Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов. глава 1. введение в информатику_ 5

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ_ 1

Глава 1. Введение в информатику_ 5

1.1. Что такое инфоpматика? 5

1.2. Что такое информация? 7

1.3. В каком виде существует информация? 8

1.4. Как передаётся информация? 8

1.5. Как измеряется количество информации? 9

1.6. Что можно делать с информацией? 11

1.7. Какими свойствами обладает информация? 11

1.8. Что такое обработка информации? 12

1.9. Что такое информационные ресурсы и информационные технологии? 12

1.10. Что понимают под информатизацией общества? 13

1.11. Вопросы для самоконтроля 13

1.12. Упражнения 15

Ответы — Раздел 1. Введение в информатику_ 16

Глава 2. Общие принципы организации и работы компьютеров_ 19

2.1. Что такое компьютер? 19

2.2. Как устроен компьютер? 19

2.3. На каких принципах построены компьютеры? 21

2.4. Что такое команда? 22

2.5. Как выполняется команда? 23

2.6. Что такое архитектура и структура компьютера? 24

2.7. Что такое центральный процессор? 26

2.8. Как устроена память? 27

2.9. Какие устройства образуют внутреннюю память? 27

1. Оперативная память 28

2. Кэш-память 29

3. Специальная память 29

2.10. Какие устройства образуют внешнюю память? 30

1. Накопители на гибких магнитных дисках_ 30

2. Накопители на жестких магнитных дисках_ 32

3. Накопители на компакт-дисках_ 32

4. Записывающие оптические и магнитооптические накопители_ 34

5. Накопители на магнитной ленте (стримеры) и накопители на сменных дисках_ 35

2.11. Что такое аудиоадаптер? 35

2.12. Что такое видеоадаптер и графический акселератор? 36

2.13. Что такое клавиатура? 36

2.14. Что такое видеосистема компьютера? 38

1. Монитор на базе электронно-лучевой трубки_ 39

2. Жидкокристаллические мониторы_ 40

3. Сенсорный экран_ 41

2.15. Что такое принтер, плоттер, сканер? 41

2.16. Что такое модем и факс-модем? 43

2.17. Что такое манипуляторы? 44

2.18. Как устроен компьютер? 45

2.19. Какие основные блоки входят в состав компьютера? 47

2.20. Что собой представляет системная плата? 48

2.21. Как организуется межкомпьютерная связь? 49

2.22. Что такое компьютерная сеть? 51

Наиболее распространенные виды топологий сетей: 51

2.23. Как соединяются между собой устройства сети? 53

2.24. Как классифицируют компьютерные сети по степени географического распространения? 54

2.25. Как соединяются между собой локальные сети? 55

2.26. Как работают беспроводные сети? 57

2.27. Что такое сеть Интернет и как она работает? 58

Как можно связаться с Интернет ? 58

Как связываются между собой сети в Интернет? 59

Каким образом пакет находит своего получателя ? 59

2.28. Основные возможности, предоставляемые сетью Интернет 60

1. World Wide Web — главный информационный сервис. 60

2. Электронная почта. 61

3. Cистема телеконференций Usenet (от Users Network). 62

4. Системы информационного поиска сети Интернет. 62

Системы, основанные на предметных каталогах. 62

Автоматические индексы. 63

5. Программа пересылки файлов Ftp. 63

6. Программа удалённого доступа Telnet. 63

2.29. Что такое мультимедиа и мультимедиа-компьютер? 64

2.30. Вопросы для самоконтроля 66

Глава 3. Классификация компьютеров_ 70

3.1. По каким критериям классифицируют компьютеры? 70

3.2. На чем основана классификация по поколениям? 70

3.3. Краткая историческая справка 70

3.4. Какие компьютеры относятcя в первому поколению? 80

3.5. Какие компьютеры относятся ко второму поколению? 81

3.6. В чем особенности компьютеров третьего поколения? 82

3.7. Что характерно для машин четвёртого поколения? 84

3.8. Какими должны быть компьютеры пятого поколения? 84

3.9. На какие типы делятся компьютеры по условиям эксплуатации? 85

3.10. На какие типы делятся компьютеры по производительности и характеру использования? 86

3.11. Какие существуют типы портативных компьютеров? 88

3.12. Вопросы для самоконтроля 90

Глава 4. Арифметические основы компьютеров_ 91

4.1. Что такое система счисления? 91

4.2. Как порождаются целые числа в позиционных системах счисления? 91

4.3. Какие системы счисления используют специалисты для общения с компьютером? 92

4.4. Почему люди пользуются десятичной системой, а компьютеры — двоичной? 93

4.5. Почему в компьютерах используются также восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления? 93

4.6. Как перевести целое число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления? 94

4.7. Как пеpевести пpавильную десятичную дpобь в любую другую позиционную систему счисления? 95

4.8. Как пеpевести число из двоичной (восьмеpичной, шестнадцатеpичной) системы в десятичную? 95

4.9. Сводная таблица переводов целых чисел из одной системы счисления в другую_ 96

4.10. Как производятся арифметические операции в позиционных системах счисления? 97

С л о ж е н и е 98

В ы ч и т а н и е 100

У м н о ж е н и е 100

Д е л е н и е 102

4.11. Как представляются в компьютере целые числа? 103

4.12. Как компьютер выполняет арифметические действия над целыми числами? 105

4.13. Как представляются в компьютере вещественные числа? 108

4.14. Как компьютер выполняет арифметические действия над нормализованными числами? 110

Сложение и вычитание 110

Умножение 110

Деление 111

4.15. Упражнения 111

Глава 5. Логические основы компьютеров_ 115

5.1. Что такое алгебра логики? 115

5.2. Что такое логическая формула? 118

5.3. Какая связь между алгеброй логики и двоичным кодированием? 119

5.4. В каком виде записываются в памяти компьютера и в регистрах процессора данные и команды? 119

5.5. Что такое логический элемент компьютера? 119

5.6. Что такое схемы И, ИЛИ, НЕ, И—НЕ, ИЛИ—НЕ? 120

С х е м а И_ 120

С х е м а ИЛИ_ 120

С х е м а НЕ_ 121

С х е м а И—НЕ_ 121

С х е м а ИЛИ—НЕ_ 122

5.7. Что такое триггер? 122

5.8. Что такое сумматор? 124

5.9. Какие основные законы выполняются в алгебре логики? 125

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ_ 125

5.10. Как составить таблицу истинности? 126

5.11. Как упростить логическую формулу? 127

5.12. Что такое переключательная схема? 129

5.13. Как решать логические задачи? 132

I. Решение логических задач средствами алгебры логики_ 133

II. Решение логических задач табличным способом_ 135

III. Решение логических задач с помощью рассуждений_ 137

5.14. Упражнения 139

Глава 6. Программное обеспечение компьютеров_ 149

6.1. Что такое программное обеспечение? 149

6.2. Как классифицируется программное обеспечение? 149

6.3. Какие программы называют прикладными? 150

6.4. Какова роль и назначение системных программ? 151

6.5. Что такое операционная система? 152

6.6. Что такое файловая система ОС? 154

6.7. Какова структура операционной системы MS DOS? 155

6.8. Что такое программы-оболочки? 157

6.9. Что собой представляют операционные системы Windows, Unix, Linux ? 157

Операционные системы Windows 158

Операционная система Unix 159

Операционная система Linux 160

6.10. Что такое транслятор, компилятор, интерпретатор? 161

6.11. Что такое системы программирования? 162

6.12. Для чего нужны инструментальные программы? 164

6.13. Что такое текстовый редактор? 165

6.14. Что такое графический редактор? 166

6.15. Каковы возможности систем деловой и научной графики? 167

6.16. Что такое табличный процессор? 168

6.17. Что такое системы управления базами данных? 169

6.18. Что такое библиотеки стандартных подпрограмм? 170

6.19. Что такое пакеты прикладных программ? 170

6.20. Что такое интегрированные пакеты программ? 171

6.21. Что такое органайзеры? 172

6.22. Что такое сетевое программное обеспечение? 172

Функции и характеристики сетевых операционных систем (ОС) 173

6.23. Вопросы для самоконтроля. 174

Глава 7. Алгоритмы. Алгоритмизация. Алгоритмические языки_ 177

7.1. Что такое алгоритм? 177

7.2. Что такое "Исполнитель алгоритма"? 177

7.3. Какими свойствами обладают алгоpитмы? 178

7.4. В какой форме записываются алгоритмы? 179

7.5. Что такое словесный способ записи алгоритмов? 179

7.6. Что такое графический способ записи алгоритмов? 179

7.7. Что такое псевдокод? 181

7.8. Как записываются алгоритмы на школьном алгоритмическом языке? 181

Основные служебные слова 181

Команды школьного АЯ_ 182

Пример записи алгоритма на школьном АЯ_ 183

7.9. Что такое базовые алгоритмические структуры? 183

7.10. Какие циклы называют итерационными? 186

7.11. Что такое вложенные циклы? 187

Пример вложенных циклов для 188

Пример вложенных циклов пока 188

7.12. Чем отличается программный способ записи алгоритмов от других? 188

7.13.Что такое уровень языка программирования? 189

7.14. Какие у машинных языков достоинства и недостатки? 189

7.15. Что такое язык ассемблера? 190

7.16. В чем преимущества алгоритмических языков перед машинными? 191

7.17. Какие компоненты образуют алгоритмический язык? 191

7.18. Какие понятия используют алгоритмические языки? 192

7.19. Что такое стандартная функция? 193

Таблица стандартных функций школьного алгоритмического языка 194

7.20. Как записываются арифметические выражения? 195

Примеры записи арифметических выражений_ 195

7.21. Как записываются логические выражения? 196

Примеры записи логических выражений, истинных при выполнении указанных условий. 196

7.22. Упражнения 197

Ответы — Раздел 7. Алгоритмы. Алгоритмизация. Алгоритмические языки_ 206

Глава 8. Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера 211

8.1. Какие этапы включает в себя решение задач с помощью компьютера? 211

8.2. Что называют математической моделью? 212

8.3. Какие основные этапы содержит процесс разработки программ? 213

8.4. Как проконтролировать текст программы до выхода на компьютер? 214

8.5. Для чего нужны отладка и тестирование? 214

8.6. В чем заключается отладка? 215

8.7. Что такое тест и тестирование? 215

8.8. Какими должны быть тестовые данные? 216

8.9. Из каких этапов состоит процесс тестирования? 217

8.10. Каковы характерные ошибки программирования? 217

8.11. Является ли отсутствие синтаксических ошибок свидетельством правильности программы? 218

8.12. Какие ошибки не обнаруживаются транслятором? 218

8.13. В чем заключается сопровождение программы? 219

8.14. Вопросы для самоконтроля 220

8.15. Упражнения 221

Глава 9. Применения информатики и компьютерной техники_ 222

9.1. Как используются компьютеры в быту? 222

9.2. Что такое системы автоматизированного проектирования (САПР)? 222

9.3. Что такое автоматизированные системы научных исследований (АСНИ)? 223

9.4. Какая взаимосвязь между АСНИ и САПР? 224

9.5. Что такое базы знаний и экспертные системы? 224

9.6. Как используются компьютеры в административном управлении? 225

9.7. Какую роль играют компьютеры в обучении? 226

9.8. Какую роль играют компьютеры в управлении технологическими процессами? 229

9.9. Какую роль играют компьютеры в медицине? 230

9.10. Как используются компьютеры в торговле? 232

9.11. Что такое электронные деньги? 233

9.12. Как применяются компьютеры в сельском хозяйстве? 234

9.13. Вопросы для самоконтроля 235

ПРИЛОЖЕНИЯ_ 237

1. Примерные экзаменационные билеты по информатике для проведения устной итоговой аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений в 2000/2001 учебном году. 237

Словарь основных понятий и терминов_ 243

Литературные источники_ 255

Учебные издания для средних школ_ 255

Справочные издания 255

Научно-популярные издания 256

Учебные пособия для студентов вузов_ 256

Другие издания 256

Глава 1. Введение в информатику

1.1. Что такое инфоpматика?

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука".

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:

  • pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
  • теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
  • математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;
  • методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
  • системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;
  • биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;
  • социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;
  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
  • телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
  • разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

Российский академик А.А. Дородницин выделяет в информатике три неразрывно и существенно связанные части — технические средства, программные и алгоритмические.

Технические средства, или аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как "твердые изделия".

Для обозначения программных средств, под которыми понимается совокупность всех программ, используемых компьютерами, и область деятельности по их созданию и применению, используется слово Software (буквально — "мягкие изделия"), которое подчеркивает равнозначность самой машины и программного обеспечения, а также способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться и развиваться.

Программированию задачи всегда предшествует разработка способа ее решения в виде последовательности действий, ведущих от исходных данных к искомому результату, иными словами, разработка алгоритма решения задачи. Для обозначения части информатики, связанной с разработкой алгоритмов и изучением методов и приемов их построения, применяют термин Brainware (англ. brain — интеллект).

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.

Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.

1.2. Что такое информация?

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

  • в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше";
  • в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
  • в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, — рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Приведем еще несколько определений:

  • Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова);
  • Информация — это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
  • Информация — это мера сложности структур (Моль);
  • Информация — это отраженное разнообразие (Урсул);
  • Информация — это содержание процесса отражения (Тузов);
  • Информация — это вероятность выбора (Яглом).

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, "отец" кибернетики. А именно:

Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Более развёрнутое представление о существе рассматриваемых вопросов дается в [11, 41, 42].

1.3. В каком виде существует информация?

Информация может существовать в виде:

  • текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
  • световых или звуковых сигналов;
  • радиоволн;
  • электрических и нервных импульсов;
  • магнитных записей;
  • жестов и мимики;
  • запахов и вкусовых ощущений;
  • хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

1.4. Как передаётся информация?

Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи.

В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

канал связи
ИСТОЧНИК ————> ПРИЁМНИК

Примеры:

  1. Cообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора.
  2. Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.

1.5. Как измеряется количество информации?

Какое количество информации содержится, к примеру, в тексте романа "Война и мир", во фресках Рафаэля или в генетическом коде человека? Ответа на эти вопросы наука не даёт и, по всей вероятности, даст не скоро. А возможно ли объективно измерить количество информации? Важнейшим результатом теории информации является следующий вывод:

В определенных, весьма широких условиях можно пренебречь качественными особенностями информации, выразить её количество числом, а также сравнить количество информации, содержащейся в различных группах данных.

В настоящее время получили распространение подходы к определению понятия "количество информации", основанные на том, что информацию, содержащуюся в сообщении, можно нестрого трактовать в смысле её новизны или, иначе, уменьшения неопределённости наших знаний об объекте. Эти подходы используют математические понятия вероятности и логарифма. Если вы еще не знакомы с этими понятиями, то можете пока пропустить этот материал.

Подходы к определению количества информации. Формулы Хартли и Шеннона.Американский инженер Р. Хартли в 1928 г. процесс получения информации рассматривал как выбор одного сообщения из конечного наперёд заданного множества из N равновероятных сообщений, а количество информации I, содержащееся в выбранном сообщении, определял как двоичный логарифм N.Формула Хартли: I = log2NДопустим, нужно угадать одно число из набора чисел от единицы до ста. По формуле Хартли можно вычислить, какое количество информации для этого требуется: I = log2100 > 6,644. Таким образом, сообщение о верно угаданном числе содержит количество информации, приблизительно равное 6,644 единицы информации.Приведем другие примеры равновероятных сообщений:

  1. при бросании монеты: "выпала решка", "выпал орел";
  2. на странице книги: "количество букв чётное", "количество букв нечётное".

Определим теперь, являются ли равновероятными сообщения "первой выйдет из дверей здания женщина" и "первым выйдет из дверей здания мужчина". Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, о каком именно здании идет речь. Если это, например, станция метро, то вероятность выйти из дверей первым одинакова для мужчины и женщины, а если это военная казарма, то для мужчины эта вероятность значительно выше, чем для женщины.Для задач такого рода американский учёный Клод Шеннон предложил в 1948 г. другую формулу определения количества информации, учитывающую возможную неодинаковую вероятность сообщений в наборе.Формула Шеннона: I = — ( p1log2 p1 + p2 log2 p2 + . . . + pN log2 pN), где pi — вероятность того, что именно i-е сообщение выделено в наборе из N сообщений.Легко заметить, что если вероятности p1, …, pN равны, то каждая из них равна 1 / N, и формула Шеннона превращается в формулу Хартли.Помимо двух рассмотренных подходов к определению количества информации, существуют и другие. Важно помнить, что любые теоретические результаты применимы лишь к определённому кругу случаев, очерченному первоначальными допущениями.

В качестве единицы информации Клод Шеннон предложил принять один бит (англ. bit — binary digit — двоичная цифра).

Бит в теории информации — количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений (типа "орел"—"решка", "чет"—"нечет" и т.п.).В вычислительной технике битом называют наименьшую "порцию" памяти компьютера, необходимую для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд.

Бит — слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная единица — байт, равная восьми битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).

Широко используются также ещё более крупные производные единицы информации:

  • 1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,
  • 1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,
  • 1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.

В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:

  • 1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,
  • 1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.

За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации.

1.6. Что можно делать с информацией?

Информацию можно:

  • создавать;
  • передавать;
  • воспринимать;
  • иcпользовать;
  • запоминать;
  • принимать;
  • копировать;
  • формализовать;
  • распространять;
  • преобразовывать;
  • комбинировать;
  • обрабатывать;
  • делить на части;
  • упрощать;
  • собирать;
  • хранить;
  • искать;
  • измерять;
  • разрушать;
  • и др.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

1.7. Какими свойствами обладает информация?

Свойства информации:

  • достоверность;
  • полнота;
  • ценность;
  • своевременность;
  • понятность;
  • доступность;
  • краткость;
  • и др.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

1.8. Что такое обработка информации?

Обработка информации — получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов [15].

Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.

Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации.

Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

Видеоурок «Информатика как наука об информации»


admin