическому объекту.

Как правило ученый-экономист, проводя конкретное научное изучение, в общем, поймёт изюминке собственной познавательной деятельности и ее результаты. Но, не будучи следствием особого методологического познания и исходя из этого, не основываясь на научных правилах, это сознание характеризуется фрагментарностью, раздробленностью, отсутствием надлежащих связей собственных компонентов. Оно не имеет достаточной общности, концептуальной оформленности и в целом носит эмпирический темперамент. В общем, ученый-экономист не сооружает теорий собственной познавательной деятельности, ограничиваясь только выработкой вытекающих из его познавательного опыта мыслей. Ясно, что таковой багаж методологического сознания не имеет возможности иметь какое количество-нибудь значительного ориентирующего значения. Другое дело, если оно обогащено результатами, выработанными в рамках научной методике.

без сомнений, методолог в собственной работе не имеет возможности не учитывать либо проигнорировать данный эмпирический уровень методологического сознания. Но его задача пребывает в том, дабы увеличиться на более большой теоретический уровень методологического сознания. Совершив концептуальную обработку опыта экономической науки, обобщив частное конкретно-методологическое его отражение и знание в эмпирическом методологическом сознании, методолог сооружает методологическую теорию, талантливую обрисовать и растолковать особенности экономически познавательную деятельность, предложить методологические правила рациональной реконструкции познавательного процесса, совокупностей научного знания.

Именно на уровне методологической теории создаются нужные условия определения адекватной аксиологии оценок – системы и науки критериев научной деятельности и ее результатов, таких как истинность, объективность, эффективность и рациональность, практичность и др.

Научная методика может стать базой для разработки методики управления экономической наукой в соответствии с ее собственной природой.

Многообразие особенностей, форм и функционирования и уровней существования экономического знания, богатый арсенал эмпирических и теоретических способов его рациональной реконструкции и продуцирования стимулировали появление не однотипных подходов к его изучению и использование разнообразных средств его методологического анализа. Множественность способов и подходов их реализации отмечается не только при подходе методологического анализа от одного уровня совокупности научного знания к второму. Она довольно часто имеет место кроме этого на одном и том же когнитивном уровне, отражая его большое количество качественность, разноаспектность и составляя нужное условие его комплексного воспроизведения в методологическом сознании.

Одним из самый распространенных сейчас направлений есть логико-гносиологический подход. Характерная изюминка логико-гносиологического подхода пребывает в том, что в его рамках научное знание представляется в виде самых разнообразных содержательных форм, каковые соответствуют разным методам подлинного воспроизведения объективной действительности в людской мышлении.

В этом замысле содержательными компонентами научного экономического знания выступают: мысль, принцип, закон, научная неприятность, научный факт, абстракция, догадка, научная теория.

Совершенно верно так же фиксируются содержательные компоненты научного мышления, каковые в исследовательском ходе конституируют конкретные проявления научного способа, типа, дедукции, индукции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, интерпретации, идеализации, моделирования.

Эти и другие феномены экономического познания рассматриваются в логико-гносиологическом подходе с позиций субъектно-объектного отношения. Для их методологического осмысления комплексно употребляются категории материалистической диалектики: материальное и совершенное, субъективное и объективное, эмпирическое и теоретическое, чувственное и мыслительное, относительное и полное, умелое и рациональное, формальное и содержательное, и фундаментальные понятия логики, например, логической формы, вывода, доказательства, непротиворечивости, языка, смысла, значения и сопровождающий их формальный аппарат.

В ходе развития экономической науки появлялся и появляется вопрос: в какой мере возможно доверять научным итогам, т. е. вопрос о достоверности научных результатов и качестве работы ученого. Имеется констатация того, что научная продукция на своем пути к истине переполнена ошибочными результатами. Независимо от их природы и характера ошибочные результаты не только сдерживают поступательный процесс познания, но и смогут во многих случаях привести к отрицательным моментам в ходе управления экономикой.

Время от времени данные исследований оказываются ошибочными не в том объективном смысле, что кое-какие представления и утверждения со временем дополняются, уточняются и уступают место новым. Для проверки качества научной продукции проводится ее контроль: экспертиза, рецензирование и оппонирование. Любой из них направлен на определение достоверности научных результатов.

В науке и, в особенности, в экономической науке имеется внутренние механизмы самоочищения. Данные исследований в регионах, мало кому увлекательных, само собой разумеется, редко контролируются. Достоверность их не имеет особенного значения: они все равно обречены на забвение. Результаты занимательные, нужные, необходимые и ответственные волей-неволей постоянно проверяются и многократно.

направляться признать, что существующие методы контроля научной продукции малоэффективны, и для науки контроль не столь уж ответствен, возможно, в сущности, и не нужен. Он нужен в основном обществу, стране, дабы не тратить деньги на ненужную работу исследователей. Много неточностей в научной продукции показывает, что приближение к научной истине – сложный и трудоемкий процесс, требующий объединения упрочнений многих ученых в течение долгого времени. Всего лишь на десятке страниц школьного книжки умещается то, что добывалось в течение двадцати столетий. Вправду, истина значительно дороже жемчуга.

Истина – предмет познания. Довольно часто видящиеся утверждения: основная цель познания – установление законов природы, людской общества, хозяйственных процессов, открытие скрытых истин – очевидно либо неявно предполагает, что истина где-то уже существует в готовом виде, ее нужно лишь отыскать, найти, как некое сокровище.

Что же свидетельствует открыть научно-экономическую истину в современном понимании? Это – во-первых. Установить причинно-следственную сообщение свойств и явлений экономических объектов, во-вторых, подтвердить опытом, опытом истинность взятых теоретических утверждений и, в-третьих, выяснить относительность экономической истины.

Одна из задач экономического познания – растолковать явления, свойства и процессы экономических объектов, людской поведения, слово “растолковать” как правило свидетельствует “осознать”. Что в большинстве случаев подразумевает человек, говоря, к примеру: “Я осознаю свойство данного объекта?” В большинстве случаев, это указывает: “Я знаю, чем обусловлено данное свойство, в чем его сущность и к чему оно приведет”. Так образуется причинно-следственная сообщение: обстоятельство – объект – следствие.

Описание таковой связи является основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и складывающейся из комплекта правил либо теорем и аксиом со всеми вероятными выводами. Наряду с этим, само собой разумеется, предполагается создание особого научного языка, экономической терминологии, совокупности научно-экономических понятий, имеющих однозначный суть и связанных между собой строгими законами логики. Так достигается экономическая истина.

Подлинный экономист-исследователь не должен ограничиваться теоретическими утверждениями либо выдвинутыми догадками для объяснения замечаемых явлений либо особенностей. Он обязан подтвердить их опытом, опытом и связать их с “настоящим ходом вещей”. Лишь так возможно приблизиться к научной истине.

По окончании проведения опыта, опыта наступает завершающая стадия научного познания, на которой устанавливаются границы истинности взятых результатов экспериментов либо границы применимости экономических законов, теорий либо отдельных научно-экономических утверждений. Итог любого экономического опыта, как бы он шепетильно ни проводился, нельзя считать полностью правильным. Неточность результатов экспериментов обусловливается двумя факторами: объективным и субъективным. Один из существующих объективных факторов – динамизм окружающего нас мира: все изменяется; “в одну и ту же реку нельзя войти два раза”. Второй объективный фактор связан с несовершенством технических средств опыта.

Опыт проводит человек, интеллектуальные способности и органы чувств которого далеки от совершенства: errare humanum est – ошибаться характерно человеку (известное латинское выражение) – это и имеется субъективный фактор неточности результатов.

Теоретические утверждения без опыта носят гипотетический характер. Лишь при подтверждении опытом из них рождается подлинная научно-экономическая теория. эксперимент и Экономическая теория, либо, в обобщенном представлении, практика и наука – вот два кита, на которых держится ветвистое дерево познания.

Сформулируем три главных положения научного познания:

1. в базе научного познания лежит причинно-следственная сообщение;

2. истинность научных знаний подтверждается опытом, опытом;

3. любое научное знание довольно.

Эти положения соответствуют трем стадиям научного познания. На первом этапе устанавливается причинно-следственная сообщение в соответствии с принципом причинности. Первое и достаточно полное определение причинности содержится в высказывании Демокрита (р. ок. 470 либо 460 г. до н. э.): “Ни одна вещь не появляется без причины, но все появляется на каком-нибудь основании и в силу необходимости”. В современном понимании причинность свидетельствует связь между отдельными состояниями форм и видов материи в ходе ее развития и движения. Происхождение любых объектов и совокупностей, и изменение их особенностей во времени имеют собственные основания в предшествующих состояниях материи в ходе ее развития и движения; эти основания именуются обстоятельствами, а вызываемые ими трансформации – следствиями. Причинно-следственная сообщение – база не только научного познания, но и каждый деятельности человека.

Вторая стадия познания содержится в проведении опыта и эксперимента. Научная истина – это объективное содержание опыта и результатов эксперимента. Критерий научной истины – опыт опыта. опыт и Эксперимент – верховная инстанция для исследователей: их решение суда не подлежит пересмотру.

Каждые научные знания (понятия, идеи, концепции, модели, теории, результаты экспериментов и т. п.) ограничены и относительны.

относительности границ и Определение соответствия научных знаний – это третья стадия научного познания. К примеру, установленная граница соответствия, именуется время от времени промежутком адекватности.

Любой акт познавательного процесса включает в себя в той либо другой степени как наглядно-чувственные, эмпирические, так и абстрактные, теоретические элементы. Любой акт живого созерцания пронизан мыслью, опосредован понятиями, категориями. Принимая какой-либо объект, мы сразу же относим его к определенной категории вещей, процессов.

Исторически путь научного познания окружающего мира начинался с живого созерцания – чувственного восприятия фактов на базе практики. От живого созерцания человек переходит к абстрактному мышлению, а от него – опять к практике, в которой он реализует собственные мысли, выверяет их истинность.

Современный экономист-исследователь, мышление которого накапливало в определенной степени человеческий опыт и выработанные человеком законы и экономические категории, не приступает к изучению с живого созерцания. Любое научное изучение испытывает недостаток сначала в руководящих идеях. Они помогают собственного рода направляющей силой, без них исследователь обрекает себя на блуждание в потемках, не имеет возможности поставить верно ни одного опыта. Вместе с тем экономико-теоретическая идея, кроме того безукоризненная по собственной логической строгости, не имеет возможности сама по себе вскрыть экономические закономерности материального мира. Для собственного действенного перемещения она обязана всегда получать стимулы, толчки, факты из окружающей действительности через наблюдение, опыты, т. е. при помощи эмпирического познания.

Эмпирическое и теоретическое познание – это единый процесс, характерный для любого научного изучения на любой его стадии.

Познание действительности осуществляется в различных формах, из которых первой и несложной есть чувство.

Чувство – это несложные чувственные образы, отражения, копии либо собственного рода фотографии отдельных особенностей предметов. К примеру, чувство голода либо жажды человеком напрямую связано с этими понятиями как сокровище либо полезность воды и еды для человека, что послужило в последствии в большой степени разработке маржиналистской теории предельной полезности.

Любой предмет, процесс, сам его поведение и человек владеет множеством самых разнообразных особенностей. Все эти свойства объединены в одно целое. И мы принимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое. Следовательно, объективной базой восприятия как целостного образа есть единство и вместе с тем множественность разных свойств и сторон в предметах.

Целостный образ, отражающий конкретно влияющие на органы эмоций предметы, их отношения и свойства, именуется восприятием.

Восприятие у человека включает в себя осознание, осмысление предметов, их отношений и свойств, основанное на вовлечении любой раз снова приобретаемого впечатления в совокупность уже имеющихся знаний.

Жизнь, необходимость ориентировки организма в мире экономических вещей и процессов организовала отечественные органы эмоций так, что мы принимаем вещи как бы суммарно. Ограниченность, к примеру, зрительного либо осязательного восприятия есть фактически целесообразной.

восприятия и Процессы ощущения оставляют по окончании себя “следы” в мозгу, сущность которых пребывает в способности воспроизводить образы предметов, каковые сейчас не воздействуют на человека.

Свойство мозга запечатлевать, сохранять действие либо сигналы окружающей среды и в необходимый момент воспроизводить их именуется памятью.

Память играется крайне важную познавательную роль в жизни человека. Если бы образы, появившись в мозгу в момент действия на него предмета, исчезали сразу же прекращения этого действия, то человек любой раз принимал бы предметы, как совсем незнакомые. Он не выяснял бы их, а значит, и не осознавал. Дабы понять что-то, нужна умственная работа сравнения настоящего состояния с предшествующим. Психологические явления, сменяющие друг друга и не связанные с предшествующими явлениями, перед тем как закрепиться в памяти, не смогут остаться фактом сознания. В следствии восприятия внешних сохранения и воздействий их во времени памятью появляются представления.

Представления – это образы тех объектов, каковые когда-то влияли на органы эмоций человека, и при отсутствии объектов восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам.

восприятия и Ощущения – начало происхождения сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет взятую данные. Представление – психологическое явление, в котором сознание в первый раз отрывается от собственного яркого источника и начинает существовать как субъективное явление. В нем уже теряется яркая чувственная данность объекта сознания. Представление – промежуточная ступень при переходе от ощущения к мысли. В народе говорят: “Око видит на большом растоянии, а идея – еще дальше”.

Научный факт. Нужное условие экономического изучения пребывает в установлении фактов. Эмпирическое познание поставляет экономической науке факты, фиксируя наряду с этим устойчивые связи, закономерности окружающего нас мира. Констатируя тот либо другой факт, мы фиксируем существование определенного объекта. Наряду с этим, действительно, остается в большинстве случаев еще малоизвестным, что он воображает по существу. Несложная констатация факта держит отечественное познание на уровне бытия.

Вопрос о том, существует ли реально тот либо другой экономический объект – только ответственный вопрос научно-экономического познания. Констатация бытия экономического объекта – первая, низкая ступень экономического познания. Факты покупают силу научного основания для построения той либо другой экономической теории в том случае, если они не только точно устанавливаются, разумно отбираются, но и рассматриваются в их научной связи. Но постижение действительности нереально без построения экономических теорий. Кроме того эмпирическое изучение действительности не имеет возможности начаться без определенной теоретической направленности.

Сущность экономического познания окружающего мира, хозяйственных процессов, “человека экономического” содержится не только в объяснении и описании многообразных экономических закономерностей и фактов, распознанных в ходе изучений исходя из установленных принципов и экономических законов, а выражается кроме этого и в рвении экономистов-теоретиков раскрыть гармонию экономической действительности.

Мышление – верховная ступень познания. Не смотря на то, что его источник – восприятие и ощущение, но оно выходит за их границы и разрешает вырабатывать знания об экономических объектах, явлениях и свойствах, каковые недоступны органам эмоций. Мышление освобождает людей от необходимости быть конкретно связанным с изучаемым объектом. Оно позволяет в мыслях оперировать с экономическим объектом, ставя его в разные соотношения с другими объектами, сопоставлять снова получаемое знание об объекте с ранее купленным. Тем самым раскрывается путь для довольно независимой теоретической деятельности, только косвенно связанной с эмпирическим познанием.

Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека значительных особенностей, закономерных связей и причинных отношений вещей.

Главными формами мышления являются понятия, умозаключения и суждения.

Понятие – это идея, в которой отражаются неспециализированные и значительные особенности объектов и явлений.

Понятия не только отражают общее, но и собирают, классифицируют объекты в соответствии с их различиями.

В отличие от ощущений, представлений и восприятия понятия лишены наглядности либо чувственности. Содержание понятия обычно нереально представить в виде наглядного образа. Человек может представить, к примеру, бумажные деньги, но он не сможет представить в виде чувственного образа такие понятия, как инфляция, девальвация и т. п. Но все это он может осознать.

Понятия появляются и существуют в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит делать выводы о чем-либо, выявлять отношения и определённые связи между разными сторонами объекта либо между объектами.

Суждение – форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается (либо отрицается) что-либо о чем-либо.

К тому либо иному суждению человек может прийти методом яркого наблюдения какого-либо факта либо опосредованным методом – посредством умозаключения.

Умозаключение – форма рассуждения, на протяжении которого из одного либо нескольких суждений, именуемых предпосылками либо посылками, выводится новое суждение (заключение либо следствие), логически конкретно вытекающее из посылок.

Первый значительный показатель мышления и содержится в том, что оно имеется процесс опосредованного познания объектов. На основании видимого, слышимого и осязаемого люди попадают в невидимое, неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании основана вся наука.

Объективной базой опосредованного процесса познания выступает наличие опосредованных связей, причинно-следственных взаимоотношений, существующих в самой действительности и дающих возможность на основании восприятия следствия сделать вывод о причине, позвавшей данное следствие, а на основании знания обстоятельства предвидеть следствие. Опосредованный темперамент мышления содержится еще и в том, что человек познает реальность не только в следствии собственного личного опыта, но и косвенным методом, овладевая исторически накопленным знаниями и опытом всего человечества, каковые зафиксированы, к примеру, в монументах письменности.

Одна из серьёзных задач экономико-научного познания – обобщение всего известного об окружающем мире. наблюдение и Эксперимент дают огромное многообразие данных, иногда не согласованных между собой а также противоречивых.

Основная задача экономико-теоретического мышления – привести полученные данные в стройную совокупность и создать из них экономическую картину мира, лишенную логического несоответствия.

Ответственной формой теоретического мышления есть догадка – предположение, исходящее из последовательности фактов и допускающее существование объекта, его особенностей, определенных взаимоотношений.

Догадка – это вид умозаключения, пробующего пробраться в сущность еще не хватает изученной области действительности.

Догадка требует доказательства и проверки, по окончании чего она получает темперамент теории.

Теория – совокупность обобщенного знания, объяснения тех либо иных сторон окружающего мира.

Эмпирическое познание имеет дело с их описанием и фактами. При теоретическом анализе экономического материала логической обработке подвергается вся совокупность экономических данных, взятых разными дорогами и зафиксированных в разных источниках информации. В ходе теоретического мышления познание идет от их описания и фактов к интерпретации, объяснению их. Первым и нужным условием объяснения фактов есть их познание, т. е. осмысление фактов в совокупности понятий экономической науки.

Осознать экономическое явление, – значит, узнать те особенности, благодаря которым оно играется определенную роль в составе экономического целого, раскрыть метод его происхождения.

Эмпирическое познание констатирует, как происходит событие. Теоретическое познание отвечает ан вопрос, из-за чего оно проистекает как раз так. Эмпирическое познание ограничивается описанием, фиксацией результатов эксперимента и экономического наблюдения посредством соответствующих средств записи информации, таблиц, схем, графиков, количественных показателей и т. п. Описание фиксирует и организует факты, дает их качественную и количественную чёрта, вводит факты в совокупность выработанных в экономической науке понятий, категорий, подготавливает фактический материал для объяснения.

Теоретическое познание – это в первую очередь объяснение обстоятельства явлений. Это предполагает выяснение внутренних противоречий вещей, предсказание возможного и тенденций и необходимого наступления событий их развития.

Крушение экономической теории — Анна Солодухина


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: