Классификация социологии

Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное изучение общества в целях получения теоретического знания. Нужна для адекватной интерпретации социальных поведения и явлений людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология делается неаргументированной.

Эмпирическая социология — это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию именуют кроме этого социографией. Такое наименование представляется более правильным, потому, что оно подчеркивает описательный темперамент данной дисциплины. Главная её функция — изучение публичного мнения и различных социальных процессов, описание отдельных частных сторон судьбы общества. Эмпирическая социология обречена на неточности без теоретической социологии.

Наука подразделяется на макросоциологию и микросоциологию.

Макросоциология акцентирует внимание на обычных примерах поведения, каковые позволяют понимания общества в целом. Главными структурными элементами в обществе с позиций макросоциологии выступают семья, экономические и политические университеты, образование, религия. Основной интерес для макросоциологических теорий является изучением больших закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между главными элементами публичной совокупности и изменение этих взаимоотношений.

Главные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных совокупностей).

Микросоциология обращает внимание, в первую очередь, на поведение индивидов, на смыслы и мотивы, каковые люди вкладывают во сотрудничество. Как раз те смыслы, каковые люди вкладывают в собственное сотрудничество с другими людьми, с позиций микросоциологии, и воздействуют на развития общества и процесс возникновения.

Теории разрабатывали: Макс Вебер (Осознающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д.Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

Правила социологии

Общество — часть объективной действительности, включенной в неспециализированный порядок природы и имеющей собственные своеобразные законы.

Общество первично по отношению к составляющим его людям.

Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от людской произвола.

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и владеющие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задача социологии — осознать, что побуждает людей жить сообща, из-за чего для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей сокровищем и какие конкретно законы руководят межличностными отношениями; предложить правительству конкретные советы по устройству нашей жизни.

Концепция О. Парсона «Структурный функционализм»

— высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной действительности;

— социология занимается изучением функций, делаемых социальными университетами, и социальным действием индивидов, каковые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и выполняют предписанные ценностями и общественными нормами социальные роли;

— тесная связь между динамикой и статикой, социальной структурой и социальной системой.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение либо университет разглядываемые с позиций их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу:

— общество должно быть приспособлено к среде.

— у общества должны быть поставлены цели.

— все элементы общества должны быть скоординированы.

— ценности в обществе должны сберигаться.

Концепция Николаса Лумана:

Общество, как всеохватывающая социальная совокупность, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся совокупности сознания (индивиды), физические системы и система мозга. Любая функциональная система обособляется через кодирование коммуникаций: через да — редакции и нет — редакции, заложенные в смысле. Так, любая функциональная система пытается включить в себя коммуникации, специфичные лишь для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода.

Наука, например, существует благодаря коду истина / неправда, исходя из этого в ней любое подлинное утверждение может подсоединяться только к второму подлинному утверждению.

Собственную концепцию Вебер именовал «осознающей социологией». Социология разбирает социальное воздействие и пробует растолковать его обстоятельство. Познание свидетельствует познание социального действия через его субъективно подразумеваемый суть, т. е. суть, что вкладывает в данное воздействие сам его субъект.

Исходя из этого в социологии находят собственное отражение всё многообразие мировоззрений и идей, регулирующих людскую деятельность, т. е. всё многообразие людской культуры.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по примеру естественных наук, относя её к гуманитарным наукам либо, в его терминах, к наукам о культуре, каковые как по методике, так и по предмету составляют независимую область знания. Все научные категории — лишь конструкции отечественного мышления. «Общество», «государство», «университет» — это легко слова, исходя из этого им не нужно приписывать онтологических черт. Единственно настоящим фактом публичной судьбе есть социальное воздействие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт сотрудничества конкретных индивидов. Социальное воздействие — атом публичной судьбе, и именно на него должен быть направлен взор социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие суть и ориентацию на вторых, эти действия возможно разбирать посредством значений и расшифровки смыслов, каковые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается воздействие, которое по смыслу соотносится с действиями вторых людей и ориентируется на них.

Другими словами, Вебер выделяет 2 показателя социального действия:

— осмысленный темперамент;

— ориентация на ожидаемую реакцию вторых лиц.

Интеракционизм (interactionism; interpretivism; от англ. interaction — «сотрудничество») — методологический подход, объединяющий нескольких разных направлений в публичных науках:

— символический интеракционизм

— социальный конструктивизм

— этнометодология

Основоположником парадигмы интеракционизма был чикагский учёный Джордж Герберт Мид (1863-1931), примыкавший к течению американского прагматизма. Мид показывал на лежащую в базе сотрудничества людей ориентацию участников коммуникации на вывод вторых/другого.

Общение — это «обмен знаками», где нужно принимать роль другого или других (референтной группы; «генерализованный второй»).

2000234 04 Аудиокнига \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: