Классификация показателей конкурентоспособности товаров и их характеристика

Конкурентоспособность товара — это таковой уровень его экономических, технических (качественных), эксплуатационных и других параметров, что разрешает выдержать соперничество (борьбу) с другими подобными товарами на рынке. Помимо этого, конкурентоспособность — сравнительная черта товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей довольно распознанных требований рынка либо особенностей другого товара.

КСП продуктовых товаров на рынках проявляется лишь I следующих условиях: 1) на свободном рынке; 2) понятие «конкурентоспособность» может распространяться как на объект рыночных взаимоотношений (товар, услуги), так и на хозяйствующие субъекты; 3) КСП учитывает уровень качества товара (услуги) со стороны товаропроизводителя и со стороны потребителя; 4) при определении уровня КСП в обязательном порядке учитывают уровень финансовых доходов потребителя на данном рынке товаров; 5) КСП услуг и товаров имеет динамическое, неизменно корректирующееся состояние.

Оцениваемая на рынке пищевая продукция может иметь конкурентные товары, а уже реализованный товар есть совершенным примером для базы сравнения, потому, что он уже удовлетворил конкретного клиента и является моделью его поведения. В большинстве случаев оценка КСП того либо иного товара производится методом сопоставления его показателей с показателями базы сравнения.

КСП товаров более полно раскрывается через совокупность ее показателей. Ее составляют показатели внешнего формирования КСП, качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели.

Показатели внешнего формирования КСП включают долгосрочные и кратковременные показатели.

Долгосрочные показатели — это тенденции экономики, тенденции рынка, тенденции НТП, устойчивые связи в структуре потребления и другие.

Кратковременные показатели — это колебания конъюнктуры, неожиданное появление либо уход соперника с рынка, трансформации моды и др.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной группировке в выбранной совокупности и определяют назначение, условия использования и область применения данного товара (рис.2).

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ

РЕГЛАМЕНТИРУЕМЫЕ (определяемые постановлениями и техническими регламентами)

СТАНДАРТИЗИРУЕМЫЕ (определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ДР.

СОХРАНЯЕМОСТИ И ДР.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

НАДЕЖНОСТИ В ПОТРЕБЛЕНИИ

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ДР

Рис. .2. Классификация качественных показателей КСП

Классификационные показатели употребляются на исходных этапах оценки КСП для создания групп аналогов оцениваемой продукции. Нужно выделить, что оценка КСП имеет суть лишь | применительно к однотипной продукции, характеризующейся родными ^классификационными показателями. Конкретно для щей оценки КСП они, в большинстве случаев, не употребляются.

К ним относятся следующие показатели:

* для установления вида, типа либо класса продуктов (хлебные, масле, молочные и т.п.);

* выполнения продукции, определяющие условие и область применения (необработанное сырье, полуфабрикаты, готовые для потребления продукты и т.п.);

* определяющие группу потребителей продукции (массовые потребители, дети, больные люди и т.п.).

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, каковые образуют уровень качества товара. Они употребляются для нормирования требований к качеству и сравнения разных образцов товара, нанесенных к одному классу по классификационным показателям.

Особенную группу оценочных показателей составляют стандартизируемые и регламентируемые.

Главные требования потребителей к качественным показателям ходят отражение в стандартах фирм (фирменных стандартах): Отраслевых, региональных, национальных и международных. Национальные и западные стандарты, применяемые в качестве национальных, являются не только техническим, но и национальным документом. Стандарты включают полную чёрта товара и содержат технические условия его изготовления, правила приемки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки. При оценке КСП товара 1е всего определяется его соответствие стандартам. Это регламентируемый потребительский параметр. Исходя из этого при оценке КСП по стандартизируемым показателям товар при соответствия стандартам может взять какую-то оценку, при же несоответствия — нуль, так, несоответствие товара стандартам приводит его КСП к нулю.

Регламентируемые показатели включают патентно-правовые, безопасности, экологические и др. Сейчас в большинстве государств они подлежат особенному ужесточению.

Значительным причиной, определяющим КСП товара, являются патентно-правовые показатели. Патентная чистота обеспечивается, в случае если уникальные рецептура и технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществляются лишь разработчиками предприятия-изготовителя либо основаны на купленной у других компаний соответствующей лицензии и не попадают под воздействие патентов в конкретных государствах. В случае если в какой-либо стране этот товар запатентован какой-либо компанией, второе предприятие не имеет возможности его в том месте реализовывать. В другом случае к нему смогут быть применены весьма жёсткие санкции.

Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и является серьёзным препятствием в развитии экспортной деятельности.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных действий на внешнюю среду, появляющихся при производстве, хранении либо потреблении продукции. К ним, к примеру, относится содержание вредных примесей, выбрасываемых в вохдух; возможность выбросов вредных частиц, газов либо излучений при хранении, транспортировке либо потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют изюминке продукции, снабжающие при ее потреблении либо эксплуатации безопасность человека. Для продуктовых товаров это прежде всего гигиенические показатели: содержание остаточных количеств гербицидов, пестицидов, патогенных микроорганизмов, солей тяжелых металлов, микротоксинов, радионуклидов, нитритов и нитратов и других. Их значение в оценке КСП продуктовых товаров так громадно, что мы разглядим их раздельно.

С позиций конкретного потребителя большое значение в оценке КСП имеют сопоставительные показатели: функциональные, надежности в потреблении, эстетические и другие.

Функциональные показатели определяют, какую главную потребность и каким как раз методом удовлетворяет товар как предмет потребления в отличие от вторых товаров, обращающихся на рынке.

Из показателей надежности громаднейшее значение для продуктовых товаров имеют показатели сохраняемости. Они характеризуют свойство товара сохранять пригодное для потребления состояние в ходе транспортирования и хранения. Показатели сохраняемости определяются сроком хранения (календарной длительностью транспортирования и хранения товара), за который значения заданных показателей остаются неизменными.

Эстетические показатели характеризуют свойство изделий высказывать в чувственно принимаемых формах публичную сокровище. К ним относятся художественная ясность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного выполнения и стабильность товарного вида.

Экономические показатели КСП включают цену на товар, и все другие затраты, которые связаны с его потреблением и реализацией (эксплуатацией) (рис. 3).

На современном этапе развития благодаря НТП создаются благоприятные условия для применения неценовых факторов КСП. Потому, что затраты клиента включают не только оплату товара по продажной цене, преимущество в стоимостях далеко не всегда обусловливает превосходство одного изготовителя перед вторым, кроме того при аналогичного качества соперничающих товаров. Купив товар, потребитель несет после этого затраты на его применение (эксплуатацию). К примеру, клиент продуктовых товаров несет затраты на краткосрочное хранение и упаковку товаров, и затраты, которые связаны с приготовлением из них изделий и готовых блюд.

Исходя из этого при анализе экономических показателей КСП разглядывает не только цену разбираемого и соперничающих товаров, но и другие затраты потребителя.

Методом совокупного подсчета затрат на приобретение товара, оплату электричества, материалов и сырья, оценку цены обслуживания, уплату налогов и сборов, расчет затрат на оплату других статей и обслуживающего персонала затрат определяются совокупные издержки потребления товара. Для готовой продукции, в первую очередь оборудования и машин, издержки потребления определяются на целый период эксплуатации, а для продуктовых и сырьевых товаров — 1 единицу их веса, стоимости и объёма.

Маркетинг услуг и товаров. Урок 3. конкурентоспособность и Качество товара Марочная политика предпр


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: