Классификация методов психологии. этапы психологического исследования.

Особенности психологии как науки: ее предмет, задачи, направления и отрасли

Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, развития и функционирования психики человека.Собственный наименование психология берет от греческих слов psyche (душа) и logos (учение).Предмет. Психика животных и человека. Задача: главной З. есть изучение внутреннего мира человека, и предмета психологии.направления и Отрасли: фундаментальные – создают базу для понимания психики, источник универсальных знаний, касающихся лично-личностных черт человека (неспециализированная психология, социальная психология, дифференициальная психология, психология развития. Прикладные – психотерапевтические науки порождены запросами практики, оказывают помощь решать текущие неприятности в жизни людей (юридическая психология, психология труда, инженерная психология, педагогическая психология, медицинская психология.Неспециализированные психотерапевтические науки ставят, решают неприятности и приобретают результаты, в которых заинтересованы все другие отрасли (неспециализированная психология). Особые психотерапевтические науки решают неприятности, касающиеся в полной мере конкретных групп психологических явлений в социальной судьбе, педагогической сфере, медицине, технике и т.д.

Понятие о методологии. Методологические правила современной психологии.

Методика психологии – это совокупность способов и принципов организации теоретической и практической деятельности, направленной на познание психологического мира человека. теории и Соотношение методологии: теория является результатом процесса познания, а методика построения и способ достижения этого знания.На данный момент Ярошевский и Петровский выделяют 3 фундаментальных методологических правил: — принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития. Принцип детерминизма (причинности). Все, что существует в мире, есть следствием действия определенной обстоятельства. Все явления материалистического мира, связаны между собой причинно-следственными отношениями. Психика человека определяется образом судьбы и изменяется с трансформацией образа судьбы. поведения человека и Актуальное состояние психики, обусловлено предшествующими событиями его жизни. А все многообразие людской жизнедеятельности определяется взаимоотношением 2-х факторов: биосоциальная среда и наследственность. Принцип системности предполагает рассмотрение психологических явлений, как внутренне взаимосвязанных компонентов целостной психологической организации. Основное в системном подходе изучение связей элементов, из которых состоит совокупность, а не самих элементов. В соответствии с этому принципу человек рассматривается открытой, динамической совокупностью. Принцип развития (генетический принцип)- психика высоко динамичный процесс и может изучаться лишь в развитии. Психотерапевтическое развитие может включать количественные и качественные трансформации. Движущей силой развития есть сотрудничество психологических структур. В развитии заложен общий принцип существования. деятельности единства и Принцип сознания. Введен Рубинштейном, Леонтьевым, Ананьевым в 30-е годы. Не может быть деятельность без сознания, а сознание без деятельности. Данный принцип разрешил через деятельность изучать сознание.

Классификация способов психологии. Этапы психотерапевтического изучения.

Классификация: Эмпирические способы: Наблюдение (внешнее, внутреннее (самонаблюдение, интроспекция), включенное, стороннее, стандартизированное). Опрос (устный, письменный, интервью, анкетирование, беседа). Способ анализа результатов деятельности (анализ творчества, библиографический способ). Опыт (лабораторный, естественный, формирующий). Тестирование (бланковые, аппаратурные). психотерапии и Методы коррекции(аутотренинг, психотерапия, групповой тренинг). Организационный способ: Поперечных срезов (различный возраст). Лонгитюдный – продольных срезов (одинаковые лица в онтогенезе). Сравнительный способ (в зоопсихологии, клинической психологии, различные субъекты на одинаковый предмет). Комплексные способы (изучение различными экспертами: физиологи, доктора, психологи). Способы обработки данных: (количественные, статистические, качественные).Моделирование: (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).Этапы: 1. Организационно – подготовительный этап. Формулировка цели, задач, объекта, предмета изучения. 2. Этап разработки рабочей догадки. Рабочая догадка – выраженное в словесной форме утверждение (самый вероятный вариант ответа задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования. 3.Методический этап. разработка и Выбор методического инструментария. Строится неспециализированная схема проведения изучения. 4. Экспериментальный этап. Сбор материала, подтверждение догадки. 5. Аналитический этап. Этап научных размышлений о том, что оказалось.

Неспециализированный психотерапевтический практикум. Лекция 2. восприятия особенностей и Изучение ощущений


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: