Колокола и монашеская тога

Юньмэнь сообщил: Мир так велик. Что же мы все вслушиваемся в удары колокола и надеваем монашескую тогу?

Комментарий Мумона. Тот, кто постигает истину чань, обязан отрешиться от всех звуков и презреть все образы. Не смотря на то, что случалось и без того, что просветления достигали внимая звукам и созерцая образы, это обычай невежд. Монах, искушенный в мудрости, держит в узде звуки, отстраняет от себя образы и защищает сокровенную истину в том, что известно каждому. Звук воздействует на ухо, ухо откликается звуку. Но в то время, когда забыты и звук, и суть, что мы понимаем? Слушая ушами, тяжело постичь истину. Чтобы выяснить воистину, необходимо обучиться видеть звук глазами.

В то время, когда ты осознаёшь, ты живешь среди родни.

В то время, когда ты не осознаёшь, ты всем чужой.

Тот, кто не осознаёт, живет среди родни.

А тот, кто осознаёт, — всем чужой.

Три зова Преподавателя Страны.

Хуэйчжун, носивший титул Преподавателя Страны, трижды кликал собственного слугу, и тот трижды откликался. Тогда Хуэйчжун сообщил: Я должен был бы просить у тебя прощения, но по правде ты обязан принести свои извинения у меня.

Комментарий Мумона. В то время, когда Преподаватель Страны кликал три раза, он косноязычно бормотал. А в то время, когда слуга трижды откликался, он нечайно выдал потаенную мудрость. Преподаватель Страны был стар годами и в душе одинок. Он учил так, как будто бы пригибал буйволу голову, дабы вынудить его щипать траву. Слуга же был ему не пара, поскольку сытый равнодушен к угощениям. Но кто у кого должен был принести свои извинения? В процветающем стране госслужащие надменны. В богатой семье дети заносчивы.

В то время, когда в канге нет отверстий, преступнику не легко вдвойне.

В то время, когда взваливают бремя забот на детей, оно нестерпимо.

Кто желает подпереть собою падающий дом,

Будет взбираться босиком на гору острых ножей.

Три цзиня Дуншаня

Один монах задал вопрос Дуншаня: Что такое Будда?

Дуншань ответил: Три цзиня льна.

Комментарий Мумона. Чань ветхого Дуншаня напоминает раковину моллюска. Когда створки раковины раскрываются, видишь все, что находится в. Но вот вопрос: как повидать Дуншаня?

Перед глазами три цзиня льна.

Думается они близко, а сознание еще ближе.

Кто скажи об подлинном и фальшивом

Тот сам сделан из истины и лжи.

Обычное — вот дао

Чжаочжоу задал вопрос Наньцюаня: Что такое дао?

Наньцюань ответил: Обычное сознание и имеется дао.

Чжаочжоу задал вопрос: Возможно ли ему обучиться?

Наньцюань ответил: Если ты будешь стремиться к нему, ты отойдешь от него.

Чжаочжоу задал вопрос: Если не стремиться к дао, то как его выявить?

Наньцюань ответил: Дао не принадлежит к вещам известным и не принадлежит к вещам незнаемым. Знание — это обманчивое представление. Незнаемое — просто не существующее. Если ты желаешь постичь истину, которая рассеивает все сомнения, будь безбрежен и всеобъятен, как Великая Пустота. Тогда ты будешь вне подлинного и фальшивого.

Услыхав эти слова, Чжаочжоу достиг неожиданного просветления.

Комментарий Мумона. В то время, когда Чжаочжоу задал вопрос, Наньцюань сумел тут же растопить лед в кувшине. Но все-таки Чжаочжоу пригодилось бы тридцать лет, дабы достигнуть просветления.

Весной — много цветов, в осеннюю пору — луна.

Летом — прохладный ветер, зимний период — снега.

Если не будешь ум напрасно затруднять мелочами,

Всякое время станет красивой иногда.

Великий силач

Наставник Сунъюань сказал: Великий силач не имеет возможности оторвать ногу от почвы. И еще он сказал: Обращение не находится на кончике языка.

Комментарий Мумона. Сунъюань, возможно сообщить, выложил все без утайки, но не нашлось человека, что имел возможность осознать его. Тот, кто его осознает, пускай придет ко мне и отведает моего посоха. А из-за чего? Дабы определить, чистое ли нам дано золото, необходимо пронести его через пламя.

В случае если сдвинется нога прозрения, опрокинется великий океан.

В случае если склонится голова прозрения, обрушатся небеса.

Этому необозримому телу не в чем пребывать…

Пускай кто-нибудь допишет строчок.

Палочка-подтирка Юньмэня

Один монах задал вопрос Юньмэня: Что такое Будда?

Юньмэнь ответил: Палочка с засохшим дерьмом.

Комментарий Мумона. О Юньмэне возможно сообщить: так голоден, что глотает еду, не подмечая ее вкуса, и без того спешит, что не успевает написать разборчиво. Он желал подпереть собственный дом палочкой-подтиркой. С таким же успехом возможно пробовать не допустить упадок закона Будды.

Вспышка молнии в небе,

Искра, высеченная из камня:

Не успеешь глазом моргнуть —

И они уже провалились сквозь землю.

Монашество куда ведёт? Игнатий Лапкин


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: