Классификация систем административно-управленческой связи

Системы передачи весьма разнообразны; их можно классифицировать по целому ряду признаков, таких, как назначение, способ соединения, способ передачи, вид канала связи и т.д. (рис. 7.8).

Рис. 7.8. Классификация систем административно-управленческой связи

В СП документированной информации передача ведется с "документа на документ". У передающего абонента информация может либо автоматически считываться с заранее сформированного документа, либо (при ручном вводе) параллельно регистрироваться на первичный документ; у принимающего абонента предусмотрена обязательная регистрация поступающей информации, исключая случаи непосредственного ее ввода в вычислительную систему, где она и запоминается (создается электронный документ).

В СП недокументированной информации не предусматривается обязательная регистрация информации на документ ни у передающего, ни у принимающего абонента, хотя при желании такая регистрация может быть выполнена с привлечением дополнительных технических средств.

В СП с документированием информации при приеме обязательное документирование информации на передающем конце не предусматривается. Информация передается непосредственно от автоматических датчиков, счетчиков, установленных на технологических агрегатах и другом производственном оборудовании, полуавтоматических устройств ввода информации, пультов ввода и т.п. Регистрация сообщения на документ обязательна лишь у принимающего абонента.

СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ НЕДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Телефонная связь

Телефонная связь – самый распространенный вид оперативной административно-управленческой связи. Абонентами сети телефонной связи являются как физические лица, так и предприятия. Телефонная связь играет важную роль в фирмах, офисах и т. п. Так, для большинства фирм телефон является своеобразной визитной карточкой, поскольку первые контакты со смежниками и заказчиками чаще всего осуществляются по телефону.

Удобство соединения и сервисные возможности телефона, а они во многом определяются офисной АТС, формируют первое впечатление о солидности фирмы, а это немаловажно.

Однако далеко не все знают о возможностях телефонных систем, о тех сервисных услугах, которые предоставляет или может предоставлять своим абонентам система телефонной связи. Подробно рассмотреть все эти сервисные услуги, а их в настоящее время предоставляется более 600 наименований, невозможно, но кратко познакомиться с некоторыми из них следует.

Телефонную связь можно разделить на общегосударственную связь и внутриучрежденческую.

Остановимся несколько подробнее на разновидностях и сервисных возможностях телефонных аппаратов и внутриучрежденческих АТС (офисных АТС, мини-АТС и др.).

Телефонные аппараты (ТА) весьма разнообразны как по своему конструктивному исполнению (настенные, настольные, в стиле ретро, портативные в виде телефонных трубок, с поворотными и кнопочными номеронабирателями и др.), так и по сервисным возможностям, ими предоставляемым.

Среди сервисных возможностей телефонных аппаратов следует отметить:

§ многоканальность, т.е. возможность подключения телефонного аппарата к различным телефонным линиям;

§ переключение вызывающего абонента на другую линию;

§ наличие кнопки временного отключения микрофона от сети;

§ переговоры сразу с несколькими абонентами;

§ наличие долговременной памяти номеров приоритетных абонентов;

§ наличие оперативной памяти для повторного вызова последнего абонента, в том числе и для многократного вызова (автодозвона) занятого абонента;

§ постановку собеседника на удержание с включением фоновой музыки;

§ автоматическое определение номера (АОН) вызывающего абонента с отображением его на дисплее и звуковым его воспроизведением;

§ защиту от АОН вызываемого абонента;

§ запоминание номеров вызывающих абонентов и текущего времени каждого вызова;

§ индикацию во время разговора второго вызова и номера вызывающего абонента;

§ наличие календаря, часов и таймера продолжительности разговора;

§ использование персональных кодов – паролей;

§ наличие автоответчика и встроенного диктофона для записи передаваемых сообщений;

§ наличие электронного телефонного справочника и автонаборщика найденного телефона;

§ наличие дистанционного управления телефоном;

§ возможность подключения телефона к компьютеру.

Известный интерес представляет телефонный аппарат – коммутатор секретаря (возможное название "директорский коммутатор"). Секретарь принимает по этому телефону все звонки внешних абонентов и обрабатывает их в соответствии с указаниями руководителя. Наиболее важные специфичные функции этого коммутатора: многоканальность, возможность переадресации на другой номер, организация телефонных конференций, постановка абонента на удержание, наличие электронного телефонного справочника.

Наиболее полно все сервисные возможности реализуются в цифровых телефонных аппаратах, используемых с цифровыми телефонными станциями.

Внутриучрежденческие телефонные системы используют собственные телефонные станции или коммутаторы и включают в себя:

§ телефонную связь общего назначения, обеспечивающую внутреннюю связь всех подразделений учреждения без обращения к внешней общегосударственной телефонной сети;

§ диспетчерскую телефонную связь, которая является важнейшим видом оперативной производственной связи между подразделениями предприятия, непосредственно связанными с ходом производственного процесса;

§ технологическую телефонную связь, объединяющую персонал, управляющий локальным технологическим процессом производства;

§ директорскую телефонную связь, которая обеспечивает служебную связь руководителей со своими подчиненными.

Внутриучрежденческие АТС используются в организациях, где имеются внутренние телефоны: все внешние вызовы принимаются АТС и переводятся на внутренние телефоны либо непосредственно, либо с добавочными номерами. Выход абонента на внешнюю линию обеспечивается, как правило, путем прямого набора.

Внутриучрежденческие АТС также весьма разнообразны. Кроме своих основных функций (коммутация абонентов и обеспечение выполнения ранее названных сервисных возможностей телефонных аппаратов) они обладают и собственными сервисными возможностями:

§ организация телефонных конференций (одновременное подключение многих абонентов друг к другу);

§ постановка абонента на ожидание при занятом канале;

§ выдача информации об абоненте, занимающем линию;

§ автоматическое периодическое напоминание об ожидающем абоненте;

§ автоматическая переадресация на другой номер и "ночной режим" – переадресация всех вызовов на дежурный телефон;

§ составление списка вызовов абонентов с номерами их телефонов и текущим временем;

§ режим "не беспокоить";

§ организация голосового почтового ящика для сбора и хранения всех сообщений, поступающих абонентам;

§ наличие выхода на радиотелефоны и на пейджинговую связь;

§ запрет выхода на внешнюю линию для ряда телефонов;

§ дистанционное прослушивание помещений;

§ программирование АТС с телефонного аппарата внутреннего абонента;

§ заказ времени для звонка-будильника;

§ связь с громкоговорящей связью в целях оперативного оповещения;

§ подключение автоответчика, факса или телетайпа;

§ управление телефонными вызовами через компьютер.

При выборе офисной АТС следует учитывать:

§ наличие сертификата Минсвязи на подключение к отечественным телефонным линиям (важно и при выборе телефонного аппарата);

§ абонентскую (внутреннюю) емкость АТС и ее входную емкость – число подключаемых внешних линий;

§ возможность наращивания (модульность) АТС.

Следует иметь в виду, что количество внутренних абонентов, приходящееся на одну внешнюю линию, не должно превышать шести, и даже простейшая конфигурация: одна входная линия и несколько внутренних позволяет развести по разным номерам телефон, факс, автоответчик и модем ПК.

Телефонные аппараты, подключаемые к АТС, делятся на системные и обычные. Наиболее полно сервисные возможности АТС реализуются в системных телефонных аппаратах, поэтому желательно наличие 2- и 4-проводных выходов на системные телефонные аппараты.

Пример 7.9. Модели мини-АТС: для офиса – Торсоm ЕХР-208, для банка – Hicom 120, для гостиницы – Соnnех 20210, для коттеджа – Premier PAX-106, для крупной организации – Millenium (модульная цифровая АТС с внутренней емкостью до 50 тыс. абонентов, обеспечивающая скорость передачи данных 2 Мбод и предоставляющая более 200 наименований сервисных услуг).

Довольно удачны и недороги отечественные мини-АТС: Лотес, Простар, Телрос, Мультиком и Анитра.

Радиотелефонная связь

В последние годы получил широкое применение радиотелефон, который позволяет деловому человеку свободно передвигаться и в то же время быть уверенным, что в любое время и в любом месте ему обеспечена связь. Радиотелефонные системы могут быть региональными и местными (офисными).

Пример 7.10. Офисная радиотелефонная система Wanderer состоит из базового блока управления и ретрансляторов с максимальным удалением каждого от базового блока 1 км. Таким образом обеспечивается охват терминалов – телефонных радиотрубок, удаленных на расстояние до 2 км.

Количество ретрансляторов (радиозон) до 32; количество радиотелефонов – до 36; количество радиоканалов – 40; имеет выход на государственную телефонную сеть по 36 каналам.

Пример 7.11.Региональная система радиосвязи Delta Telecom, охватывает огромную территорию на северо-западе России (от границ с Финляндией до юга Ленинградской области) и имеет интерфейс (роуминг) с Москвой и еще 14 городами страны (на конец 1995 г.); готовится роуминг с Финляндией, Швецией и еще 22 странами.

Delta Telecom предоставляет много сервисных услуг: телетайпную и факсимильную связь, голосовую почту, переадресацию абонентов и ожидание вызова, возможность конференц-связи, конфиденциальность разговоров (наличие идентификатора абонента и оперативно изменяемого самим абонентом пароля, предотвращающее несанкционированный доступ к номеру абонента) и др.

Для этой системы имеется большой выбор различных радиотелефонных аппаратов (Nokia 250, 350, 450, 720; Махоn и др.), обеспечивающих широкий сервис; например, у Nokia 350: память на 97 номеров и имен абонентов для автоматического вызова, "электронная записная книжка", дисплей на пять строк, счетчик длительности разговоров, выход на телетайп и факс и др.

Видеотелефонная связь

Все большее применение находят видеотелефоны, позволяющие не только слышать, но и видеть собеседника.

Пример 7.12. Первая в нашей стране государственная видеотелефонная система действует между Москвой и Санкт-Петербургом: находясь в специально оборудованных салонах, собеседники могут видеть и слышать друг друга, демонстрировать друг другу документы, чертежи, фотоснимки и др.

Действуют системы видеотелефонной связи в ряде больниц: используются отечественные видеосистемы ВТМ-5, ВТМ-10 (соответственно на 5 и 10 абонентов), позволяющие также и записывать текстовую информацию.

Зарубежные фирмы выпускают видеотелефоны, подключаемые к обычной телефонной сети. Если у обоих собеседников есть видеотелефоны, они во время разговора могут видеть друг друга на небольших экранах; естественно, что у видеотелефонов есть и миниатюрные телекамеры для передачи изображения. Видеотелефоны выпускаются и в черно-белом, и в цветном вариантах.

Пример 7.13. Цветной видеотелефон фирмы Sony AT&T 2500 имеет память на 25 номеров, цветной жидкокристаллический экран с диагональю 3,3 дюйма, фокусировка объектива телекамеры от 0,3 до 2,7 м; обеспечивает режимы групповых разговоров, удержания видеоизображения и режим "зеркало".

Радиопоисковая связь

Радиопоисковая связь предназначена для оперативного поиска и передачи информации сотрудникам – абонентам этой связи. Системы радиопоисковой связи бывают региональными и локальными.

Локальные системы применяются на территории одного предприятия или организации и используют, как правило, низкочастотные радиоканалы (антенна в этом случае представляет собой петлевой вибратор, охватывающий только территорию предприятия и не создающий радиопомех вне этой территории). У низкочастотных (10-40 кГц) радиопоисковых систем передача информации только односторонняя: от центрального пульта к абонентам.

Пример 7.14. Отечественные системы "Поиск" на 49 абонентов, "Связь" на 90 абонентов; охват территории до 1 км .

Региональные системы используют высокочастотные каналы, работающие в диапазоне нескольких десятков мегагерц, и охватывают значительно большие территории. Высокочастотные системы бывают двухсторонними (аналог радиотелефонной связи), но чаще всего односторонними, известными как пейджинговые системы.

Системы состоят из центральной радиопередающей аппаратуры (в общем случае – приемопередающей), связанной радиоканалами связи с миниатюрными приемниками (приемопередатчиками), индивидуально закрепленными за абонентами системы. Абонент, имеющий такой приемник (а он легко размещается в кармане), держит его в дежурном режиме; при поступлении вызова с центрального пульта приемник воспроизводит вибрационный или звуковой сигнал, привлекающий внимание абонента. Абонент включает приемник в рабочий режим и выслушивает или просматривает на миниатюрном дисплее посылаемое ему сообщение.

Пейджинговая связь получила наибольшее распространение. Для передачи информации используется обычный телефон, а для приема – миниатюрный УКВ-приемник "пейджер". Каждому пейджеру соответствует отдельный телефонный номер, и для связи с ним нужно просто набрать этот номер и передать сообщение.

В ближайшее время ожидается появление двухсторонних пейджеров, которые позволят не только получать сообщение, но и посылать сигнал о приеме информации и короткие кодированные ответы.

Пейджеры бывают тоновые, цифровые и текстовые.

Тоновый пейджер самый простой и дешевый, он только извещает абонента о вызове вибрационным, звуковым или световым сигналом. При этом тип оповещательного сигнала может условно кодировать одно из четырех заранее выбранных абонентом сообщений: позвонить в голосовой почтовый ящик, позвонить в офис, позвонить домой и т.п.

Пример 7.15.Тоновый пейджер PRG 1012 фирмы Philips.

Цифровой пейджер более совершенный; он имеет дисплей (на 10 – 20 символов) и оперативную память (на 80 — 200 символов или 8-20 сообщений); на дисплей может быть передано цифровое сообщение (номер телефона, по которому нужно позвонить; время некоторого заранее обусловленного события; курс акций и т. п.).

Удобно использовать такой пейджер совместно с голосовым почтовым ящиком (ГПЯ), организуемым практически в каждой пейджинговой системе. В этом случае на пейджер выдается сообщение о поступлении в ГПЯ информации в адрес абонента. Эту информацию абонент может получить, позвонив в "почтовый ящик" с любого близлежащего телефона (доступ в ГПЯ, естественно, конфиденциальный – по идентификатору и/или паролю).

Пример 7.16.Цифровые пейджеры: Philips PRG 1068, NEC PN3PV-4C, Bravo Plus и Bravo Express фирмы Motorola. Последний, например, имеет дисплей на 20 символов и память на 8 сообщений, электронные часы.

Текстовый пейджер – самый совершенный. Модели текстовых пейджеров весьма разнообразны: многие из них выводят сообщение на дисплей на русском языке, некоторые – только на английском; они имеют часы, будильник, систему регистрации даты и времени поступления сообщения.

Пример 7.17. Текстовые пейджеры: Mini и Messenger фирмы Philips, Advisor фирмы Motorola имеют память на 40 сообщений по 250 символов, русскоязычные; NEC Mini – память на 16 сообщений по 120 знаков, двуязычный (и на русском, и на английском языке); NEC Maxima имеет расширенную память на 231 сообщение по 2000 символов в каждом, причем подобно компьютеру реализует хранение информации по файлам и каталогам; имеет электронную "записную книжку" с функцией напоминания в заданное время о намеченных звонках, встречах и т. п.

Короткие информационные сообщения целесообразно передавать непосредственно на пейджер. Для передачи более длинных сообщений, как и ранее, следует использовать голосовой почтовый ящик.

Краткая цифровая информация может передаваться на пейджер непосредственно с тонального номеронабирателя телефона, прочие сообщения задиктовываются в микрофон телефона, вводятся с внешнего канала связи или из компьютера. При передаче в эфир сообщения кодируются, поэтому их невозможно подслушать; "оцифровка" голоса и обратное восстановление "оцифрованного" голоса могут выполняться непосредственно модемом, например факс-модемом Zoom VFDXV.32bis.

Тональный набор номера, при котором каждой набираемой цифре соответствует определенный звуковой тон, есть у многих современных ТА и уличных таксофонов, работающих с магнитными картами. Для ТА с импульсным набором можно использовать телефонную приставку – преобразователь (бипер).

Сервисные услуги, получаемые пейджером, зависят от системы, в которой он используется. На конец 1995 г. пейджинговая связь действовала в 27 городах СНГ. Известные пейджинговые системы Северо-Западного региона России: Малтитон-Далс, Экском, BBG, Неда-Пейджинг и др.

Пример 7.18. Пейджинговая система Неда-Пейджинг, мощные ретрансляторы которой расположены во всех районах Санкт-Петербурга (в том числе и на башне петербургского телецентра) и в пригородах, обеспечивает уверенный прием информации на улице, в помещении и в автомобиле; осуществляет роуминг с Москвой и Нижним Новгородом, а также подключение к информационной системе агентства Reuters.

Неда-Пейджинг предоставляет возможность получать сообщения электронной почты (в том числе со своего персонального компьютера), факсимильную информацию, информацию от системы охранной сигнализации офиса, квартиры; в определенное время ведется оперативная передача биржевых и коммерческих новостей (курсов валют по итогам торгов на ММВБ и СПВБ, курсов обмена валюты в банках Санкт-Петербурга и др.). Имея систему Page Card, можно всю эту информацию записывать на диск портативного персонального компьютера.

Рандомно подобранные статьи с сайта:

Мотивация персонала Основы управления персоналом


Похожие статьи:

admin