Классификации экспериментов

1-12

Психотерапевтический опыт — проводимый в особых условиях опыт чтобы получить новые научных знаний при помощи целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Разными авторами понятие «психотерапевтический опыт» трактуется неоднозначно, обычно под опытом в психологии рассматривается комплекс различных независимых эмпирических способов (фактически опыт, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Но традиционно в экспериментальной психологии опыт считается независимым способом.

Специфика психотерапевтического опыта

В психологии экспериментальное изучение владеет собственной спецификой, разрешающей разглядывать его раздельно от изучений в других науках. Специфика психотерапевтического опыта содержится в том, что:

Психику как конструкт нереально объективно замечать и о её деятельности возможно определить, только основываясь на её проявлениях, например, в виде определённого поведения.

При изучении психологических процессов считается неосуществимым выделить какой-то один из них, и действие постоянно происходит на психику в целом (либо, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую совокупность).

В опытах с людьми (и некоторыми высшими животными, к примеру, приматами) происходит активное сотрудничество между экспериментатором и испытуемым.

Данное сотрудничество а также делает нужным наличие инструкции испытуемому (что, разумеется, нехарактерно для естественнонаучных опытов).

Неспециализированные сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший собственный хороший учебник по экспериментальной психологии («Experimentalpsychology», 1938), определял опыт как упорядоченное изучение, на протяжении которого исследователь конкретно изменяет некоторый фактор (либо факторы), поддерживает остальные неизменными и замечает результаты систематических трансформаций. Отличительной изюминкой экспериментального способа он считал управление экспериментальным причиной, либо, по терминологии Вудвортса, «свободной переменной», и отслеживание его влияния на замечаемое следствие, либо «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — свободной переменной[2].

В упрощённом примере свободную переменную возможно разглядывать как некоторый релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на действие этого релевантного стимула. Схематически это возможно выразить следующим образом:

St(r) — релевантные стимулы, R — реакция испытуемого, P — личность испытуемого, его психика

Но, в большинстве случаев, как раз искомая стабильность всех условий, не считая свободной переменной, в психотерапевтическом опыте недостижима, поскольку фактически неизменно кроме этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным неточностям. Так окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

  • Следовательно, в опыте возможно выделить три вида переменных:
  • Свободная переменная
  • Зависимая переменная
  • Дополнительные переменные (либо внешние переменные)

Итак, экспериментатор пробует установить функциональную зависимость между зависимой и свободной переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), постаравшись наряду с этим учесть систематическую неточность, появившуюся благодаря действия иррелевантных стимулов (примерами систематической неточности возможно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения возможности действия случайных неточностей на итог исследователь пытается проводить серию опытов (примером случайной неточности, возможно, к примеру, усталость либо же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Главная задача экспериментального изучения

Неспециализированная задача психотерапевтических опытов содержится в том, дабы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают разные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В этом случае, R — реакция испытуемого, S — обстановка, а P — личность испытуемого, психика, либо «внутренние процессы»[3]. Другими словами, грубо говоря, поскольку психологические процессы нереально «заметить», в психотерапевтическом опыте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психологических процессах либо личности испытуемого.

Валидность в психотерапевтическом опыте

Главная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных опытах, так и в психотерапевтических основа считается понятие валидности: в случае если опыт валиден, учёные смогут владеть некоей уверенностью в том, что ими было измерено как раз то, что они желали измерить. Предпринимается множество мер чтобы выполнять все виды валидности. Но быть полностью уверенным в том, что в каком-то, кроме того самом продуманном, изучении возможно совсем соблюсти все критерии валидности, нереально. Всецело безукоризненный опыт недостижим.

Классификации опытов

В зависимости от метода проведения

Выделяют в основном три вида экспериментов[4]:

  • Лабораторный опыт
  • Полевой, либо естественный опыт
  • Формирующий, либо психолого-педагогический опыт Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых любой объект (в этом случае изучение) возможно отнести лишь к одному виду. Но формирующий опыт возможно и лабораторным и естественным. К примеру, опыты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у псов — это лабораторный формирующий опыт, а опыты в рамках теории развивающего Давыдова и обучения Эльконина, это в основном полевые формирующие опыты. Во-вторых, у классификации должно быть лишь одно основание, другими словами виды разделяются по одному показателю. Но по такому показателю как метод проведение либо условия проведения возможно выделить лишь лабораторный и полевой опыты, а формирующий опыт выделен По другому показателю.

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный опыт- условия намерено организуются экспериментатором. Главная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной свободной переменной. Главный метод контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидностьниже чем в полевом опыте.
  • Полевой, либо естественный опыт — опыт проводится в условиях, каковые экспериментатор не осуществляет контроль. Главная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной свободной переменной. Главные методы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в изучении совершенно верно соответствуют уровням этих переменных в жизни другими словами за пределами изучения) и константность (сделать уровень переменной однообразным для всех участников). Внутренняя валидность в большинстве случаев ниже, чем в лабораторных опытах.

В зависимости от результата действия выделяют

  • Констатирующий опыт — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых особенностей и не развивает те, каковые уже существуют.
  • Формирующий опыт — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было либо развивает те, каковые уже существовали.

В зависимости от этапа изучения

  • Пилотажное изучение (так именуемое черновое, пробное изучение)
  • Фактически опыт

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности опыты кроме этого возможно поделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о задачах и целях изучения,
  • те, в которых в целях опыта некая информация о нём от испытуемого утаивается либо искажается (к примеру, в то время, когда нужно, дабы испытуемый не знал об подлинной догадке изучения, ему смогут сказать фальшивую),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях опыта либо кроме того о самом факте опыта (к примеру, опыты с привлечением детей).

Главные классификации видеоплат


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: