Кино как средство сохранения духовных и культурных ценностей народов арктики

Сейчас информационные разработки, цифровое телевидение, видео, дешёвые всем, участвуют в отечественной повседневной жизни, оказывая огромное влияние на формирование публичного мнения, становление личности, развитие общества в целом. Новые задачи формируют и новые подходы к постижению мира, новые разработки – новые формы и методы исследовательской деятельности. Общая компьютеризация, мгновенного перемещения и возможности хранения информации в любую точку планеты, размещения материала во глобальной сети, развитие цифрового телевидения, приобщение к подобным источникам сходу огромного количества людей через сайты, порталы, страницы, сообщества, соцсети и семь дней.д.все это уже не разрешает обходиться методами и традиционными способами в научной деятельности.

В конце ХХ в. сперва в зарубежной, а после этого и в отечественной науке сформировалось новое направление, разрешающее фиксировать этнографический материал конкретно, посредством фото-, аудио-, видеотехники. Сейчас аудиовизуальная антропология рассматривается не только как источниковедения и вспомогательная часть архивоведения, но и как самый перспективный способ изучения в современной науке. Во всем мире аудиовизуальная антропология, находящаяся на стыке двух видов людской деятельности, направленных на познание, – фактически искусства и науки, набирает все громадную популярность. Это связано не только с совершенствованием и все большей доступностью техники, но и с возможностью самый близкого контакта с предметом изучения: фиксация материала «вживую», запечатление самих носителей, особенности их неповторимой культуры во всех подробностях разрешает «внедриться» в культуру, в ее сущность. Во многих государствах существуют особые просмотровые площадки, кроме того кинофестивали, специализирующиеся именно на антропологических фильмах-изучениях. Наряду с этим благодаря двойственному характеру подобного рода работ – с одной стороны, кино, с другой – научное изучение, – перед учеными предстает неприятность: где заканчивается мастерство, которое направлено на образ и эмоцию, а где начинается наука, которая оперирует фактами? Довольно часто этнографические фильмы снимаются кинематографистами, каковые не имеют прямого отношения к науке, для которых «правда художественная» стоит на первом месте, а этнография выполняет роль необычного оформления, места действия. Как бы то ни было, антропологические фильмы в основном являются особенный вид кинодокументалистики. направляться подчернуть, что кинематограф с момента собственного появления довольно часто употреблялся как раз как возможность знакомства широкого зрителя с обычаями, нравами и традициями обитателей отдаленных, труднодоступных и «экзотических» уголков планеты. И это ясно, поскольку, по словам классика кино Андрея Тарковского, «мы ходим в кинотеатры, дабы прожить чью-то жизнь». Развитие телевидения, а после этого и сети Интернет, с их направленностью на немедленное включение в происходящее в любой точке планеты, вывело кинематограф, причем не только документальный, на новый этап. Сейчас кроме того игровое кино все чаще пробует отдалиться от повествования, разложенного на привычные драматургические ходы. Кино пробует снова приблизиться к судьбе. Об этом свидетельствуют все большее количество картин, снятых на камеру телефона, компьютера, видеорегистратора, охранную камеру супермаркета, существуют фильмы, составленные из фото- и видеороликов, забранных из сети, новостных каналов. Все чаще режиссерами делаются попытки съемки под «лайф» – субъективная камера, с заведомыми «шероховатостями», нестатичным кадром, тряской, невыстроенными ракурсами. Изменился и подход к монтажу, длине кадра, ракурсу, свету. В кино употребляются все приемы, дабы создать эффект документа. Возможно заявить, что знакомство Якутии с кинематографом начиналось как раз с этнографического кино. В начале прошлого века в республике были совершены первые съемки зарубежными кинематографистами, после этого в 30-х гг. ХХ в. и русские операторы снимали фильмы о жизни населений украины. В середине ХХ в. у нас были обширно распространены просветительские киножурналы, говорящие советскому зрителю о жизни огромной страны. Тогда на экранах показались этнографические зарисовки о жизни коренных населений украины, населяющих территории отечественной республики. Для Якутии кино стало окном, соединяющим людей по обе стороны. Общая кинофикация, начатая Лениным, не только служила пропаганде коммунистических идей, но и знакомила обитателей Севера с судьбой людей за пределами привычного окружения. До тех пор пока всемирный зритель открывал для себя Якутию, обитатели Севера при помощи кино открывали для себя мир. Сейчас кино в Якутии быстро начинается. Якутские режиссёры пробуют идти в ногу со временем, участвуют в больших российских и интернациональных кинофестивалях, занимая призовые места. Но нужно подчернуть, что, не обращая внимания на бурное развитие, кинематограф Якутии не хватает внимание уделяет этнографии, документальному кино в целом. Дело не в дефиците тем либо компетентных экспертов. Имеется все возможности с целью проведения изучений, имеется ученые, специализирующиеся на изучении классической культуры населений украины, имеется кинематографисты, имеется живая насущная необходимость – но нет денежных возможностей, технической базы, разрешающей проводить подобные изучения. В Якутии лишь пара режиссеров занимаются документальными фильмами этнографической направленности. Это Вячеслав Семенов, чьи работы «Предсказание Чохотуй» и «В верховьях Оллонгро» являются лауреатами интернациональных фестивалей этнографических фильмов в г. Пярну (Эстония), г. Геттинген (Германия), «Margaret Mead Film Video Festival» при Американском музее естествен- ной истории в г. Нью-Йорке (США); Марина Калинина, представившая собственный фильм «Дорога к солнцу» о жизни эвенов на фестивалях в «Skabmagovat» (Финландия), «ImagineNATIVE» (Канада) и «Nepal International Film Festival» (Королевство Не- пал); Алексей Романов – его художественно-этнографический фильм «Серединный мир» о традициях, философии, мировоззрении якутов отмечен на Фестивале наро- дов России, интернациональных фестивалях в г. Дьер (Венгрия), г. Онфлер (Франция). Жизни современных обитателей Арктики кроме этого посвящают свои работы режиссеры Сергей Зверев, Прокопий Ноговицын, Эдуард Хомус. Работы отечественных кинематографистов, каковые сами являются коренными обитателями Якутии, отмечены особенным видением северной культуры; это не взор «белого» человека, не рассмотрение чуждых и непонятных «безжалостных» народов «под лупой», а глубокое познание сути, характера этого особенного типа культуры, рожденное из родной связи, общности миропонимания. Сейчас всю землю осознаёт развития вопроса многообразия и важность сохранения национальных (этнических) культур, каковые не в силах самостоятельно противостоять глобализационным процессам. И Республика Саха – неповторимый регион, сохранивший практически в нетронутом виде классический уклад судьбы многих народов, исконно населяющих ее территории, – делает особенную роль в распространении и изучении культурных сокровищ народов русском Арктики. Собственный вклад в это общее дело может и обязан вносить кинематограф, талантливый общаться напрямую с носителями культур, находящихся на грани исчезновения, фиксации их неповторимых знаний о мире, их языка, фольклора, мифологии, искусства, опыта выживания, традиций и пр. Фильмы – этнографические изучения имели возможность бы стать учебными пособиями, не сухими страницами книжек, а живыми кадрами, настоящей судьбой, которая бы не просто знакомила с кем-то, кто живет где-то на большом растоянии, а учила бы осознавать. Так как сейчас на примере классического уклада судьбы современных оленеводческих народов мы можем воочию видеть, как культура рождается и начинается «из географии». Подобное изучение классическими способами потребовало бы печати объемных томов, описание заняло бы огромное количество книг, статей, что представляется мало вероятным при все более ускоряющемся темпе нашей жизни. В то время как посредством одного короткометражного фильма зритель имел возможность познакомиться со всеми подробностями культуры – бытом, одеждой, жилищем, обрядами и ритуалами, танцами и пластикой, календарными праздниками, – в маленький временной отрезок. Нужно применять возможности кино- и аудиотехники, пока имеется возможность заметить и услышать те культуры, каковые стоят на грани исчезновения.

http://agiki.ru/uploads/default/files/15568e52506c266d2078a9c4a274a3db.pdf

Холопов А.В. Человек между религией и наукой #4


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: