Когда и как заканчивать работу с семьей

Это один из самых непростых вопросов любого психотерапевтического подхода, не только системной домашней психотерапии. В общем виде ответ таковой: домашняя совокупность будет функциональной. Это указывает, что семья делается методной решать жизненные неприятности. К примеру, семья, складывающаяся из трех поколений одиноких дам-пьяниц, стала функциональной, в то время, когда дамы бросили пить, стали систематично посещать занятия группы неизвестных пьяниц, младшая — студентка — восстановилась в институте, старшие дамы стали работать. Исчезновение симптома, происхождение внутреннего ощущения удовлетворения, эйфории судьбы не являются необходимыми показателями лечебного результата в этом подходе. Нужный и достаточный показатель — внешние поведенческие трансформации.

Семья, жаловавшаяся на депрессию отца, стала функциональной по окончании того, как папа, не обращая внимания на собственный состояние, возвратился к работе, супруга, которая последнее время занималась лишь мужем, начала уделять дочери и время. Жалобы на депрессию наряду с этим остались, но депрессия прекратила употребляться совокупностью. Депрессия стала личным делом отца, а не знаком неспециализированной беды, динамика его состояния прекратила впрямую определяться домашними событиями, поведением дочери и жены. На этом фоне медикаментозное лечение дало стремительный эффект, и в течение двух лет депрессия не возвращалась, не смотря на то, что раньше, не обращая внимания на массивное лечение, семья выясняла о том, что наступила осень либо весна, по состоянию отца.

Библиография

Минухин С., Фишман Ч. (1998) Техники домашней терапии. — М.: Свободная компания «Класс».

Пэпп П. (1998) Домашняя ее парадоксы и терапия. — М.: Свободная компания «Класс».

Хейли Дж. (1998) Терапия опробованием. — М.: Свободная компания «Класс».

Черников А. В. (1997) Интегративная модель системной домашней психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к изданию «семейная терапия и Семейная психология». — М.

Шерман Р. Фредман Н. (1997) Структурированные техники домашней и супружеской терапии. — М.: Свободная компания «Класс».

Bateson G. et al. (1969) Toward the communicative theory of Schizophrenia // Buss A. H., Buss E. H. (Eds.) Theories of Schizophrenia. — N. Y.

Carter E., McGoldrick M. (1980) The Family Life Cycle. — N. Y.: Gardner Press.

Erickson G. D., Hogan, T. P. (Eds.) (1972) Family Therapy. An introduction to Theory and Technique. — California: Brooks/Cole Publishing Company.

Haley J. (1980) Leaving Home. — N. Y.: McGrow Hill.

Hennig K. (1990) Das Systemische Interview mil Einzelnen und Familien als Diagnostisches Instrument. — Oberschulamt, Tubingen.

Horne A., Ohlsen М. М. (Eds.) (1982) Family counselling and therapy. Handbook. — Illinois: F. C. Peacock Publishers.

Madanes C. (1981) Strategic Family Therapy. — San Francisco: Jossey-Bass.

Madanes C. (1984) Behind the one way mirror. — San Francisco: Jossey-Bass.

Mogoldrick M., Gerson, R. (1985) Genograms in Family Assessment. — N. Y: W. W. Norton Company.

Palazzoli S. et al. (1980) Hypothesising — Circularity — Neutrality: three guidelines for the conductor of the session // Family Process. 19 (1), 3-12.

Palazzoli S. M., Boscolo L., Cecchin G., Pratta G. (1978) Paradox and counterparadox. — N. Y: Jason Aranson.

Spiegel J. P., Bell N. W. (1959) The family of the psychiatric patient // Apieti S. (Ed.) American Handbook of Psychiatry. — N. Y: Basic Books.

Тоmm K. (1981) Circularity: A Preferred Orientations for Family Assessment // Gurman A. (Ed.). Questions and Answers in the practice of Family Therapy. — N. Y.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян

Когнитивно-психоанализ и бихевиоральная психотерапия традиционно считаются двумя главными направлениями современной психотерапии. Так, в Германии только эти два направления признаны при университетах и, чтобы получить государственный сертификат эксперта-психотерапевта с правом оплаты через страховые кассы, необходимо в обязательном порядке иметь базовую подготовку по одному из них. Гештальт-терапия, психодрама, системная домашняя психотерапия, не обращая внимания на собственную популярность, пока будут считаться только как виды дополнительной специализации.

Когнитивно-бихевиоральная, либо когнитивная-поведенческая, психотерапия существенно моложе психоанализа. Не смотря на то, что бихевиоризм как теоретическое направление психологии возник и развивался приблизительно одновременно с этим, что и психоанализ, другими словами с конца прошлого века, попытки систематически применить правила теории научения для психотерапевтических целей относятся к концу 50-х — началу 60-х годов. Сейчас в Англии в известном госпитале Модcли Г. Айзенк в первый раз применил правила теории научения для лечения психических расстройств. В клиниках США везде начинает приизменяться методика хорошего подкрепления желаемых реакций у больных с очень сильно нарушенным поведением, так называемая техника «экономии жетонов». Все положительно оцениваемые действия больных (к примеру, сам умылся, постелил постель и т. д.) приобретают подкрепление в виде выдачи особого жетона. После этого данный жетон больной может обменять на сладости либо взять выходной для визита семьи и т. д. В Южной Африке Д. Вольпе совместно со собственными сотрудниками А. Лазарусом и Рахманом использует павловский принцип формирования условного рефлекса для лечения патологических страхов и разрабатывает способ систематической десенситизации — разрушения условно рефлекторной реакции страха методом постепенного приучения к пугающему стимулу с применением релаксации и техник воображения (Wolpe, Lazarus, 1966).

Но сейчас бихевиоризм как объяснительная модель людской поведения подвергается резкой критике за собственный механицизм и игнорирование внутренней судьбе человека. Стимульно-реактивная схема, обрисовывавшая человеческое поведение как сумму реакций на разные стимулы и являвшаяся базной теоретической парадигмой в работе большинства американских психологов начиная с 20-х годов, очевидно исчерпала себя как средство изучения психики. Сейчас происходит когнитивная революция в психологии, доказавшая роль так называемых внутренних переменных, либо внутренних когнитивных процессов, в людской поведении, появляются информационные модели людской психики, каковые обрисовывают человека как деятельно перерабатывающего поступающую извне данные и создающего разные модели действительности, а не просто пассивно реагирующего на стимулы извне. Бихевиоризм был существенно видоизменен, а появившаяся на его базе психотерапия была уже не бихевиоральной, а бихевиорально-когнитивной. Сейчас можно сказать только об отдельных техниках, базирующихся преимущественно на стимульно-реактивной схеме, каковые широко используются и сейчас; это в первую очередь уже упомянутые техники модификации реакций страха, основанные на принципе десенситизации, и другие.

На данный момент возможно сказать о существовании различных когнитивно-бихевиоральных подходов, каковые разные авторы объединяют в группы по разным основаниям. Нам представляется вероятным выделить три блока когнитивно-бихевиоральных подходов:

1. Способы, более родные хорошему бихевиоризму и основанные в основном на теории научения, другими словами на правилах прямого и скрытого обусловливания. Эти подходы применяют техники систематической десенситизации, конфронтации с пугающим стимулом, парадоксальную интенцию, техники хорошего и отрицательного подкрепления, техники моделирования поведения, другими словами научения на базе наблюдения за поведением модели. Из отечественных подходов к данной группе способов возможно отнести эмоционально-стрессовую психотерапию Рожнова;

2. Способы, основанные в основном на теории информации, применяющие правила постепенного построения внутренних моделей для регуляции и переработки информации поведения на их базе. Эти техники, не смотря на то, что и уделяют большее внимание внутренним когнитивным схемам действия, так же, как первая несколько техник, упрощенно разглядывают закономерности поведения человека, сводя их к модели компьютера. Ко мне относятся разные техники решения проблем (problem-solving therapies) (Zurilla, 1988) и техники формирования совладающих навыков (coping skills therapies) (Rehm, Rokke, 1988);

3. Способы, основанные на интеграции теории теории информации и принципов научения, и правил реконструкции так называемых дисфункциональных когнитивных процессов и некоторых правил динамической психотерапии. Это, в первую очередь, рационально-эмотивная психотерапия Альберта Эллиса и когнитивная психотерапия Арона Бека. Ко мне же возможно отнести подходы В. Гвидано (Guidano, 1988) и Г. Лиотти (Liotti, 1988), и М. Махони (Machoney, 1993). Эти интегративные когнитивно-бихевиоральные подходы, вольно применяя техники первых двух блоков, ставят в качестве главной задачи изменение дисфункциональных способов мышления, каковые, согласно точки зрения авторов, являются источником неадекватного больного поведения. Наряду с этим различными авторами большее либо меньшее внимание уделяется прошлому опыту, в котором сформировались представления, установки и верования, обусловливающие поток дисфункциональных (к примеру, тревожных либо депрессивных) мыслей. Как раз последнее заставляет методологов когнитивно-бихевиорального подхода говорить о недостаточной теоретической чистоте этих моделей и обвинять его представителей в скатывании в сторону динамической психотерапии (Dobson, 1988). Более нейтральные методологи говорят о пограничном статусе данной группы, именуя эти подходы «мостом между психоанализом и бихевиоризмом» (Durssen, 1985).

Семья либо карьера?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: