Классицизм как художественный метод

Понятие классицизма — Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе классицизма — Эстетика классицизма — Своеобразие русского классицизма — Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения В.К.Тредиаковского — М.В.Ломоносова — Регламентация жанровой совокупности русской литературы в эстетике А. П. Сумарокова — Реформа стиля литературного языка М.В. Ломоносова

Неприятность классицизма по большому счету и русского классицизма в частности есть одной из самые дискуссионных неприятностей современного литературоведения. Не вдаваясь в подробности данной дискуссии [1], попытаемся остановиться на тех положениях, каковые распознали собственную объективность в ее ходе.

Понятие классицизма

Во-первых, фактически не подвергается сомнению то событие, что классицизм — это один из реально существовавших в истории литературы художественных способов (время от времени его еще обозначают терминами «стиль» и «направление»), другими словами понятие классицизма как творческого способа предполагает своим содержанием исторически обусловленный метод моделирования действительности и эстетического восприятия в художественных образах: концепция личности и картина мира, самые общие для массового эстетического сознания данной исторической эры, находят собственный воплощение в представлениях о сути словесного мастерства, его отношениях с действительностью, его собственных внутренних законах.

Во-вторых, столь же неоспоримым есть тезис о том, что классицизм появляется и формируется в определенных историко-культурных условиях. Самый распространенное исследовательское убеждение связывает классицизм с историческими условиями перехода от феодальной раздробленности к единой национально-территориальной государственности, в формировании которой централизующая роль в собственности полной монархии. Это — нужная историческая стадия социального развития, исходя из этого третий неопровержимый тезис исследователей классицизма сводится к тому, что классицизм — это органичная стадия развития любой национальной культуры при том, что классицистическую стадию различные национальные культуры проходят в различное время, в силу индивидуальности национального варианта становления неспециализированной социальной модели централизованного страны.

Хронологические рамки существования классицизма в различных европейских культурах определяются как вторая добрая половина XVII — первое тридцатилетие XVIII в., при том, что ранние классицистические веяния ощутимы на исходе ренесанса, на рубеже XVI—XVII вв. В этих хронологических пределах эталонным воплощением способа считается французский классицизм. Тесно связанный с расцветом французского абсолютизма второй половины XVII в., он дал европейской культуре не только великих писателей — Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Вольтера, но и великого теоретика классицистического мастерства — Никола Буало-Депрео. Будучи и сам практикующим писателем, заслужившим прижизненную славу собственными сатирами, Буало в основном прославился созданием эстетического кодекса классицизма — дидактической поэмы «Поэтическое мастерство» (1674), в которой дал стройную теоретическую концепцию литературного творчества, выведенную из литературной практики его современников. Так, классицизм во Франции стал самоё самосознающим воплощением способа. Из этого и его эталонное значение.

Исторические предпосылки происхождения классицизма связывают эстетическую проблематику способа с эрой общества взаимоотношений и обострения личности в ходе становления единодержавной государственности, которая, приходя на смену социальной вседозволенности феодализма, пытается регламентировать законом и четко разграничить сферы публичной и личной судьбе и отношения между государством и личностью. Это определяет содержательный нюанс литературы. Фундаментальные же правила поэтики мотивированы совокупностью философских взоров эры. Они формируют концепцию личности и картину мира, а уже эти категории воплощаются в совокупности художественных приемов литературного творчества.

самые общие философские понятия, присутствующие во всех философских течениях второй половины XVII — финиша XVIII в. и имеющие яркое отношение к поэтике и эстетике классицизма — это понятия «метафизика» и «рационализм», актуальные как для идеалистических, так и для материалистических философских учений этого времени. Основоположником философской теории рационализма есть философ и французский математик Рене Декарт (1596—1650). Основополагающий тезис его теории: «Я мыслю, следовательно, я существую» — реализовался во многих философских течениях того времени, объединенных неспециализированным заглавием «картезианство» (от латинского варианта имени Декарт — Картезиус), В сущности собственной это тезис идеалистический, потому, что он выводит материальное существование из идеи. Но рационализм, как интерпретация разума в качестве первичной и высшей духовной свойства человека, в той же мере характерен и для материалистических философских течений эры — таких, к примеру, как метафизический материализм британской философской школы Бэкона-Локка, которая признавала источником знания опыт, но ставила его ниже обобщающей и аналитической деятельности разума, извлекающего из множества добытых опытом фактов высшую идею, средство моделирования космоса — высшей действительности — из хаоса отдельных материальных предметов.

К обеим разновидностям рационализма — идеалистической и материалистической — одинаково приложимо понятие «метафизики». Генетически оно восходит к Аристотелю, и в его философском учении обозначало отрасль знания, которое исследует недоступные для органов эмоций и только рационально-умозрительно постигаемые высшие и неизменные начала всего сущего. И Декарт, и Бэкон использовали данный термин в аристотелевском смысле. В новое время понятие «метафизика» получило дополнительное значение и начало обозначать антидиалектический метод мышления, принимающий явления и предметы вне их развития и взаимосвязи. Исторически это весьма совершенно верно характеризует изюминке мышления аналитической эры XVII—XVIII вв., периода разделения искусства и научного знания, в то время, когда любая отрасль науки, выделяясь из синкретического комплекса, обретала собственный отдельный предмет, но наряду с этим утрачивала сообщение с другими отраслями знания. Как мы это заметим дальше, подобный процесс происходил и в мастерстве.

Задание № 10 ЕГЭ по литературе. Родовая и жанровая специфика поэтического текста


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: