Концепции человеческого поведения

Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии — в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Напомним, что термин «поведение» выступает одним из главных в экзистенциальной философии и используется при изучении отношения человека к миру. Методологические возможности ???го понятия обусловлены тем, что оно разрешает распознать несознаваемые устойчивые структуры личности либо существования человека в мире. Среди психотерапевтических концепций людской поведения, оказавших громадное влияние на социальную психологию и социологию, направляться назвать в первую очередь психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, А. Адлером.

Представления Фрейда основываются на том, что поведение индивида формируется в следствии сложного сотрудничества уровней его личности. Материал размещён на http://зачётка.рф
Таких уровней Фрейд выделяет три: низший уровень образуют побуждения и бессознательные импульсы, определяемые врожденными комплексами и биологическими потребностями, сформировавшимися под влиянием личной истории субъекта. Данный уровень Фрейд именует Необходимо понимать — оно (Ид), ???бы продемонстрировать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я содержит в себе рациональное целеполагание и ответственность за ???и действия. Верховный уровень образовывает Сверх-Я — то, что мы назвали бы результатом социализации. Это совокупность интериоризованных индивидом социальных ценностей и норм, оказывающая на него внутреннее давление с тем, ???бы вытеснить из сознания нежелательные для общества (влечения) и запретные импульсы и не разрешить им реализоваться. Согласно точки зрения Фрейда, личность любого человека — ??? непрекращающаяся борьба Необходимо понимать — оно и Сверх-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Личное поведение целиком и полностью обусловлено ???й борьбой и всецело ею разъясняется, потому, что представляет собой всего только ее символическое отражение. Такими знаками смогут быть образы сновидений, описки, оговорки, страхи и навязчивые состояния.

Концепция К. Г. Юнга расширяет и видоизменяет учение Фрейда, включая в сферу бессознательного не только влечения и индивидуальные комплексы, но и коллективное бессознательное — уровень неспециализированных для народов и всех людей главных образов — архетипов. В архетипах зафиксированы ценностные представления и архаические страхи, сотрудничество к????ых определяет мироощущение и поведение личности. Материал размещён на http://зачётка.рф
Архетипические образы фигурируют в базовых повествованиях — преданиях и народных сказках, мифологии, эпосе — исторически конкретных обществ. Социально-регламентирующая роль таких повествований в классических обществах весьма громадна. Стоит подметить, что они содержат совершенные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. К примеру, мужчина-солдат должен вести себя, как Ахилл либо Гектор, супруга — как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетииических повествований всегда напоминают участникам общества эти совершенные модели поведения.

Психоаналитическая концепция Адлера имеет в ???ей базе бессознательную волю к власти, к????ая, согласно его точке зрения, будет врожденной структурой личности и определяет поведение.
Стоит подчернуть, что особенно сильна она у тех, кто в силу тех либо иных обстоятельств страдает комплексом неполноценности. Материал размещён на http://зачётка.рф
В рвении компенсировать ???ю неполноценность они способны достигать громадных удач.

Предстоящее расщепление психоаналитического направления стало причиной происхождению множества школ, в дисциплинарном отношении занимающих пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Детально остановимся на творчестве Э. Фромма.

Позиции Фромма — представителя неофрейдизма в психологии и Франкфуртской школы в социологии — правильнее возможно выяснить как фрейломарксизм, потому, что наровне с влиянием Фрейда он испытывал не меньше сильное влияние социальной философии Маркса. Своеобразие неофрейдизма если сравнивать с ортодоксальным фрейдизмом обусловлено тем, что, строго говоря, неофрейдизм — ??? скорее социология, в то время как Фрейд, непременно, будет чистым психологом. Если Фрейд растолковывает поведение индивида импульсами и комплексами, скрытыми в личном бессознательном, меньше, внутренними биопсихическими факторами, то для Фромма и фрейломарксизма в целом поведение индивида детерминируется окружающей социальной средой. В ???м его сходство с Марксом, растолковывавшим социальное поведение индивидов в конечном итоге их классовым происхождением. Принципиально важно подметить, что но, однако Фромм пытается отыскать в социальных процессах место психотерапевтическому. По фрейдистской традиции обращаясь к бессознательному, он вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая иод ним психологический опыт, неспециализированный для всех участников данного общества, но у многих из них не попадающий на уровень сознания, по причине того, что он вытесняется особым социальным по ???ей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытеснения общество сохраняет стабильное существование. Механизм социального вытеснения содержит в себе язык, логику обыденного мышления, совокупность социальных запретов и табу. Структуры языка и мышления формируются под влиянием общества и выступают орудием социального давления на психику индивида. К примеру, огрубленные, антиэстетичные, аббревиатуры новояза и нелепые «сокращения» из оруэлловской антиутопии деятельно уродуют сознание употребляющих их людей. В той либо другой степени достоянием всех в советском обществе стала ужасная логика формул типа: «Диктатура пролетариата — самая демократическая форма власти».

Основная составляющая механизма социального вытеснения — социальные табу, действующие, как фрейдовская цензура. То в социальном опыте индивидов, что угрожает сохранению существующего общества, в случае если будет понято, не допускается в сознание посредством «социального фильтра». Общество манипулирует сознанием ???их участников, внедряя идеологические клише, к????ые из-за нередкого потребления становятся недоступными критическому анализу, утаивая определенную данные, оказывая прямое давление и приводя к страху социальной изоляции. По???му из сознания исключается все то, что противоречит социально одобряемым идеологическим клише.

Для того чтобы рода табу, идеологемы, логические и языковые опыты формируют, по Фромму, «социальный темперамент» человека. Люди, находящиеся в собствености к одному и тому же обществу, кроме ???ей воли как бы отмечены печатью «неспециализированного инкубатора». Напр и мер, мы точно определим на улице чужестранцев, даже если не слышим их речи, — по поведению, внешнему виду, отношению друг к другу; ??? люди из другого общества, и, попадая в чуждую им массовую среду, они быстро выделяются из нее благодаря сходству между собой.Социальный темперамент — ??? вежливый неосознаваемый индивидом и обществом стиль поведения — от социального до бытового. К примеру, советского и бывшего советского человека отличают отзывчивость и коллективизм, нетребовательность и социальная пассивность, покорность перед властью, персонифицированной в лице «вождя», развитый ужас появляться не таким, как все, доверчивость.

Собственную критику Фромм направил против современного капиталистического общества, не смотря на то, что большое количество внимания уделял и описанию социального характера, порождаемого тоталитарными обществами. Как и Фрейд, он создал программу восстановления неискаженного социального поведения индивидов при помощи осознания того, что было вытеснено. «Превращая бессознательное в сознание, мы тем самым превращаем простое понятие всеобшно- сти человека в жизненную действительность таковой всеобщности.Материал размещён на http://зачётка.рф
Это не что иное, как практическая реализация гуманизма». Процесс дерепрессии — о???бождения социально угнетенного сознания содержится в устранении страха перед осознанием запретного, развитии свойства к критическому мышлению, гуманизации социальной судьбе в целом.

Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс), разглядывающий поведение как совокупность реакций на разные стимулы.

Концепция Скиннера по сути будет биологизаторской, поскольку в ней всецело сняты различия между поведением животного и человека. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное и оперантное. Первые два вида реакций вызываются действием ??????????ующих стимулов, а оперантные реакции являются формой адаптации организма к окружающей среде. Стоит подметить, что они активны и произвольны. Организм как бы способом ошибок и проб отыскивает самый приемлемый метод адаптации, и при успеха находка закрепляется в виде устойчивой реакции. Исходя из всего вышесказанного, мы приходим к выводу, что главным причиной формирования поведения выступает подкрепление, а научение преобразовывается в «наведение на нужную реакцию».

В концепции Скиннера человек предстает как существо, вся внутренняя судьба к????ого ???дится к реакциям на внешние события. Трансформации подкреплений механически приводят к поведения. Мышление, высшие психологические функции человека, вся культура, мораль, мастерство преобразовываются в сложную совокупность подкреплений, призванных приводить к определённым поведенческим реакциям. Из этого следует вывод о возможности манипулирования поведением людей методом шепетильно созданной «технологии поведения». Этим термином Скиннер обозначает целенаправленный манипуляционный контроль одних групп людей над вторыми, который связан с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления.

Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хоманс.

Концепция Дж.иДж.Болдуин базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психотерапевтического бихевиоризма. Подкрепление в социальном смысле — ??? вознаграждение, сокровище к????ого определяется субъективными потребностями. К примеру, для голодного человека пиша выступает как подкрепление, но в случае если человек сыт, она не будет подкреплением.

Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации у данного индивида. Поддепривацией понимается лишенность чего-то для того чтобы, в чем индивид испытывает постоянную потребность. Как субъект депривирован в каком-либо отношении, так его поведение зависит от данного подкрепления. От депривации не зависят так именуемые генерализованные подкрепители (к примеру, деньги), действующие на всех подряд индивидов потому, что концентрируют в себе доступ сходу ко многим видам подкреплений.

Подкрепители разделяются на хорошие и негативные. Хорошие подкрепители — ??? все, что воспринимается субъектом как вознаграждение. К примеру, в случае если определенный контакт с окружающей средой принес вознаграждение, громадна возможность того, что субъект будет стремиться повторить ???т опыт. Негативные подкрепители — ??? факторы, определяющие поведение через отказ от какого-либо опыта. К примеру, в случае если субъект отказывает себе в каком-то наслаждении и экономит на ???м деньги, а потом извлекает пользу из ???й экономии, то этот опыт может послужить негативным подкрепителем и субъект начнёт поступать гак неизменно.

Воздействие наказания противоположно подкреплению. Наказание имеется опыт, вызывающий желание больше его не повторять. Наказание кроме этого возможно хорошим либо негативным, но тут если сравнивать с подкреплением все перевернуто. Хорошее наказание — ??? наказание посредством стимула подавления, к примеру удара. Негативное наказание воздействует на поведение через лишение чего-то полезного. Напри мер, лишение ребенка сладкого за обедом — обычное негативное наказание.

Формирование оперантных реакций имеет вероятностный темперамент. Принципиально важно подметить, что однозначность характерна для реакций несложного уровня, к примеру ребенок плачет, требуя к себе внимания своих родителей, по причине того, что родители постоянно подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых значительно сложнее. К примеру, человек, реализовывающий газеты в вагонах электрички, далеко не в каждом вагоне находит клиента, но из опыта знает, что клиент в конечном итоге найдется, и ??? заставляет его упорно ходить из вагона в вагон. В последнее десятилетие такой же вероятностный темперамент приняло получение заработной платы на нек????ых русских фирмах, но однако люди ходят на работу, сохраняя надежду на ее получение.

Бихевиористская концепция обмена Хоманса показалась в середине XX в. Стоит сообщить — полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хоманс утверждал, что социологическое объяснение поведения должно в обязательном порядке базироваться на психотерапевтическом подходе. В базе интерпретации исторических фактов кроме этого обязан лежать психотерапевтический подход. Хоманс мотивирует ??? тем, что поведение неизменно лично, социология же оперирует категориями, приложимыми к обществам и группам, по???му изучение поведения будет прерогативой психологии, а социология в ???м вопросе обязана идти за ней.

Согласно точки зрения Хоманса, при изучении поведенческих реакций направляться отвлечься от природы привёдших к данным реакции факторов: позваны они действием окружающей физической среды или других людей. Социальное поведение — ??? всего только обмен имеющей какую-то социальную сокровище деятельностью между людьми. Хоманс уверен в том, что социальное поведение возможно трактовать посредством поведенческой парадигмы Скинне- ра, в случае если дополнить ее понятием о обоюдном характере стимулирования в отношениях между людьми. Отношения индивидов между собой всегда являются взаимовыгодный обмен деятельностью, одолжениями, другими словами, ??? обоюдное применение подкреплений.

Напомним, что теорию обмена Хоманс коротко сформулировал в нескольких постулатах:

  • постулат успеха — с громаднейшей возможностью воспроизводятся те действия, к????ые чаше всего встречают социальное одобрение;
  • постулат стимула — сходные стимулы, которые связаны с вознаграждением, с громадной степенью возможности приводят к сходному поведению;
  • постулат сокровища — возможность воспроизведения действия зависит от того, как полезным представляется человеку итог ???го действия;
  • постулат депривапии — чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение;
  • двойной постулат агрессии-одобрения — отсутствие ожидаемого вознаграждения либо неожиданное наказание делает возможным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение либо отсутствие ожидаемого наказания ведет к увеличению сокровища вознаграждаемого поступка и содействует его более возможному воспроизведению.

Не следует забывать, что наиболее значимыми понятиями теории обмена будут:

  • цена поведения — то, во что обходится индивиду тот либо другой поступок, — негативные последствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, ??? расплата за прошлое;
  • польза — появляется тогда, в то время, когда размер и качество вознаграждения превышают цену, в к????ую обходится этот поступок.

Исходя из всего вышесказанного, мы приходим к выводу, что теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск пользы. Эта концепция выглядит упрощенной, и не страно, что она привела к критике самых различных социологических направлений. К примеру, Парсонс, отстаивавший различие между механизмами животных и поведения людей, осуждал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на базе психотерапевтических механизмов.

В ???ейтеории обмена Я.Блау предпринял попытку ???еобразного синтеза социологизма и социального бихевиоризма. Осознавая ограниченность чисто бихевиористской интерпретации социального поведения, он поставил целью переход от уровня психологии к объяснению на ???й базе существования социальных структур как особенной действительности, не???димой к психологии. Концепция Блау представляет собой обогащенную теорию обмена, в к????ой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от личного обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) организации и ступень легитимации; 4) изменения и ступень оппозиции.

Блау говорит о том, что начиная с уровня межличностного обмена обмен не всегда возможно равным. В тех случаях, в то время, когда индивиды не смогут предложить друг другу достаточного вознаграждения, появившиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду. В таких обстановках появляются попытки укрепить распадающиеся связи иными методами — через принуждение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнеру по обмену в порядке генерализованного кредита. Последний путь свидетельствует переход на ступень статусной разделении, в то время, когда несколько лиц, талантливых дать требуемое вознаграждение, в статусном отношении делается более привилегированной, чем другие группы. В будущем происходят легитимация и выделение и закрепление ситуации оппозиционных групп. Разбирая сложные социальные структуры, Блау выходит далеко за пределы парадигмы бихевиоризма. Стоит подметить, что он говорит, что сложные структуры общества организуются около норм и социальных ценностей, к????ые помогают как бы опосредующим звеном между индивидами в ходе социального обмена. Благодаря такому звену вероятен обмен вознаграждениями не только между индивидами, но и между группой и индивидом. К примеру, разглядывая феномен организованной благотворительности, Блау определяет, что отличает благотворительность как социальный университет от несложной помощи богатого индивида более бедному. Отличие втом, что организованная благотворительность — ??? социально ориентированное поведение, в базе к????ого лежит рвение богатого индивида ??????????овать нормам обеспеченного класса и разделять социальные сокровища; через ценности и нормы устанавливается отношение обмена между жертвующим социальной группой и индивидом, к к????ой он в собственности.

Блау выделяет четыре категории социальных сокровищ, на базе к????ых вероятен обмен:

  • партикуляристские ценности, объединяющие индивидов на земле межличностных взаимоотношений;
  • универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом для оценки личных заслуг;
  • легитимный авторитет — система ценностей, снабжающая привилегии и власть какой-то категории людей по сравнению со всеми вторыми:
  • оппозиционные сокровища — представления о необходимости социальных трансформаций, разрешающие оппозиции существовать на уровне социальных фактов, а не только на уровне межличностных взаимоотношений личных оппозиционеров.

Возможно заявить, что теория обмена Блау представляет собой компромиссный вариант, сочетающий элементы теории Хоманса и социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.

Ролевая концепция Дж. Мида является подходом символического интеракционизма к изучению социального поведения. Ее наименование напоминает о функционалисте ком подходе: ее кроме этого именуют ролевой. Мид разглядывает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих между собой в ???бодно принимаемых и проигрываемых ролях. В соответствии с Миду, ролевое сотрудничество индивидов требует от них способности ставить себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.

Синтез теории обмена с символическим интеракционизмом кроме этого постарался осуществить П. Зингельман. Символический интср- акционизм имеет последовательность точек пересечения с теориями обмена и социальным бихевиоризмом. Обе эти концепции делают упор на активном сотрудничестве индивидов и разглядывают ???й предмет в микросоциологическом ракурсе. В соответствии с Зингельману, отношения межличностного обмена требуют умения поставить себя в положение другого, ???бы лучше осознать его желания и запросы. По???му он уверен в том, что имеется основания для слияния обоих направлений в одно. Наряду с этим социальные бихевиористы критически отнеслись к появлению новой теории.

общество и Личность

Главные понятия социологии личности

Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика социологического подхода?

В случае если философию интересует человек с позиций его места в мире как творчества и субъекта познания. Психология разбирает человека как целостность психологических процессов, отношений и качеств: темперамента, характера, свойств, волевых качеств и т.д. Другими словами психология ищет стабильные характеристики психики, каковые снабжают неизменность людской природы. Историки, наоборот, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. В случае если экономика допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы людской поведения иррациональны.

Социолог исследует человека, в первую очередь, как личность, как элемент социальной судьбе, раскрывает механизмы ее становления под действием социальных факторов, и пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Социологию интересует участие человека-личности в развитии и изменениях социальных взаимоотношений; она исследует социальной общности и связи личности, общества и личности, саморегуляцию и регуляцию социального поведения. Другими словами специфика социологического подхода к изучению человека пребывает в обнаружении его социальных черт.

Разграничим термины, каковые употребляются по отношению к человеку.

Термин «человек» употребляется как родовое понятие, говорящее о принадлежности к людской роду. Другими словами понятие «человек» показывает на качественное отличие людей от животных, на человека – продукт природы, помогает для чёрта общих, свойственных всем людям особенностей и качеств.

Термин «индивид» употребляется в значении «конкретный человек», единичный представитель людской рода.

Термин «индивидуальность» свидетельствует то особое и специфичное, что отличает одного человека от вторых, включая его природные и социальные, физиологические и психологические, наследуемые и получаемые качества.

Термин «личность» помогает для чёрта социального в человеке. Личность – устойчивый комплекс социальных качеств, особенностей, получаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к каким она в собственности, в жизнедеятельность которых включена.

Исходные социологические правила анализа личности:

1. Любой человек есть индивидом, но не каждый – личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность – итог развития индивида.

2. Личность – конкретное выражение сущности человека и в один момент выражение социально значимых линия данного общества, его культуры.

3. Включение личности в общество происходит через вхождение ее в разные социальные общности, как раз они являются главным методом человека и соединения общества.

Для характеристики личности употребляется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя потребности, интересы, ценности, мотивы, убеждения, мировоззренческие правила.

Исходная ступень в анализе личности –потребности, другими словами формы его сотрудничества с миром, необходимость которых обусловлена изюминками развития и воспроизводства его биологической, психотерапевтической и социальной определенности.

Американский социолог А. Маслоу внес предложение иерархию людских потребностей, которая складывается из пяти уровней:

1). Физиологические потребности (потребности в пище, воздухе, перемещении и пр.);

2). Экзистенциальные потребности (потребности в самосохранении, в уверенности в завтрашнем дне);

3). Социальные потребности (потребности в принадлежности к коллективу, в общении);

4). Потребности престижа (потребность в уважении, признании, служебном росте);

5). Духовные (самовыражение через творчество).

Первые две группы потребностей Маслоу вычисляет первичными и врожденными, три остальные – купленными. Любой последующий уровень потребностей актуализируется лишь только по окончании удовлетворения потребностей прошлого уровня. Так, Маслоу при помощи идеи о возвышении людских потребностей пробует проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

Следующий компонент структуры личности – интерес – является направленностью субъекта на значимые для него объекты, которая связана с удовлетворением потребностей, полезностью. Потребности и интересы личности лежат в базе ее ценностного отношения к окружающему миру, в базе совокупности ее ценностных ориентаций и ценностей.

Ценности – идеи и объекты, каковые являются значимыми для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.

Мотив– внутренний побудитель к действию, в отличие от стимула, выступающего внешним побудителем к действию.

Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальная роль» и «социальный статус».

Социальный статус человека – его позиция в социальной совокупности, которая связана с принадлежностью к определенной социальной группе. Социальный статус представляет собой обобщенную чёрта положения человека в обществе, включающая в себя профессию, квалификацию, должность, материальное положение, национальность, религиозность и т.д.

Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:

1. обязанностями и Определёнными правами, закрепленными в законах либо нет.

2. Количеством авторитета и власти.

3. Уровнем уважения и социального престижа в глазах общественности.

4. ассортиментом и Объёмом потребляемых услуг и товаров.

5. Оценкой тех либо иных событий публичной судьбе.

Выделяют пара видов социальных статусов.

Полученный статус – статус, достигнутый при помощи упрочнений самого человека (к примеру, менеджер, доктор наук, банкир).

Предписанный статус – статус, этот человеку от рождения (к примеру, житель, мужчина, украинец).

Основной статус – статус, оказывающий значительное влияние на исполнение всех социальных ролей, в большинстве случаев, он связан с работой человека.

Социальная роль – ожидаемое обычное поведение человека, которое связано с его социальным статусом. Одному статусу соответствует пара социальных ролей. Так, социальному статусу студента соответствуют роли: слушателя лекций, экспериментатора в лаборатории, старосты, участника студенческих конференций, неформального фаворита, практиканта и т.д.

Совокупность социальных ролей, соответствующих социальному статуту, именуется ролевым комплектом. Роли смогут закрепляться формально либо носить неформальный темперамент.

Обстановка, которая связана с необходимостью удовлетворять требованиям двух либо более ролей, именуют ролевым конфликтом.

Выделяют два вида ролевых распрей:

1). Внутриролевые (к примеру, абитуриент поступает в НТУ «ХПИ», а скоро обнаруживает отсутствие инженерные свойств).

2). Межролевые (к примеру, отца менеджера семейства и роли компании предъявляют противоречивые требования к индивиду).

Как уже отмечалось, социологию интересует социально-обычное в личности. Выделяют следующие типы личностей:

1. Личность, «растворенная» в обществе, не выделяется из совокупности классических публичных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек – только функционально определенный элемент публичной совокупности. Данный тип личности господствовал в СССР до периода застоя.

2. Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего потребления).

3. Амбивалентная личность, сознание которой складывается из двух частей – демократических сокровищ, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций – с другой. Возможно выделить три разновидности амбивалентного типа личности:

1. конформно-амбивалентный тип личности характеризуется некритическим принятием разных социально-политических альтернатив, помощь ответов, организаций и лидеров, каковые взаимно исключают друг друга;

2. нигилистски-амбивалентный тип склонен к отрицанию каких-либо альтернатив публичного развития, к негативизму в отношении к любым организованным политическим силам;

3. мозаично-амбивалентный тип характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, каковые разрушаются.

В случае если конформно-амбивалентное сознание приводит общество к авторитарной формы правления, нигилистски-амбивалентное – к бунту, то мозаичное сознание думается самые гибким, способным к восприятию демократичных норм.

Процесс социализации

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных культурных ценностей и норм того общества, к которому он в собственности.

Социализация происходит под действием следующих факторов:

1. Совокупность статусов и ролей, которую предлагает общество человеку;

2. Социальные общности, в рамках которых индивид может реализовать определенные социальные роли и купить конкретный статус;

3. Совокупность социальных норм и ценностей, главных в обществе;

4. Социальные университеты, снабжающие воспроизводство и производство культурных образцов, ценностей и норм;

5. Неспециализированная обстановка в стране.

Социализация неосуществима без индивидуализации– формирования «Я-образа», формирования мировоззрения, заинтересованностей, сокровищ, свойств и т.д.

Виды социализации:

1. Первичная социализация (усвоение норм ребенком).

2. Вторичная (усвоение ролей и норм взрослым человеком).

Структура социализации:

1. Адаптация – приспособление к новым условиям, ролям, нормам.

2. Интериоризация – принятие норм, сокровищ, включение их во внутренний мир человека.

3. Социальная активность – продуцирование новых норм, сокровищ, превращение человека в субъекта социальных взаимоотношений.

Механизмы социализации:

1. Имитация – осознанные попытки ребенка копировать поведение взрослых.

2. Идентификация – отождествление себя с личностью одного из своих родителей.

3. Чувство стыда и вины – негативные механизмы, каковые запрещают кое-какие модели поведения.

Девиантное поведение

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным либо практически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, примерам.

Теории, растолковывающие обстоятельства происхождения девиаций:

1. Биологические теории. Биологическое объяснение девиации представлено в теории Шелдона, в соответствии с которой темперамент поведения людей обусловлен изюминками их телосложения, а мезоморфы (отличающиеся силой и стройностью) самый склонны к такому поведению. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, владеющие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, но не распознана четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.

2. Психотерапевтические теории – Конфликты, характерные личности, приводят к девиации.

3. Социологические теории:

1). Теория аномии Дюркгейма – Девиация, в частности суицида, происходят благодаря нарушения либо отсутствия ясных социальных норм;

2). Теория аномии Р. Мертона – девиация увеличивается, в то время, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре социальными способами и целями их успехи.

3). Культурологические теории – обстоятельством девиации являются конфликты между нормами господствующей культуры и субкультуры

4). Теория стигмации (клеймения) – девиация – собственного рода клеймо, которое группы, владеющие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.

5). Конфликтология – девиация результат противодействия нормам капиталистического общества.

Виды девиантного поведения (по Р. Мертону):

Одобряемые цели Одобряемые средства

1. Конформизм + +

2. Инновация + –

3. Ритуализм – +

4. Ретритизм – –

5. Бунт – –

Конформизмпредполагает согласие с законными средствами и целями общества их успехи. Юный человек либо женщина, каковые приобретают хорошее образование, находят респектабельную работу и продвигаются по служебной лестнице – олицетворение конформизма. Конформизм представляет собой единственный вид недевиантного поведения.

Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые методы их успехи. Инноватор будет применять новые, но незаконные средства успехи достатка.

Ритуализмпредполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (иногда доведенное до вздора) применять социально одобряемые средства. К примеру, бюрократ, фанатично преданный собственному делу, делается жертвой бюрократической совокупности и спивается от отчаяния.

Ретритизм(бегство от действительности) отмечается при, в то время, когда человек в один момент отвергает и цели, и социально одобряемые средства их успехи. К примеру, бродяги, пьяницы, наркоманы и т.д.

Бунт также отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их успехи. Но он ведет к замене ветхих средств и целей на новые: начинается новая идеология.

общество и Личность

Человек как субъект социальных взаимоотношений, носитель социально значимых качеств есть личностью.

Наровне с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивидуальность и индивид. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. самоё общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития судьбы, продукт публично-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, любой человек имеется единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) людской развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-купленных особенностей.

В понятии личность на передний замысел выдвигается совокупность социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует собственный эталон личности. Социология общества определяет психотерапевтические типы данного общества.

!!! +Модели людской поведения психология)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: