Классификация методов консультирования

Анализ способов консультирования

Понятие способа консультирования

Подходов, способов, методик, стилей и приёмов консультирования существует очень большое количество. Это разнообразие разрешает клиентам с весьма необыкновенными проблемами в конечном счете обнаружить консультанта, что отвечает изюминкам их организации и личным чертам.

Но консультированию характерно не только разнообразие, но и определенное единство методов и принципов. Кое-какие из них являются фундаментальными, ими пользуется большинство консультантов. К примеру, таковой особый способ стремительного обнаружения фактов, как психотерапевтическое тестирование, используется лишь при определенных заданиях по отбору персонала. Кое-какие консультанты кроме того выступают против этого способа. Наоборот, все консультанты используют опрос и должны мочь писать отчеты.

Под способом консультирования понимается неспециализированная схема (замысел действий), организованная на базе обобщенного опыта результативных консультаций данного вида, разрешающая выработать соответствующую программу действий.

Целесообразно ввести понятия методики, методического инструментария (методической методологии) консультирования и базы консультирования.

Методика является совокупностью корректных в методическом отношении директив, показывающих методы достижения и способ действий поставленных целей.

Методический инструментарий (методическая база) консультирования является совокупностью методик, которыми располагает консультационная компания (консультант).

Методика консультирования заключена вдвух частях.

  • Способы сотрудничества с сотрудниками компании-клиента с целью разработок и внедрения знаний в клиентскую организацию.
  • Способы интеллектуальной деятельности, нужные для разработки решений и анализа проблем.

В консультировании активно используются способы, созданные в социологии, психологии, статистике, других науках и математике. Эта несколько способов (такие как интервью, опросы, тестирования, синтез, прогнозирование, наблюдения, групповая работа, деловые игры, экспертные оценки, мозговая атака, дерево целей и др.) самый полно освещена в особой литературе.

направляться подчернуть, что любой консультант, специализирующийся в конкретной области, имеет собственный видение решения проблемы, что говорит о достатке методического инструментария. Потому, что способы являются базой конкурентных преимуществ консультанта, то они сохраняются в тайне. Но становятся дешёвыми по мере их передачи и использования клиенту в ходе совместной работы и обучения при ответе неприятности.

Классификация способов консультирования

Классификация способов консультирования позволяет осуществить стремительный поиск, эффективное использование и выбор тех способов, каковые в громаднейшей мере соответствуют характеру неприятностей клиентской организации, модели консультирования и складывающейся ситуации.

Один из самых распространенных подходов к классификации — выделение групп способов по этапам консультационного процесса (способы диагностики; способы выработки ответов; способы рекомендаций и внедрения разработок).

С развитием процессного консультирования стали разрабатываться способы вовлечения клиента в работу над проектом. Вследствие этого ниже приведена группировка способов по вторым параметрам: техническим (способы ответа содержательной части неприятности) и человеческим (способы создания взаимоотношений с клиентом, благоприятных с целью проведения трансформаций).

  • Способы ответа содержательной части неприятностей (технические).

1.1. Способы диагностики.

1.1.1. Способы сбора информации: опросы, интервью, анкетирование, экспертные оценки, анализ документов, социопсихометрические наблюдения групповой работы, деловых игр.

1.1.2. Способы обработки информации: классификация данных, анализ неприятностей, сравнение, анализ взаимовлияния, экспресс-анализ групповой работы, деловых игр.

1.2. Способы решения проблем.

1.2.1. Способы определения неприятностей: дерево целей с применением экспертных оценок, способы оценки приоритетов неприятностей (экспертный и логический анализ), способы построения графа неприятностей.

1.2.2. оценки решений и Методы разработки; способы выработки других ответов, способы выбора других ответов, способы анализа качества решений, способы анализа потенциальных неприятностей; способы деловых игр; способы групповой работы.

1.3. Способы реализации.

1.3.1. Способы экспериментальной проверки: групповая работа, деловые игры.

1.3.2. Способы переноса результата в настоящие условия: способы формирования рабочих групп, способы проведения проблемных заседаний.

  • Способы работы с клиентом (человеческие).

2.1. Способы клиента ролей и выбора консультанта.

2.2. помощи и Методы сотрудничества клиенту в осуществлении трансформаций.

2.2.1. тренировки персонала и Методы обучения клиентской организации.

2.2.2. Способы развития творческого потенциала начальников клиентской организации.

2.2.3. Способы увеличения мотивированности руководителей и персонала к трансформациям: способы убеждения, способы тревоги чувства и использования напряжения, наказания и методы поощрения, доверия и методы участия и т.д.

Первая часть классификации включает способы, выделенные по этапам процесса консультирования.

Источниками данных для анализа консультантом являются следующие.

  • Записи — факты, хранимые в форме, пригодной для считывания либо преобразования:

o документы (файлы, отчеты, публикации);

o компьютерные файлы;

o магнитные ленты;

o фильмы, микрофильмы;

o картинки, фотографии;

o графики и т.д.

  • условия и События — поддающиеся наблюдению действия и сопутствующие им события.
  • Память — все данные, хранящаяся в памяти людей, каковые трудятся в организации-клиенте, связаны с ней, либо дать данные, нужную для консультанта (несомненно доказанные факты, опыт, мнения, убеждения, впечатления, предубеждения, предположения).

Пути получения фактических данных:

1) поиск информации по существующим записям, характеризующим деятельность организации;

2) особые записи (при ненадежности существующих записей);

3) наблюдение (проводится в большинстве случаев за группами, а не отдельными лицами);

4) особые отчеты (изложение мыслей по определенным нюансам неприятности организации, предложения);

5) вопросники;

6) беседа (самый распространенный способ при консультировании по вопросам управления);

7) проведение диагностических интервью;

8) встречи с сотрудниками организации для сбора данных;

9) обзоры взаимоотношений служащих (посредством наблюдения, опроса, беседы; способы социометрических изучений; способы изучения мотивации);

10) оценки (при отсутствия доказанных фактов либо неосуществимости их получения по какой-либо причине).

Вторая часть классификации является методами организационного развития. Они направлены на трансформации в поведении работников через действие на совокупность ценностных ориентаций, межличностное и межгрупповое сотрудничество, личные навыки; создание условий для более интенсивного применения людских ресурсов.

Чтобы учесть все направления создания условий с целью проведения трансформаций, вторую часть приведенной выше классификации целесообразно разглядывать как:

1) технологические способы — способы совершенствования производственных процессов (к примеру, ротация, обогащение и изменение содержания работ, изучение с обратной связью);

2) структурные способы — способы создания новых ролей, новых подразделений либо новых взаимоотношений подчиненности (горизонтальная и вертикальная разделение, формализация, централизация, координация);

3) способы управления людскими ресурсами:

o способы, направленные на оздоровление межличностных отношений и организационного климата, сокровищ, здоровья, существования и функционирования (обучение, тренинг, вмешательство и личное и групповое развитие);

o способы вовлечения в управление (совокупности вознаграждения);

o способы, ориентированные на улучшение межгрупповых межличностных взаимоотношений (Т-группы, способы формирования команд, ролевой анализ, способ конфронтации и др.);

o способы работы с индивидуумом (личный тренинг, консультирование, гештальт-тренинг).

Созданные консультантами методики по условиям применения делятся на следующие группы.

  • Специальные способы используются для:

o особенных условий (к примеру, оргструктуры для предпринимательских сетей, виртуальных компаний);

o определенного типа клиентских организаций (малых либо больших; коммерческих либо некоммерческих);

o отрасли (банки, страховые компании, предприятия и т.д.).

  • Универсальные способы используются практические во всех типах клиентских организаций независимо от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, форм собственности.

Примером универсальных методик помогают разработке управления конфликтом на фирмах:

  • снятие послеконфликтных напряжений в коллективе;
  • комплексный анализ конфликтной обстановке на предприятии;
  • защита предприятия от забастовки;
  • действия конфликтолога в предзабастовочный период;
  • организация забастовки на предприятии;
  • прогнозирования конфликта и социологические методы диагностики;
  • тренинги (переговоры, коммуникации в условиях его разрешения и конфликта);
  • деловые игры.

Клиническая психология. Способы патопсихологической диагностики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: