Комплексное влияние факторов

Примем без новых доказательств тот факт, что на продуктивность дидактического процесса одновременно и совокупно воздействуют все обстоятельства (факторы). Это влияние имеет комплексный темперамент. Совокупность основных обстоятельств, воздействующих на обучение, очертили еще древние философы. С того времени исследователи только мало усовершенствовали ее, дополнили новыми факторами, обогатили современной научной терминологией, но мало поменяли знание по существу. Обстоятельства, узнаваемые в прошлом, остаются неизменными и сейчас. Работы выдающихся дидактов дают исчерпывающую данные о продуктогенных факторах на качественном уровне: тяжело что-либо прибавить к разъяснениям И. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Д. Дьюи, в то время, когда они во всех деталях и подробностях обрисовывают результаты и течение обучения в разных условиях и под действием разных обстоятельств. В литературе, посвященной обучению, обрисовано влияние всех мало-мальски определенных обстоятельств.

Что же остается добавить нам? Ясная в прошлом картина сейчас потеряла четкость: ветхие обстоятельства нарекли по-новому (к примеру, классическую педагогическую этику — деонтологией, а школьное управление — менеджментом), выявлены новые, малоизвестные ранее обстоятельства, привнесенные прогрессом, показались более средства обучения и совершенные технологии (к примеру, компьютерные). Хороших представлений для ответа современных задач не хватает. Основная среди них — практическая оптимизация обучения — возможно разрешена только на базе совершенного знания обстоятельств, от которых зависит успех. Идеальное знание в данном случае свидетельствует не только ясное качественное описание, но и количественное представление, измерение. Школьная практика требует в наше время решения и постановки вопросов по существу, конкретно.

Но так как никто не имеет возможности назвать правильного числа обстоятельств, действующих в обучении.

Организация экспериментальных изучений

Способы факторного анализа весьма щекотливые и трудоемкие, а исходя из этого требуют тщательного соблюдения последовательности требований. В случае если экспериментальные изучения хорошо не продуманы и не выполнены как должно, то ошибочные результаты, воплощенные в математическую форму, совсем деформируют истину, ведут не к прояснению, а затемнению сущности влияния обстоятельств.

В первую очередь нужно верно выбрать проблему изучения. В случае если последняя посоветована внешними случайными событиями либо выбрана из конъюнктурных мыслей, то ее изучения, в большинстве случаев, неперспективны.

Дидактам направляться прислушаться и к вторым рекомендациям экспертов по факторному анализу:

1. Нужно, дабы количество тестов (вопросов в анкетах, других пунктов и светло синий. п.) превышало как минимум втрое количество вероятных обстоятельств (факторов). Лишь в этом случае возможно верить в том, что выдроблённые обстоятельства будут достаточно обоснованными.

2. Золотое правило, диктуемое практикой факторного анализа, пребывает в том, что несколько исследуемых обучающихся (совершенно верно равно как и несколько педагогов, администраторов) должна быть репрезентативной по отношению к генеральной выборке. Установлено, что при изучении коэффициентов корреляции по формуле Пирсона количество исследуемых в группе либо количество наблюдений не должно быть меньше 300.

3. Наконец, неспециализированное правило для всех, использующих факторный анализ в педагогике, пребывает в том, что процедура анализа и формирования факторов, вычисления корреляций между ними должна быть обрисована шепетильно и полно, дабы возможно было повторить исследование.

Должны быть четко вычленены и обрисованы: а) инструкции исследуемым; б) использованные способы; в) шкалы оценок, методы подсчета результатов; г) время исполнения заданий, если оно ограничивалось; д) коэффициент надежности тестов, способ, благодаря которому он рассчитывался; е) статистические показатели — темперамент распределения результатов, среднее арифметическое либо стандартное отклонение (для коэффициента обоюдной сопряженности Пирсона не обязательно); ж) способы и характеристика выборки ее формирования; з) способ расчета коэффициентов корреляции; и) доводы применения как раз этого, а не какого-нибудь другого способа; к) интерпретация факторов; л) ссылки на аналогичные либо родные изучения; м) объяснение, в чем как раз выполненное изучение продвигает вперед теорию обучения.

В следствии долгих изучений выделено четыре ге-1 неральных фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса:

1) учебный материал (УМ);

2) организационно-педагогическое влияние (ОПВ);

3) обучаемость обучающихся (ОУ);

4) время (В).

Неспециализированная модель формирования продуктов обучения под воздействием выделенных факторов представлена на рис. 21.

Рис. 21

Главный фактор «Учебный материал» содержит в себе неспециализированные обстоятельства информационного происхождения. Учебная информация подразделяется на данные когнитивную (несущую знания) и данные управляющую — сигналы о том, как усваивать когнитивную данные. Исходя из этого учебный материал — это весьма необычная информация. Особенностью ее, по сравнению с другой, есть наличие дидактической обработки, благодаря чему объективные знания «приспосабливаются» для изучения. Как раз от уровня, качества дидактической обработки зависит пригодность информации для учебного процесса, доступность и посильность ее для усвоения определенными контингентами обучающихся и в конечном счете — результаты обучения.

В составе данного главного фактора логически выделяются два комплексных: объективная (чистая) информация и дидактическая обработка. К первому относятся такие неспециализированные факторы, как содержание, количество учебного материала, его качество, форма (структура) изложения. Расшифровывая последние, напомним, что количество учебного материала обусловливается такими неспециализированными факторами, как количество неспециализированных для обучающихся понятий, количество всех понятий, количество информационно-смысловых элементов знаний (ИСЭЗ) в них, а уровень качества — сложностью материала, которая определяется через количество новых связей либо новых операций, длину метода, ведущего к ответу задачи (получению ответа на вопрос), и т.д. Форма (структура) изложения материала возможно разной: предметной, логической, образной, символичной и т. п. Ответственной чёртом сложности учебного материала есть субъективное чувство трудности учения.

К чертям информации, получаемой в ходе дидактической обработки и предъявляемой обучающимся, относят! ся следующие: метод, структура, доступность изложений (язык, соответствие уровню подготовки обучаемых, уровень избыточности информации и др.). Так, главный фактор «Учебный материал» содержит в собственном составе два комплексных (объективная информация, дидактическая обработка), шесть неспециализированных (содержание, количество, уровень качества, форма, структура, метод изложения) и более чем 50 обстоятельств неспециализированного характера.

Главный фактор «Организационно-педагогическое влияние» объединяет многочисленную группу продуктогенных обстоятельств, харастеризующих деятельность преподавателей, качественные уровни организации учебного процесса, условия учебного и педагогического труда. Два комплексных фактора выделяются в его составе: организационно-педагогическое влияние на уроках (регулярных занятиях) и влияние с учебными целями вне школьных занятий.

К неспециализированным факторам обучения, характеризующим ОПВ на уроках, относятся среди других следующие: способы преподавания и учения, организационные формы (основная и вспомогательные), учебные обстановки (готового преподнесения учебного материала, естественного самонаучения, управляемой познавательной активности обучающихся и др.), работоспособность педагога (продолжительность труда, нагрузка, смена, чередование отдыха и труда, сутки семь дней, четверть, режим труда, возраст и др.), работоспособность обучающихся (продолжительность учения, смена, сутки семь дней, урок по расписанию, возраст, четверть, расписание занятий, режим отдыха и труда, количество неспециализированной и дидактической нагрузки и т. д.), проверка и контроль результатов работы (частота контроля на один урок, неспециализированная и средняя частота контролирования, наличие контроля на прошлом уроке и др.), структура и тип учебного занятия, использование на практике приполученных знаний, умений, использование средств обучения, оборудование учебного процесса, условия обучения (в том числе санитарно-гигиенические, психофизиологические, этические, организационные, в частности моральный климат в педагогическом и ученическом коллективах, сотрудничество между педагогами и обучаемыми, отношения между педагогами и родителями и т. д.).

Факторы обучения, действующие вне урока: количество и характер помощи со стороны своих родителей, взрослых, друзей; режим учебного труда; контроль со стороны взрослых (количество, частота, совокупность и т. п.); применение средств массовой информации с учебными целями (телевидения, газет, изданий), чтение литературы (дополнительной к школьной программе и по интересам); организация независимого учебного труда; отдаленность места проживания от школы, применение транспортных средств; участие в кружках; занятия с репетиторами; общение со взрослыми с познавательными целями и многие другие факторы.

В данном главном факторе не считая двух комплексных выделяется 20 неспециализированных и более 150 продуктогенных факторов.

Причем кое-какие из них, как, к примеру, условия обучения, при детальном анализе и ближайшем рассмотрении складываются из множества конкретных обстоятельств и смогут претендовать на статус если не главных, то комплексных факторов.

Третий главный фактор — Обучаемость обучающихся — это свойство (пригодность) школьников к учению и возможность успехи ими запроектированных результатов в установленное время. Целесообразно разглядывать индивидуальную и групповую (коллективную) обучаемость. Как и в уже рассмотренных факторах, в нем выделяются два комплексных фактора: обучаемость на уроках и обучаемость во внеурочной деятельности.

Обучаемость на уроке характеризуют следующие обстоятельства: уровень неспециализированной подготовки (эрудиции) обучаемых; способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков; неспециализированные свойства к учебно-познавательной деятельности; неспециализированные характеристики внимания (определяемые изюминками нервной совокупности, темперамента, возраста); особенности мышления обучающихся при изучении конкретного учебного предмета; неспециализированные характеристики мышления; психотерапевтическая установка на сознательное и прочное усвоение учебного материала (внешняя и внутренняя); мотивация обучения (осознание и понимание целей, интерес к обучению и к изучаемому предмету, действенность стимулов, отношение к исполнению ученических обязанностей и др.); темпы усвоения знаний, умений; здоровье обучающихся (утомляемость, заболеваемость и т. д.); возраст обучаемых; их ценностные ориентации; жизненные замыслы; дисциплинированность, ответственность; ориентация на будущую профессию; стиль (способ) судьбы и многие другие обстоятельства.

Обучаемость в ходе самообучения (самоподготовки) характеризуется такими обстоятельствами, как самоконтроль (количество, частота, уровень качества, совокупность); настойчивость и воля; целенаправленность; умение обучаться; организация и режим; работоспособность; ценностные ориентации; стимулирование; мотивация; общее состояние организма; особенности восприятия познавательной деятельности в целом; способности; усвоения и скорость запоминания; особенности и уровень мышления; возрастные и личные характеристики и т.д.

В данной группе главный фактор образуется совокупным влиянием не меньше 60 неспециализированных факторов обучения.

Четвертый главный фактор — «Время». И в нем возможно выделить: 1) затраты времени конкретно на уроке и 2) затраты времени на самоподготовку (самообучение).

К затратам времени на уроке относятся: время первичного усвоения и восприятия знаний; упрочения и закрепления изученного; периодичность контролирования, повторения и закрепления; время, прошедшее по окончании завершения обучения; время сохранения информации в памяти в соответствии с целевой установкой; на исполнение тренировочных упражнений и использование знаний, умений; на повторение изученного; на систематизацию; выдачу и подготовку ответа и многие другие конкретные затраты. Затраты времени, которые связаны с самообучением: время на исполнение домашних заданий; на чтение дополнительной литературы; посещение факультативов и дополнительных занятий; участие в работе кружков; на занятия по заинтересованностям и другие затраты.

В данном главном факторе насчитывается более 20 общих факторов, которые связаны с разными затратами времени в обучении и на подготовку к нему. Всего же, как подтвердил факторный анализ, на результаты и течение обучения на уроке воздействует не меньше 150 неспециализированных факторов, а количество продукто-генных обстоятельств достигает 400—450, и это, возможно, еще не полный реестр последних.

Итак, продуктивность дидактического процесса определяется комплексным влиянием четырех главных факторов. Каковы пропорции их влияния, в случае если продуктивность обучения колеблется в пределах 0—100%? Долгие опыты, выполненные с применением комплексной методики, показали, что факторы имеют разную весомость влияния, т. е. их вклад в формирование конечного продукта оказывается неодинаковым (рис. 22). В условиях обычного обучения более вторых значимо организационно-педагогическое влияние — 32%, потом по значимости идут обучаемость обучающихся — 28%, время и — 25% учебный материал — 16%. В условиях отклонения обучения от общей нормы это соотношение изменяется.

Рис.22

Громаднейшее влияние ОПВ легко разъясняется хотя бы тем, что этот фактор содержит в себе громаднейшее количество продуктогенных обстоятельств. Исходя из этого в практике организации дидактического процесса нужно в первую очередь заботиться о создании надлежащих условий обучения, обеспечении учебного процесса нужными средствами, применении эффективных разработок, способов обучения, применении прогрессивных организационных форм.

КАК Кариозный процесс Оказывает влияние на работу ВАШЕГО МОЗГА (необычные факты)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: