Клиент и его субъективный опыт

Когнитивные нюансы процессов, происходящих в клиенте, описываются в первую очередь через понятие репрезентативные системы (PC). Репрезентативные совокупности — это перцептивные совокупности, в которых кодируется и хранится информация о внутренних либо внешних событиях. В НЛП выделяются преимущественно три PC: зрительная, слуховая и кинестетическая. К последней относятся все телесные ощущения — температурные, тактильные, фактически кинестетические, и вкусовые и обонятельные.

В соответствии с представлениям НЛП, метод кодирования и хранения информации лично специфичен. Одно да и то же событие возможно представлено у одного человека в виде картины, у другого — в виде звуков речи, у третьего — преимущественно в виде телесного эмоции. Смогут быть и смешанные репрезентации. Особое значение придается определению ведущей репрезентативной совокупности. Увидено, что в речи человека, в большинстве случаев, превалируют слова (глаголы, наречия, прилагательные), относящиеся к какой-либо одной из перечисленных модальностей. Данный факт является основанием для отнесения человека к одному из трех типов: «зрительному», «слуховому» либо «кинестетическому». Время от времени говорят о четвертом, «дигитальном» (другими словами логическом) типе. К нему относят лиц с преобладанием в речи амодальных глаголов, таких, как сознаю, осознаю, считаю, думаю и т. п.

Пример высказываний «зрительного» клиента: «Вся картина мне представляется неясной, я не вижу выхода из положения». «Кинестетический» клиент выразился бы в подобном случае приблизительно так: «Все запуталось. Такое чувство, что зашел в тупик». «Слуховой» клиент может сообщить: «Напрасно я не прислушался к внутреннему голосу. Сказал же себе: Не нужно!» Определение ведущей репрезентативной совокупности клиента нужно для установления полноценного контакта с ним. Сказать с клиентом нужно на языке его ведущей модальности, в противном случае не будет достигнуто взаимопонимание. При работе с парой возможно видеть, как различие ведущих репрезентативных совокупностей (и соответственно языка) у супругов оказывается источником обоюдных недовольств и конфликтов. В этом случае психотерапевт выступает в качестве переводчика на язык, понятный каждому из партнеров (Satir, Handler, Grinder, 1976).

Наличие ведущей репрезентативной совокупности не свидетельствует незадействованности совокупностей вторых модальностей. Каждый живой процесс является цепью , либо последовательность, сменяющихся внутренних образов, состояний и действий. В эту цепь, кроме ведущей, в большинстве случаев, включены и другие PC. Все в целом, другими словами последовательность образов, действий, состояний, образовывает стратегию деятельности. Стратегии смогут быть действенными и неэффективными. Тут раскрывается широкое поле изучений НЛП в области моделирования. Различными способами (опроса, наблюдения, подражания) выявляется стратегия «успешного деятеля», либо «мастера», и на ее базе создается метод для обучения. Так, одними из первых были созданы стратегии успешной мотивации, принятия решений, грамотного письма и др. В частности, было распознано и установлено на опыте блиц-обучения, что действенная грамотность в обязательном порядке включает звено зрительного образа слова, написанного либо напечатанного. В отсутствие же этого звена, другими словами при стратегии «слуховое восприятие — слово — его написание», появляются большие затруднения либо сбои в орфографии (Andreas, Andreas, 1989).

Одним из особых способов определения стратегии либо «хода» внутреннего процесса в НЛП стали перемещения глаз. Именно в этом контексте они стали называться ключей доступа (accessing cues). В следствии бессчётных наблюдений была установлена корреляция между перцептивной совокупностью, через которую сейчас проходит внутренний процесс, и движением взгляда. У многих субъектов перемещение глаз вверх связано с обращением к внутренним зрительным образам; положение и перемещение взгляда в горизонтальной плоскости — с обращением к слуховым образам; опускание глаз вниз и вправо — с погружением в образы кинестетической модальности, тогда как поворот глаз вниз и влево говорит о внутна данный момент;реннем диалоге. Левое направление взгляда при «зрительной» и «слуховой» позиций глаз связывается с обращением к образам памяти, а перемещение взгляда вправо — с образами воображения. Указанные корреляции имеют усредненный, вероятностный темперамент. В каждом личном случае нужно проверить, не являются ли они исключениями из правил, которые наблюдаются не так уж редко.

Как сам внутренний процесс, так и соответствующие ему перемещения глаз очень динамичны, и в течение нескольких секунд психотерапевт может заметить по глазам сложную эволюцию внутреннего процесса (Cameron-на данный момент, 1985). Вторым предметом интереса НЛП есть состояние клиента. Громадное внимание уделяется состоянию транса. Говорят кроме этого о состояниях: проблемном либо тупиковом, ресурсном либо отличном (state of excellence), состояниях диссоциации/ассоциации, конгруэнтности/неконгруэнтности и др. Каждое из этих состояний возможно связано с любым содержанием, исходя из этого все они относятся как раз к «процессу», с которым лишь и трудится «энэлпист». Дабы оценивать состояние клиента и тем более оказывать влияние на него, психотерапевт должен быть максимально чувствительным к их внешним проявлениям (см. ниже о сенсорной чувствительности). Все внешние проявления состояний в НЛП именуются одним словом — физиология. К физиологии относятся все невербальные компоненты общения, вегетативные реакции: поза, жесты, мимика, пантомимика, интонации и громкость голоса, темп речи, цвет кожи, частота дыхания, пульса и т. п.

Под трансом, либо состоянием транса, в НЛП понимается широкий спектр поменянных состояний сознания. Это представление забрано у Милтона Эриксона, который считал транс обычным повседневным явлением. Человек находится в трансе, в то время, когда он глубоко задумался, загружён в работу либо поражен неожиданным явлением. Неспециализированная черта всех состояний транса — концентрация внимания на узком содержании сознания. Предполагается, что чем младше ребенок, тем большую часть времени он будет в состоянии транса. Это -моменты глубокого погружения в происходящее и осмысление его, возможно сообщить, моменты зачарованности либо очарованности миром. Трансовые состояния особенно плодотворны для запечатления информации, и восприятия психотерапевтического действия.

Проблемные состояния клиента — это состояния дискомфорта, фрустрации, страдания. Они появляются как реакция на то либо иное событие, обстановку либо воздействие. Фактически во всех техниках НЛП клиента просят поразмыслить о проблемной ситуации и «войти» в нее. Терапевт «калибрует» отрицательное состояние и прерывает его. В конце работы проверяется, может ли клиент опять отыскать в памяти проблемную обстановку и пережить тяжёлое состояние. В большинстве случаев, последнее не воспроизводится, вместо этого клиент находит себя в более «ресурсном» состоянии. В таком случае произведенная работа считается успешной.

«Ресурсное» состояние — это состояние подъема, бодрости, уверенности в собственных силах. Предполагается, что любой человек знает собственные ресурсные состояния, но не всегда имеет к ним доступ. Терапевт на протяжении работы оказывает помощь отыскать эти состояния и войти в них. Ресурсное состояние кроме этого калибруется, специальными приемами связывается с проблемной обстановкой и закрепляется в ней.

диссоциации и Состояния ассоциации. Посредством этих понятий описывается узнаваемая свойство человека поменять внутреннюю позицию наблюдения. Мы можем, образно говоря, пребывать в собственном теле и наблюдать на окружение через личные глаза (состояние ассоциации), или замечать себя со стороны, видеть себя в какой-то ситуации (состояние диссоциации). В жизни выход в диссоциированное состояние время от времени случается машинально. Особенно это не редкость в случаях неожиданного тяжелого происшествия либо известия. Возникает необычное переживание: «Это не со мной!» В НЛП состояние диссоциации рассматривается как само по себе ресурсное, другими словами помогающее пережить и преодолеть стресс, отрицательную чувство. Со своей стороны ассоциированная позиция позволяет особенно полно испытывать хорошие переживания. Так, на протяжении работы с клиентом обращается внимание на «перцептивную позицию», в которой находится клиент: ассоциирован он либо диссоциирован. В ходе общения человек может войти в позицию другого, другими словами партнера по общению, и попытаться заметить обстановку его глазами. Свойство занять позицию другого очень серьёзна для установления и гармонизации общения раппора*. В целом в НЛП отрабатываются и в необходимые моменты употребляются переключения с одной позиции на другую: первая позиция — ассоциированная, вторая — второй, третья — сторонний наблюдатель (две последние позиции являются диссоциированными).

* Тут мы даем верную фонетическую транскрипцию французского слова rapport. К сожалению, в подавляющем большинстве текстов на русском неправильно «озвучивается» непроизносимое на финише этого слова «t».

Сопоставление высказываний клиента с невербальными реакциями дает богатый материал для определения степени его конгруэнтности. Конгруэнтность свидетельствует согласованность всех совокупностей выражения мыслей, чувств, намерений, взаимоотношений. Соответственно, неконгруэнтное состояние обнаруживает себя в противоречивых сигналах. Неконгруэнтность вероятно значит внутренний конфликт, а также неосознаваемый. К примеру, клиент говорит: «Я обожаю собственную жену!» — резким голосом, энергично стуча кулаком по колену.

Внутренний конфликт время от времени описывается как конфликт «частей». Метафорический образ частей заимствован из гештальт-психологии и употребляется для ссылки на разные функциональные совокупности личности. Говорят о «творческой» части, о «критической» части, о части, важной за проблемное поведение (к примеру, курение, переедание и т. п.).

Клиент vs Плюс Банк. Противостояние


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: