Ключевые понятия, термины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТОЛИЧНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Управления и ТЕХНОЛОГИЙ

(образован в первой половине 50-ых годов XX века)

____________________________________________________________________

Кафедра педагогики

Дистанционное Для всех

Обучение профессий

Е.А. Шашенкова

Исследовательская деятельность:

Словарь

www.msta.ru

Москва – 2004

УДК 37

© Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь.– М.: МГУТУ, 2004.

Словарь содержит около 400 терминов, главных понятий, знание которых нужно при осуществлении научно — исследовательской деятельности.

Включает понятия из нескольких дисциплин – педагогики, психологии, философии, социологии и др.

Словарь рекомендован для студентов СУЗов, аспирантов и Вузов всех форм и специальностей обучения.

Составитель: Шашенкова Елена Анатольевна

Критики: Ромашина С.Я., врач педагогических наук, доктор наук Барнаульского педагогического университета

Медведь Э.И., кандидат педагогических наук, доцент МПГУ

Редактор: Коновалова Л.Ф.

© Столичный управления и государственный университет технологий, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73

От автора – составителя

Сейчас особенное внимание уделяется организации и осуществлению научно-исследовательской деятельности на фирмах, в образовательных учреждениях. Это, в первую очередь, связано с большим уровнем производства, техники и разработок. Современный эксперт обязан обладать навыками и исследовательскими умениями (разбирать, обобщать, рефлексировать, ставить проблему, теоретически обосновывать догадку, выбирать способы изучения и мн. др.), быть талантливым ориентироваться в потоке научной информации, самостоятельно решать опытные задачи, творчески относиться к делу, грамотно применять термины, главные понятия.

Словарные статьи определяют совокупность, этапы, теоретические и эмпирические направления, подходы, методы и принципы проведения изучения.

При отборе терминов употреблялись бессчётные источники (энциклопедии, словари, монографии, методические пособия, научные сборники). Представленные в словаре толкования терминов являются авторскими либо заимствованными из наиболее нормативных документов и авторитетных источников. Большое упрочнение было сделано на то, дабы сделать словарь более доходчивым для аспирантов и студентов, начинающим научно- исследовательскую деятельность. Главные источники указаны в перечне литературы. Разумеется, что при составлении словарного состава нереально было охватить все понятия и свести их в единую, непротиворечивую целостность.

Словарь направлен учителям, аспирантам и студентам, ведущим исследовательскую деятельность.

Словарные статьи находятся в алфавитном порядке. В конце словаря приведен перечень использованной литературы. Использованы общепринятые сокращения.

Главные понятия, термины

А

Абстрагирование — прием мышления, что содержится в отвлечении от отношений и ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас отношений и свойств. Результатом абстрагирующей деятельности мышления есть образование абстракций, которыми являются как раздельно забранные категории и понятия, так и их схемы.
Абстракция — процесс мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, нужное, значительное, дабы достигнуть научного, объективного познания. Абстракция есть средством образования понятий.
Абстракция отождествления -отвлечение от особенностей, индивидуализирующих объекты, что разрешает обобщать либо объединять их в кое-какие классы (множества) и изучить таковой совершенный объект, что делается представителем классов и разрешает переносить полученные эти на целый класс.
Сокращение -1) условное сокращение слов в нотном и буквенном письме. 2) сложносокращенное слово, образованное первыми буквами, частями слов либо целыми словами.
Автореферат -это особенный вид научного произведения, воображающий собой как бы информационную модель реферируемой диссертации. Автореферат является средством информирования широкой научной общественности о взятых введении и научных результатах их в научный оборот. В нем излагаются выводы диссертации и основные идеи, показывается вклад автора в исследование, практическая значимость и степень новизны результатов изучения.
Авторская программа -документ, в котором выяснен и представлен авторский вариант того либо иного круга знаний, видение усвоения этого знания
Авторские школы передового педагогического опыта (педагогические мастерские, педагогические практикумы) — форма общения педагогов, в то время, когда преподаватель, учитель, мастер либо начальник учебного заведения – создатель передового педагогического опыта говорит участникам школы о собственном опыте и демонстрирует его в ходе проведения открытых уроков, вторых занятий. Школы передового педагогического опыта проводятся в рамках учебного заведения, региона либо всей страны.
Авторский лист — единица изобразительного материала и измерения текста, которая выражается в печатных символах, строчках либо квадратных сантиметрах. В авторских страницах устанавливается количество произведений в издательских соглашениях. В большинстве случаев, 2 авторский лист (а.л.) в научно-педагогических и других работах равен 40000 печатных знаков.
Тождественный -(лат adaequatus – приравненный) – соответствующий, равный, эквивалентный. В теории познания адекватными считаются образ, знание, каковые соответствуют собственному оригиналу-объекту, благодаря чему они являются точными, имеют темперамент объективных истин.
Академик -настоящий член Академии наук. Избирается Собранием академии.
Академия — (от греч. – аkademia) – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, культуры и науки методом проведения научных обучения и исследований на всех уровнях высшего послевузовского и дополнительного образования в основном в одной из областей науки, культуры и техники.
Академизм — (франц. аcademisme), 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в образовании и науке. 2.) Оторванность науки, искусства, образования от судьбы общества, практики.
Отвлечённое издание -содержит научно выверенный текст и его разные варианты, комментарии и второй справочный аппарат. Так же именуются по большому счету издания, публикуемые академиями.
Аксиология — (от греч. – axia – сокровище и logos – учение) – 1) филос. учение о сокровищах и об оценках в этике, которая исследует, например, суть людской судьбе; 2) пед. Новое понятие, заимствованное из философии – учение о природе людских сокровищ: о смысле судьбы, о конечной цели и оправдании людской деятельности.
Теорема -утверждение, подтверждение истинности которого не нужно. Логический вывод разрешает переносить истинность теорем на выводимые из них следствия.
Аксиоматический способ -это метод организации научного знания, при которой последовательность утверждений принимается без доказательства, а все другое знание выводится из них по определенным логическим правилам.
Активизация — (от лат. activus — деятельный) – 1) усиление, оживление деятельности; побуждение к решительным действиям; 2) пед. Мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил обучающегося.
Актуальность изучения -указывает на необходимость и решения проблемы и своевременность изучения для практики и дальнейшего развития теории, характеризует несоответствия, каковые появляются между публичными потребностями (спросом на практические рекомендации и научные идеи) и наличными средствами их удовлетворения, каковые смогут давать практика и наука на данный момент.
Актуальность темы -степень ее важности сейчас и в данной обстановке для ответа данной неприятности (задачи, вопросы).
Алфавитно-предметный указатель — показывает, где и что возможно обнаружить страницах диссертации, значительно облегчает ориентировку в ее содержании.
Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, показатели, свойства либо отношения) с целью их всестороннего изучения.
Анализ продуктов деятельности -способ яркого эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и совершенных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности.
Анализ результатов — один из действенных способов мониторинга, благодаря которому по заблаговременно намеченной схеме изучаются результаты профессиональной деятельности.
Аналогия -рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым показателям делается вывод об их сходстве и по вторым показателям. есть одним из запасных способов познания, употребляется для выдвижения догадок, доказательной силой не владеет.
Аннотация -(от лат. аnnotation – примечание, пометка)- краткая формулировка главного содержания источника в двух-трех предложениях.
Анкета -опросный лист чтобы получить ответы на заблаговременно составленную совокупность вопросов. Употребляется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, и при изучении точек зрения многочисленных социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные.
Анкетирование -эмпирический социально-психотерапевтический способ получения информации на основании ответов на намерено подготовленные и соответствующие главной задаче изучения вопросы.
Антитезис — (от греч. antithesis – противопоставление) – логическое суждение, противопоставляемое тезису.
Апория — (гр. непроходимость) -неразрешимая с позиций логики неприятность, в базе которой в большинстве случаев лежит парадокс.
Аппроксимация -(от фр. – приблизительная оценка, лат. приближаться)- приближенное выражение сложной величины, объекта через другие, более простые размеры, объекты.
Апробация -одобрение, утверждение по окончании проверки, опробования.
Довод — 1) в логике – суждение (либо совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо др. суждения (либо совокупности суждений); посылка доказательства, в противном случае именуется основанием либо аргументом доказательства; время от времени доводом именуют все подтверждение в целом. 2) в математической логике и математике – свободная переменная, от значения которой зависит значение данной функции либо предиката.
Аргументирование -это сугубо логический процесс, сущность которого в том, что в нем обосновывается истинность отечественного суждения (того, что мы желаем доказать, т.е. тезиса доказательства) посредством вторых суждений (т.е. доводов либо, как их несложнее именуют, аргументов).
Нюанс -угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) изучения.
Аспирант — (от лат. aspirans – стремящийся к чему-либо) – лицо, подготавливающееся к педагогической и научной деятельности в образовательных учреждениях высшего профобразования и научно-исследовательских университетах.
Аспирантура — форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для образовательных учреждений высшего профобразования и научно-исследовательских университетов. Аспирантура организуется в тех образовательных учреждениях и научно-исследовательских университетах, каковые обеспечены высококвалифицированными научными кадрами и владеют соответствующей научно-исследовательской базой. Подготовка аспирантов производится в очной и заочной формах.
Б
Бакалавр — (от лат. baccalaureus – вассальный землевладелец) – в большинстве зарубежных государств первая ученая степень в совокупности многоступенчатого высшего профобразования, присваиваемая по завершении 4- летнего обучения первого уровня, по окончании успешной сдачи экзамена и, в большинстве случаев, защиты выпускной работы.
Бакалавриат — форма и система подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в совокупности многоступенчатого высшего профобразования.
Беседа -способ получения информации на базе вербальной (словесной) коммуникации. Виды беседы: катехизическая (репродуктивная), эвристическая, сократическая.
Библиография -(от греч. вiblion – книга и …графия) — научно-практическая деятельность по передаче и подготовке информации о письменности и произведениях печати. Включает обнаружение произведений, их отбор по определенным показателям, описание, систематизацию, составление указателей, перечней, обзоров литературы и др.
Библиографическая запись — библиографическое сообщение, складывающееся из библиографического описания, которое возможно дополнено заголовком, аннотацией, либо рефератом, разными классификационными индексами, предметными рубриками, шифрами хранения и др. элементами.
Библиографическая картотека — библиографическое пособие, реализованное в карточной форме, содержащее библиографическую данные. Различают алфавитные, систематические, предметные и пр. картотеки. В отличие от библиотечного каталога картотека может включать сведения о документах, отсутствующих в фондах библиотеки.
Библиографическая карточка — карточка, содержащая библиографическое описание источника информации, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные эти (номер тома, жанр, читательское назначение), выходные эти (место и год издания, издательство), надзаголовочные эти (серия, учреждение, подготовившее издание). Количественную чёрта источника (страницы, количество в учетно-издательских страницах, тираж, цена), примечание (сведения о библиографии, иллюстрациях и т.д.). Библиографические карточки разрешают взять своевременную данные о вышедших публикациях, употребляются для укомплектования справочно-информационных фондов).
Библиографическая ссылка -совокупность библиографических сведений о цитируемом, разглядываемом либо упоминаемом в тексте документа втором документе (его составной части либо группе документов), нужных для его неспециализированной чёрта, поиска и идентификации.
Библиографические издания -содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, каковые извещают эксперта о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание оповещает о появлении документов и информирует нужные сведения для их отыскания.
Библиографические указатели -складываются из списка библиографических описаний довольно часто без рефератов и аннотаций. Эти издания с большой полнотой отражают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки относительно маленькие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.
Библиографический перечень -элемент библиографического аппарата, что образовывает одну из значительных частей диссертации, отражающий независимую творческую работу ее автора и разрешающий делать выводы о степени фундаментальности исследования.
Библиографическое описание — совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его общей характеристики и идентификации.
Библиотека -(от гр. biblion – книга и theke – хранилище), учреждение, организующее публичное пользование произведениями печати.
Библиотека — депозитарий библиотека, на которую возложена обязанность постоянного хранения максимально полного библиотечного фонда в целях освобождения фондов остальных библиотек региона от малоиспользуемых произведений печати и др. документов.
Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) — классификация, предназначенная для систематизации книг и др. документов; классическое средство упорядочения документальных фондов. С ее помощью индексируются все документы отрасли, а также разработки и научные исследования, каковые ведутся в области педагогической науки и народного образования.

Главные понятия и экономические термины


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: