Классификация закономерностей обучения

Для выяснения логической базы классификации большое количествочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются разные стороны (аспекты, характеристики) целостного процесса (рис. 33).

Рис. 33

1. Дидактический компонент, обобщающий фактически дидактические (содержательно-процессуальные) характеристики процесса, такие, как цели, содержание, виды, способы, средства, методы, формы и т. д. обучения.

2. Гносеологический компонент процесса, определяющий его в нюансе познания обучающимися под управлением преподавателя объективной действительности, законов и фактов природы и общества, самих себя.

3. Психотерапевтический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психологической (познавательной) деятельности учащихся в ходе обучения.

4. В кибернетическом нюансе находят отражение все большое количествообразие связей, существующих в учебном ходе, циркуляция информационных потоков, а основное — управление усвоением информации.

5. Социологический компонент совокупности охватывает отношение между участниками учебного процесса. В данном компоненте отражается не только конкретное сотрудничество учителей и обучающихся, но и более неспециализированные социальные связи — направленность, социальная значимость обучения и т. д.

6. Организационный компонент, отражающий учебный процесс в нюансе интеллектуального труда. Ко мне относятся: организация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т. д.

Все закономерности, действующие в учебном ходе, подразделяются на неспециализированные и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю совокупность, именуются неспециализированными, те же, воздействие которых распространяется на отдельный компонент (нюанс) совокупности, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: фактически дидактические, гносеологические, психотерапевтические, кибернетические, социологические, организационные.

Неспециализированные закономерности процесса обучения характеризуются:

• выделением главных либо комплексных факторов, обусловливающих своим действием продуктивность обучения;

• в полной мере определенным, не допускающим фальшивых толкований выделением фиксаций и сущностей неспециализированных связей между ними;

• точностью и лаконичностью формулировок.

Этим требованиям отвечают следующие неспециализированные закономерности процесса обучения.

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) возможностей и потребностей общества; в) возможностей и уровня развития педагогической практики и науки.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных целей и потребностей обучения; б) темпов социального и научного прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) практики развития обучения и уровня теории; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

а) продуктивности прошлого этапа и достигнутых на нем результатов;б) объёма и характера изучаемого материала; в) организационно-педагогического действия обучающих; г) обучаемости обучающихся; д) времени обучения.

4. Закономерность способов обучения.

Эффективность дидактических способов зависит от: а) знаний и навыков в применении способов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста обучающихся; д) учебных возможностей (обучаемости) обучающихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в совокупности обучения; б) обоснованности корректирующих действий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (публичных, экономических, педагогических) стимулов.

Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно много конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.

Людмила Енькова: Закономерности развития психики в норме и при дизонтогенезе | Вилла Папирусов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: