Когнитивно-поведенческая психотерапия

В базе некоторых современных подходов к изучению посттравматических расстройств лежит «оценочная теория стресса», заостряющая внимание на роли каузальной атрибуции и атрибутивных стилей. В зависимости от того, как разъясняются обстоятельства стресса, его преодоление представляет собой или фокусировку на проблеме (попытку поменять обстановку), или концентрацию на эмоциональной стороне переживаемого события (попытку поменять эмоции, явившиеся результатом стресса). Наиболее значимыми детерминантами каузальной атрибуции являются персональный локус контроля и атрибутивный стиль. Изучения подтверждают тот факт, что ло-кус контроля может сдерживать травмирующий эффект события. Что касается каузальной атрибуции, то она заметно воздействует на выбираемые стратегии преодоления стресса. Эти, полученные многими исследователями, говорят о том, что более интенсивные проявления ПТСР соотносятся как с личностными (экстернальный локус контроля, эмоционально сфокусированный стиль преодоления стресса), так и с социальными (недостаточность социальной помощи) факторами.

Традиционно считается, что поведенческая психотерапия самый действенна при коррекции ПТСР. В соответствии с принципу, на котором основывается данный вид терапии, для трансформации поведения необязательно осознавать определяющие его психотерапевтические обстоятельства. Цель ее, в основном, – вырабатывать и усиливать свойство к адекватным действиям, к приобретению навыков, разрешающих улучшить самоконтроль.

Способы поведенческой психотерапии включают хорошее и отрицательное подкрепление, наказание, систематическую десенсибилизацию, калиброванное самоконтроль и представление.

Поведенческая психотерапия пытается заменить неприемлемые действия приемлемыми и применяет кое-какие способы, ведущие к уменьшению либо прекращению нежелательного поведения. К примеру, при’ одной из техник клиента обучают диафрагмальному дыханию для снятия тревоги. Терапия может проводиться с применением систематической десенсибилизации (постепенного, постепенного привыкания к пугающей обстановке) или способом нагнетания вызывающих тревогу факторов, либо «наводнения» (клиентов ставят в пугающую обстановку и оказывают помощь с ней совладать). Способ нагнетания считается более действенным.

Систематическая десенсибилизация – способ, направленный на то, дабы клиент с ПТСР, склонный к избегающему поведению, создал в собственном воображении иерархию тревожных образов (от наименее до самый пугающих). Он обязан оставаться на каждом уровне иерархии , пока тревога не провалится сквозь землю. В то время, когда процедура проводится в условиях настоящей, а не мнимой жизни, таковой способ именуется калиброванной экспозицией. Эта техника, в сочетании с хорошим подкреплением, воздействует на вызывающие тревогу факторы и ликвидирует дезадаптивное поведение, кроме негативные последствия. Иерархическая конструкция довольно часто употребляется в сочетании, с методиками релаксации, потому, что установлено, что релаксация и тревога исключают друг друга: так образ отделяется от ощущения тревоги (обоюдное торможение).

Способ нагнетания вызывающих тревогу факторов считается самый эффективным способом поведенческой психотерапии, при условии, что клиент может выдержать связанную с терапевтическим действием тревогу. , если этот способ основывается на противопоставлении мнимой и настоящей судьбе, он именуется имплозией.

Терапевты когнитивно-поведенческого направления предполагают, что психопатологические отклонения являются следствием неточной оценки событий, и следовательно, изменение оценки этих событий должно вести к трансформации эмоционального состояния клиента. Подобно поведенческой терапии, когнитивно-поведенческая терапия учит клиентов по-второму реагировать на ситуации, каковые приводят к приступам паники и другие признаки тревоги. В этом случае устраняются иррациональные суждения, появившиеся на фоне тревоги и косвенным образом поддерживающие ее.

Когнитивная терапия основана на теории, в соответствии с которой поведение человека определяется его мыслями о самом себе и его роли в обществе. Дезадаптивное поведение обусловлено укоренившимися стереотипами, способные привести к когнитивным искажениям, либо неточностями в мышлении. Соответствующая терапия ориентирована на коррекцию аналогичных когнитивных их следствия и искажений в виде поведенческих установок. Когнитивная терапия представляет собой кратковременный способ лечения, в большинстве случаев, рассчитанный на 15–20 сеансов, проводящихся в течение 12 недель. В это время клиенты должны понять собственные установки и искажённые представления. Домашние задания заключаются в следующем: клиентов просят написать, что они ощущают в определенных стрессовых обстановках, и выяснить частично неосознаваемые предпосылки, лежащие в их основе, каковые провоцируют появление негативных установок (таких, как: «я несовершенен» либо «никому до меня нет дела»). Таковой метод именуется коррекцией и распознаванием непроизвольных мыслей. Когнитивная модель депрессии включает когнитивную триаду – описание искажений мышления, каковые свойственны при депрессии. Эта триада включает: отрицательное отношение к самому себе, негативную интерпретацию прошлого и настоящего жизненного опыта и пессимистичный взор на будущее.

Суицидальная склонность кроме этого возможно мишенью терапии. Один из многообещающих терапевтических подходов пребывает в том, дабы научить клиента: а) думать об иных методах решения проблемы и б) отвлекаться от суицидальных жажд, применяя разные техники отвлечения внимания (Meichenaum, 1977). Способ когнитивной репетиции кроме этого возможно использован в работе с суицидальными клиентами. Клиент обязан:

1. Представить себя в безнадёжной обстановке.

2. Прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы.

3. Постараться выработать вероятные решения проблемы, не обращая внимания на давление суицидальных жажд.

Затем клиенту дается задание опробовать эту технику в настоящих жизненных обстановках. Он обязан погрузиться в неприятную обстановку (к примеру, обстановка конфронтации с супругой либо супругом) и после этого постараться отыскать реалистические методы ответа появившихся неприятностей. Терапевт воображает клиенту гипотетическую, но полностью реалистическую обстановку, которая может спровоцировать кризис, обстановку, схожую с теми, в которых клиент выяснялся в прошлом, и после этого они подробно исследуют, какую линию поведения направляться избрать в данной обстановке.

В тех случаях, в то время, когда ядром суицидального жажды есть чувство безысходности, терапевт, применяя разные способы, обязан продемонстрировать клиенту: а) что его текущая жизненная обстановка допускает другие, не столь мрачные истолкования и б) что у него имеется возможность решить собственные неприятности иным методом.

Терапевтическая стратегия при работе с эмоцией безысходности основана на предпосылке, что восприятие и мышление депрессивного клиента скованы рамками предвзятых умозаключений. Клиенту не приходит в голову подвергнуть сомнению собственные предубеждения. Задача терапевта содержится в том, дабы пробудить у клиента интерес к изучению негативных предубеждений. Терапевт показывает клиенту на факты, противоречащие его умозаключениям, и, создавая так «когнитивный диссонанс», побуждает клиента пересмотреть собственную позицию.

У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается последовательность неспециализированных линия (Doyle, 1987):

1. И те, и другие не интересуются обстоятельствами расстройств либо прошлым клиентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные – на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.

2. И те, и другие наблюдают на терапию как на процесс научения, а на терапевта – как на преподавателя. Поведенческие терапевты учат новым методам поведения, а когнитивные – новым методам мышления.

3. И те, и другие дают собственные клиентам домашние задания, с тем дабы последние практиковали за пределами кабинета психотерапевта то, что взяли на протяжении сеансов терапии.

4. И те, и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (каковой грешит, с их точки зрения, психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности.

Более детально с теорией когнитивно-поведенческой терапии возможно ознакомиться в следующих работах: Александров, 2000; Бурлачук и др., 1999; Лазарус, 2000 а, б; МакМал-лин, 2001; Beck, 1995; Ellis, 1973; Ellis, Dryden, 1996; Ellis, Grieger, 1977; Lazarus, 1995; Wolpe, 1969.

ТЕХНИКИ

Данный раздел написан по данным книги «Практикум по когнитивной терапии» (МакМаллин, 2001).

Способ J. «Формула ABC»

ТЕХНИКА 1. «Обучение главной формуле abc»

Первый ход в любой когнитивной терапии – доказать клиенту важность мышления. Дабы прояснить обстановку, начните с двух несложных формул.

Ветхая формула:

Нарисуйте эту схему клиенту.

А обозначает активизирующее событие, обстановку, в которой вы были, толчок из внешнего мира, стимул – все, что обусловливает процесс реагирования в целом.

С обозначает или ваши эмоции, или поведение. С – последствие А. Это смогут быть эмоции либо действия.

Ветхая теория говорит, что А вызывает С, что внешняя обстановка вызывает внутренние чувства и заставляет вас функционировать в некотором роде.

Верная же формула следующая:

Нарисуйте эту схему клиенту.

В обозначает когниции, убеждения, установки. В обозначает отечественные представления о ситуации, мысли, образы, восприятие, воображение, интерпретации и выводы, каковые мы делаем довольно А.

По окончании первого сеанса дайте клиенту следующие домашние задания.

Задание 1. Вследующих примерах обрисованы ситуации ABC,но во всех отсутствует В. Вам необходимо предугадать, какие конкретно мысли (В) необходимо засунуть, дабы связать обстановку (А) и эмоции (С). Выясните в каждом случае А и С и впишите В.

Глава Анатолия отчитал его за опоздание. Затем Анатолий ощущал себя подавленным.

Елена прошла два сеанса терапии и бросила ее, по причине того, что посчитала, что терапия не действует.

У Катерины заболел пузо. Ей стало страшно.

Олега оштрафовали за превышение скорости, и он очень сильно разозлился.

Ирина смутилась, в то время, когда ее приятели увидели, что она плачет на романтических сценах фильма.

Сергей был разъярен, в то время, когда служащий попросил его документы в то время, как он заполнял анкету.

Задание 2.Приведите пять примеров из собственной жизни, в которых ваши мысли (В) приводили к болезненным эмоциям (С). Обрисуйте их в терминах ABC.

ТЕХНИКА 2. «Доказательства того, что мышление определяет чувстве»

Упражнение 1

«Лучшие примеры из собственного прошлого клиента»

В большинстве случаев клиент уж« имеет представление о силе В из собственной жизни. Полезно напомнить ему о том, что он уже знает. Попросите его поразмыслить о тех моментах, в то время, когда он

был чем-то очень сильно обеспокоен, удивлен либо расстроен тем, что сейчас уже не имеет над ним власти, – тем, что он смог преодолеть. Попросите его сосредоточиться на начальном событии и выяснить А и С. Пускай он обрисовывает обстановку, пока она не прояснится в его сознании, а после этого попросите его установить В. Что он сказал себе, в то время, когда был так расстроен? Наконец, разрешите ему сконцентрироваться на том, в чем он уверен на сегодня. Во что из того, что он говорит сам себе на данный момент, он не верил прежде?

Упражнение 2

«В случае если изменится В, то изменится и С»

Приведите клиенту пара примеров АВ. Заберите в качестве константы обстановку (А), а в качестве переменной – внутренние размышления. Попросите его выяснить чувство, которую будут вызывать разные мысли (В). Проанализируйте разные варианты реагирования (С) на одно да и то же событие (А).

Лучшие примеры – те, каковые формирует сам клиент. Их преимущество в том, что они яатаются лично значимыми и исходя из этого владеют внутренне присущей им убеждающей силой. Терапевт обязан побуждать клиента думать, как в его собственных примерах В вызывают С.

А _____________________________________

В______________________________________

С______________________________________

А______________________________________

В______________________________________

С______________________________________

и т. д.

в один раз модель психотерапии | Лекция Звонова


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: