Классификация социальных методов

Способы в социальной работе и их классификация

Эффективность социальной работы, проводимой как с индивидами, так и с разными социальными группами населения, сильно зависит от познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, от опыта, накопленного предшествующими современниками и поколениями. Наиболее значимая роль в применении на практике познанных закономерностей в собственности целостной совокупности правил, способов, средств и форм социальной работы, являющейся своеобразный инструментарий научно-действия и практического знания.

Способ— от греческого «methodos» — путь изучения, метод достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического либо теоретического освоения действительности.
Способ в социальной работе делает неоднозначную роль, выступая:
1) как метод, применения знаний и путь познания, выработанных в науках, изучающих разные нюансы социальной практики и жизнедеятельности человека;
2) как определенное конкретное воздействие, содействующее качественному трансформации существующего объекта (субъекта).

Профессионализм социального работника зависит от глубины и уровня познания, применения научных способов изучения социальных неприятностей. К тому же, социальный работник, занятый научным изучением, пробующий посредством научных способов растолковать сущность и эффективность собственной практики, обязан руководствоваться неспециализированными правилами научной деятельности, в частности:

-начиная изучение, нужно шепетильно взвешивать его вероятные последствия для людей;

— нужно взять необязательное и осознанное согласие участников изучения, удостовериться, что никому из них не угрожают санкции либо наказания при отказа от участия, неукоснительно выполнять индивидуальные права и преимущество участников;

-нужно обеспечивать защиту участников изучения от несанкционированного физического либо психотерапевтического дискомфорта, страданий, вреда, опасности либо ущерба;

-обсуждение сделанных одолжений либо отдельных случаев оказания социальных одолжений должно проводиться лишь в координатах опытных обязанностей социального работника и лишь с лицами, каковые конкретно и в силу собственной профессии имеют к этому отношение;

-нужно обеспечивать конфиденциальность взятой на протяжении проводимых изучений информации об ее участниках;

-исследователь обязан ставить себе в заслугу лишь ту работу, которая вправду им проделана, и отдавать должное вкладу, сделанному вторыми лицами.

Роль того либо иного способа в каждом случае обусловливается рядом факторов:
1) характером и целью задач, решаемых на протяжении изучения;
2) наличием материально-технической и источниковедческой базы, на основании которой ведется изучение;
3) состоянием знаний по той либо другой проблеме, опытом и квалификацией исследователя либо практического работника.

Классификация социальных способов

Классификация способов социальной работы представляет собой весьма сложную, не хватает созданную, но практики и актуальную проблему теории социальной работы.

Классификация способов — серьёзный компонент научной организации социальной работы. Но нужно подчернуть, что анализ и описание способов, их ранжирование в особой литературе находится только в стадии становления.

Современная совокупность научных способов столь же многообразна, как и сама совокупность знаний об окружающем мире. Вследствие этого существуют разные классификации способов в зависимости от показателей, положенных в основание классификации: степень общности, сфера применения, характер и содержание деятельности и т.п.

Применительно к области социальной работы для роли методов и понимания места серьёзное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером практики и теории социальной работы. По этому основанию возможно выделить общие (философские) способы, частные и общенаучные методы особые научные способы.

1. Общий, либо философский способ понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в разных видах деятельности.

Одним из главных способов социального познания есть общий способ материалистической диалектики, сущность которого пребывает в том, что осмысления фактов и процесс выявления, явлений и событий основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. Наряду с этим любое явление либо событие рассматривается и исследуется в состоянии развития и своего становления, что исключает субъективность в толковании и подборе фактов, односторонность и предвзятость. Диалектика как способ научного изучения расширяет возможности прогнозирования и социального предвидения, по причине того, что разрешает найти самые связи и глубинные причины происходящих событий, вскрыть свойственные им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции.

2. Общенаучные способы используются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них направляться выделить:

-способ научной абстракции пребывает в отвлечении в ходе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В базе этого способа две ступени познания: во-первых, изучение начинается с обобщения и конкретного анализа эмпирического материала. Тут выделяют наиболее определения науки и общие понятия; во-вторых, на базе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;

— способ синтеза и анализа. При помощи анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую раздельно. Результаты анализа разглядывают целостно и методом синтеза воссоздают единую научную картину о социальном ходе;

— дедукции и метод индукции. Посредством индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к выводам и общим положениям. Дедукция (от лат. выведение) делает вероятным переход от самые общих выводов к относительно частным;

— исторический способ. Историческое изучение не только выявляет социальные закономерности происхождения, развития и становления явлений в контексте исторического времени, но и оказывает помощь разложить действующие в его процессах социальные силы, неприятности на составляющие, распознать их последовательность, выяснить приоритеты.

3. Частные особые научные способы — это преобразования и специфические способы познания отдельных областей настоящего мира, свойственные той либо другой конкретной совокупности знаний. Таковыми являются, к примеру, в социологии способ социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти способы по окончании соответствующей трансформации употребляются в ответе неприятностей социальной работы.

04 Способы психологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: