Классификации нарушений развития

Множественность вариаций нарушений у человека и их зависимость от многих факторов затрудняют создание их универсальной классификации. Недостаток, нарушение, недочёт развития смогут появиться неожиданно по окончании несчастного случая, болезни, а смогут развиваться и усиливаться в течении длительного времени, к примеру в следствии действия негативных факторов внешней среды либо как последствие продолжительного хронического заболевания. Ограничение возможно устранено (всецело либо частично) медицинскими, психологическими и/либо педагогическими средствами, и принятием соответствующих мер социального характера, его проявления смогут уменьшиться, либо оно не рассматривается как недочёт в опредроблённых социальных условиях.

В соответствии с многообразной спецификой предмета, при различных опытных подходах к данному вопросу и различных основаниях для систематики существуют и различные классификации. Самый распространенными основаниями, по неспециализированному признанию, являются следующие:

— обстоятельства нарушений;

— виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

— последствия, вызываемые нарушением (либо нарушениями), для предстоящей судьбы человека (предложение британских специалистов; Варнок М., 1979).

Последняя педагогическая классификация основывается на учете характера особенных образовательных потребностей людей (детей) с ограниченными возможностями и степени таких ограничений.

В современной педагогике в соответствии с исторически сложившейся совокупностью образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, и с предметными областями особой педагогики в базу классификации по традиции положены темперамент нарушения (недочёта) и степень его выраженности. В соответствии с действующей классификации различают следующие категории людей (детей) с ограниченными возможностями:

— глухие;

— слабослышащие;

— позднооглохшие;

— незрячие;

— слабовидящие;

— люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

— люди с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

— люди с нарушением интеллекта;

— дети со стойкими образовательными затруднениями;

— люди с тяжелыми нарушениями речи;

— люди со сложными недочётами развития.

Существует и более обобщенная классификация, сложившаяся па базе группировки перечисленных нарушений в соответствии I их локализацией в той либо другой совокупности организма. В соответствии с ней выделяются:

— телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические болезни);

— сенсорные нарушения (слух, зрение);

— нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения перемещений, психологические и речевые нарушения).

Эта классификация серьёзна для педагогики только как обобщенная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы она более значима, потому что имеет сопутствующие гонко дифференцированные дополнения.

В сфере соцзащиты, социально-трудового права важную роль получает классификация, обусловленная обстоятельствами происхождения нарушения (недочёта). Это связано с особенностями предоставления материальной и другой социальной помощи, компенсационных выплат и т.п. К обстоятельствам происхождения нарушения относятся:

— врожденное нарушение развития;

— несчастный случай, стихийное бедствие;

— производственная травма;

— опытное заболевание, приведшее к происхождению ограничения возможностей;

— ДТП;

— участие в военных действиях;

— последствия экологических правонарушений;

— заболевание;

— другие обстоятельства.

Классификация, показывающая обстоятельства нарушений, необходима и для педагогики, поскольку знание происхождения того либо иного недочёта развития, а также его биологической, социальной либо комплексной обусловленности, и особенностей и сроков происхождения предоставляет педагогу необходимые данные для планирования личной программы особой педагогической помощи. Так, для ребенка, не слышащего от рождения, личная коррекционно-об-разовательная программа будет строиться с учетом того обстоятельства, что он ни при каких обстоятельствах не слышал звуки окружающего мира, в

том числе и людскую обращение, при настоящем понимании того, что обращение у него не разовьется сама по себе, без особого обучения. Частичная утрата слуха по окончании перенесенного ребенком инфекционного заболевания в дошкольном возрасте предполагает второе построение коррекционно-образовательной программы, имеющей педагогические технологии и иные задачи.

Для социальной сферы и для педагогики значима и классификация, ориентированная на последствия нарушений, каковые влияют на всю предстоящую судьбу человека, обусловливая потребности в особом образовании, в реабилитации (медицинской, психотерапевтической, социальной, профессиональной), а часто и в уходе, в обеспечении особыми техническими средствами, нужными для включения в социальную судьбу. Такая классификация содержит указания и на то, в каких сферах жизнедеятельности человека смогут особенно очень сильно проявляться эти нарушения, — в семье, в ходе учебы, в общественной жизни, в опытной сфере.

Британские эксперты (Варнок М., 1979) создали комплексную классификацию, в которой указаны не только нарушенные функции организма, но и степень их поражения. Это позволяет более тонко дифференцировать разные категории людей с ограниченными возможностями и правильнее определять характер и количество особенных образовательных и социальных потребностей для каждого конкретного индивидума. Исходя из данной классификации, возможно с громадной долей возможности выяснить социально и образовательно значимые потребности того либо иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления особой образовательной деятельности — ориентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую независимость, подвижность, посильность и безопасность различных видов деятельности и соответственно сферы занятости, возможности социальной интеграции и социально-экономической независимости.

Собственными частными, педагогически обоснованными классификациями, применительно к разным категориям людей с ограниченными возможностями, к примеру с нарушениями зрения и слуха, с нарушенным интеллектом, с недочётами речи и другими, владеет любая предметная область особой педагогики.

Часть 19. Систематика речевых нарушений в логопедии (2)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: