Каузальная атрибуция. как мы интерпретируем поведение других людей?

Любой из участников общения, оценивая другого, пытается выстроить совокупность интерпретации его поведения, обстоятельств поведения

В обыденной жизни люди не знают настоящих обстоятельств поведения людей либо знают не хватает, исходя из этого начинают приписывать друг другу обстоятельства и образцы поведения

Приписывание осуществляется: -либо на базе сходства поведения Другого с каким-либо примером, имевшемся в вашем опыте

-либо на базе анализа собственных мотивов в аналогичной обстановке, так, появляется целая совокупность приписывания

Отрасль социальной психологии «Каузальная атрибуция» исследует эти процессы.

Каузальная атрибуция – «интерпретация субъектом мотивов поведения и межличностного восприятия причин вторых людей». В ходе атрибуции происходит приписывание достижений индивидов и причин поведения на основании групповой принадлежности. Люди растолковывают поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. Наряду с этим, они склонны собственные удачи растолковывать собственными внутренними качествами, а неудачи – внешними событиями. Наоборот, удачи вторых чаще разъясняются внешними, а неудачи – внутренними факторами. Эта функция пребывает в защите хорошей самооценки самыми разнообразными методами: от завышения собственной самооценки до занижения оценки вторых. Как раз так довольно часто появляются стереотипы довольно групповой принадлежности человека, к примеру принадлежности его к какой-то профессии. Тогда четко выраженная опытные черты у встреченных в прошлом представителей данной профессии рассматриваются как черты, свойственные всякому представителю данной профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.). Тут проявляется тенденция «извлекать суть» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Изучения направлены на изучение попыток «рядового человека» осознать следствие и причину событий, что включает интерпретацию чужого и своего поведения, выступая базой межличностного восприятия.

Приписывание появляется в условиях недостатка информации.

степень и Мера приписывания зависят от:

1) уникальности/типичности поступка

Обычное поведение приписывается ролевыми примерами, легче интерпретируется

2) социальной желательности/нежелательности

Социально нежелательное поведение приводит к множеству интерпретаций, т.е. простор для приписывания

Виды:

  • Внутренняя (поиск внутренних обстоятельств, характерна для наблюдателя)
  • Объектная (поиск обстоятельств в поведении объекта)
  • Внешняя (поиск обстоятельства в ситуации, характерна для участника)

Существует зависимость приписываемых черт от предшествующей оценки объектов восприятия

Пример. Специалистам внесли предложение оценить решения математических задач детьми. Но предварительно им поведали, что в первой группе испытуемых обучаются послушные дети и отличники («любимые»), а во второй слабо успевающие, непослушные («нелюбимые»). «Любимые» при допущении неточностей в ответе задач оценивались все равно позитивно, их оправдывали. «Нелюбимые»неточностей практически не допускали, но специалисты к ним очень сильно придирались и оценивали очень плохо.

В опыте продемонстрирован феномен «социальной установки»

Пример.кто-то опаздывает на свидание с друзьями. Один из ожидающих уверен в том, что это связано с нехорошей работой транспорта, второй, что опоздание — итог легкомыслия, третий – сомневается, не сказал ли он опаздывающему второе, неверное место встречи, четвертый – что их намерено заставляют ожидать.

Таки образом у всех различные представления о обстоятельствах опоздания. 1 – события, 2 – особенности личности, 3 – обстоятельство в себе, 4 – опоздание намеренное и целенаправленное. Обстоятельства мотивирования атрибуции различные, по причине того, что друзья по- различному выполняют атрибуцию.

Фундаментальная неточности атрибуции – тенденция переоценивать значение внутренних факторов при объяснении людской поведения и недооценивать роль обстановки.

Пример1. У вас в институте у вас начался новый курс, вы пришли на лекцию и заметили учителя. Он был задумчив, отстранен, безрадостен и грустен. И вы сделали вывод, что ваш учитель – человек задумчивый, отстраненный, безрадостный и грустный. А в действительности у него легко было большое артериальное давление.

Пример2. По окончании смерти принцессы Дианы королева Елизавета семь дней не давала никаких интервью СМИ. Публичное вывод трактовало данный факт как причастность королевы к ужасному событию и радость из-за случившегося. Обстановка стала угрожающей. Тогда в прессу потупила следующая информация: «Елизавета семь дней не общалась с прессой, т.к.она бабушка несчастных внуков, которых она и утешала всю неделю»

Как мы воздействуем на поведение вторых людей?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: