Концепции плюрализма элит

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, самый распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Их часто именуют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, не смотря на то, что и требуют коренного пересмотра последовательности ее основополагающих, хороших установок. В базе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:

1. Трактовка политических элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность к исполнению функций управления конкретными публичными процессами — ответственнеешее уровень качества, определяющее принадлежность к элите. «Функциональные элиты, — пишет Э. Гольтманн, — это лица либо группы, владеющие особенной квалификацией, нужной для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к вторым участникам общества проявляется в управлении ответственными политическими и социальными процессами либо во влиянии на них»[3].

2. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченное группы. В современном демократическом обществе власть распылена между институтами и разнообразными группами, каковые посредством прямого участия, давления, применения блоков и альянсов смогут налагать veto на неугодные ответы, отстаивать собственные интересы, обнаружить компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, флюидны. Они создаются для определенных ответов и смогут заменяться для реализации и принятия вторых ответов. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание устойчивого властвующего слоя.

Существует множество элит. Влияние каждой из них ограничено своеобразной для нее областью деятельности. Ни одна из них не может господствовать во всех областях судьбы. Плюрализм элит определяется сложным публичным разделением труда, многообразием социальной структуры. Любая из множества базовых, «материнских» групп — опытных, региональных, религиозных, демографических и других — выделяет собственную элиту, защищающую ее ценности и интересы и в один момент деятельно Бездействующую на нее. Различия между элитами наиболее значимых публичных секторов более значительны, чем различия между слоями элиты, принадлежащими к одному сектору.

3. Деление общества на массу и элиту довольно, условно и довольно часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства либо постоянного управления. Элиты находятся под контролем материнских групп. Посредством различнообразных демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. — возможно сократить либо по большому счету не допустить воздействие сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты под влиянием весов. Этому содействует борьба элит, отражающая экономическую и социальную борьбу в современном обществе. Она предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы совершает вероятной подотчетность элит весам.

4. В современных народовластиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, каковые целыйма вольно смогут входить в состав элиты, принимать участие в принятии ответов. Основной субъект политике — не элиты, а группы заинтересованностей. Различия между массой и элитой основаны в основном на неодинаковой заинтересованности в принятии ответов. Доступ в руководящий слой открывают не только достаток и большой социальный статус, но в первую очередь личные способности, знания, активность и т.п.

5. В демократических странах элиты делают серьёзные публичные функции, которые связаны с управлением. Сказать же об их социальном господстве неправомерно.

Концепции плюрализма элит активно применяются для теоретического обоснования современных западных народовластий. Но эти теории во многом идеализируют реальность. Бессчётные эмпирические изучения свидетельствуют о явной неравномерности действия разных социальных слоев на политику, о преобладании влияния капитала, представителей военно-промышленного комплекса и некоторых вторых групп. Учитывая это, кое-какие приверженцы плюралистического элитизма предлагают выделять самый влиятельные «стратегические» элиты, чьи «суждения, решения и действия имеют ответственные предопределяющие последствия для многих участников общества»[4].

#Гражданское общество ЕГЭ | #Функции гражданского общества | #Элементы гражданского общества…


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: