Концепция и эволюция понятия предпринимательства

Согласно точки зрения американских ученых, предпринимательство — это вид деятельности по осуществлению храбрых, ответственных и тяжёлых проектов. Предпринимательство — это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на собственный риск и под собственную ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое либо улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с этими понятиями, как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот потенциал, что многие увлекательные идеи превращает в действительность.

В западных государствах современное предпринимательство характеризуется как особенный, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в базе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и применять для ответа поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. На отечественный взор, таковой подход имеет очень серьёзное значение и для развития предпринимательства в Российской Федерации. Но направляться выделить наряду с этим, что для и развития собственного предприятия предприниматель обязан «искать» источники ресурсов на базе действующего законодательства.

Согласно точки зрения американского ученого Р.С. Ронстадта, предпринимательство — это динамичный процесс наращивания богатства. Достаток создается теми, кто больше всех рискует собственными деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на состроение собственного дела, кто предлагает клиентам новый товар либо услугу. Данный товар либо услуга необязательно должны быть чем-то совсем новым; основное, дабы предприниматель сумел придать им новые качества, расширить их сокровище, затратив на это средства и необходимые силы. Со своей стороны, узнаваемые американские ученые Р. Хизрич и М. Питерс в собственной книге «Предпринимательство, либо Как завести собственное дело и добиться успеха» дают, как они вычисляют, самый емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, владеющего сокровищем; процесс, поглощающий силы и время, предполагающий принятие на себя денежной, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий личное удовлетворение и денежный доход достигнутым». И потом авторы пишут, что жизнь человека, что решает начать бизнес, полна надежд, упорного труда и разочарований.

Р. Хизрич дает, на отечественный взор, одно из самых кратких определений сущности предпринимательства: это — процесс создания чего-то нового, владеющего ценой. Американский ученый А. Шапиро пишет, что фактически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь заходит о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию либо реструкуризацию социально-экономических механизмов, с тем дабы суметь с пользой применять имеющиеся ресурсы и конкретную обстановку, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за вероятную неудачу, т.е. готовность рисковать. В этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы.

Определенный интерес вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгина на сущностные понятия, характеризующие предпринимательство, под которыми он понимает действия и стремление к независимому ведению рабочий активности по практической реализации конкретной рабочий идеи на определенных формализованных началах. А.В. Бусыгин уверен в том, что предпринимательство имеется мастерство ведения рабочий активности, в первую очередь мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В опытном смысле, согласно его точке зрения, предпринимательство рассматривается как умение организовать личный бизнес и достаточно удачно осуществлять функции, которые связаны с ведением собственного дела.

На отечественный взор, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в разных сферах деятельности (не считая запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных взаимоотношений в целях удовлетворения потребностей конкретных общества и потребителей в товарах (работах, одолжениях) и получения прибыли (дохода), нужных для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения денежных обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении обнаружить и применять идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, в большинстве случаев, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не имеет возможности в итоге добиться успеха. Но риск риску рознь. Предприниматель, перед тем как решиться на создание собственного дела (об этом будет поведано очень), обязан произвести расчеты, изучить предполагаемый рынок сбыта и соперников, не пренебрегая наряду с этим и собственной интуицией.

Для развития предпринимательства в Российской Федерации значительное значение, на отечественный взор, имеет познание того, что не любое новое дело есть предпринимательством (не смотря на то, что, само собой разумеется, вычислять предпринимательством любое начинание в области формируемой рыночной экономики возможно только с определенными оговорками). Предпринимательство прежде всего связано с эффективным применением всех факторов производства в целях экономического удовлетворения и роста потребностей отдельных общества и граждан в целом. Главная функция предпринимательства в Российской Федерации обязана быть в том, чтобы создавать, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и приобретать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать — значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего- или большого.

Не менее важно для развития в стране предпринимательства определение этого понятия в гражданском законодательстве.

Анализ воззрений ученых о предпринимательстве в XVIII—

XIX вв. разрешает сделать один из серьёзных выводов: в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, каковые не утратили актуальности и по сей день. Одновременно с этим необходимо отметить широкий спектр взоров на исследуемые вопросы. В собственных трудах эти ученые дали научно- роли предпринимателей и практическое определение сущности в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические показатели предпринимательства, каковые позднее трансформируются в его главные функции. Тогда же, в XIX в., ученые-экономисты показывали на инновационный темперамент предпринимательства. Эта точка зрения обширно употребляется в

XX столетии, в особенности во второй его половине.

Разглядим взоры отдельных ученых-экономистов на сущность предпринимателей и предпринимательства. Согласно точки зрения американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса, в XVIII в. предприниматель (антрепренер) — это лицо, заключившее с государством договор, цена которого оговорена заблаговременно. Таковой человек берет на себя всю полноту денежной ответственности за исполнение условий договора, но в случае если ему удается уложиться в сумму, меньшую оговоренной, то отличие он присваивает. Они уверены в том, что ученым-экономистом, создавшим одну из первых концепций предпринимательства, есть Ричард Кантильон (1680—1734), по определению которого предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Возможно утверждать, что Кантильон есть родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения разных рисков из-за неопределенности финала экономической деятельности. Р. Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской функции.

Большой вклад в создание теории предпринимательства внес А. Смит (1723—1790). В хорошем произведении «Изучение о природе и обстоятельствах достатка народов» (1776) он разбирал наиболее значимые неприятности экономического развития, считая, что экономика — это совокупность, в которой действуют объективные экономические законы, поддающиеся познанию. Ответственное значение имеет учение Смита о разделении труда, о трудовой теории цены, о личном интересе личностей. А. Смит думал, что труд имеется подлинный источник достатка. Он создал теорию о роли рынка в развитии народного хозяйства, утверждал, что размещение капитала в собственной стране самый благоприятно для национального благополучия, в особенности при капитализации прибыли в отрасли материального производства.

Предприниматель, по Смиту, — это хозяин капитала, который для реализации какой-то получения прибыли и коммерческой идеи идет на экономический риск. По его точке зрения, предприниматель большей частью есть капиталистом. А. Смит предпочитал личную собственность как материальную базу предпринимательства, но у него не было бесконечного доверия к инициативе частных лиц. Он считал, что кроме того при встрече для приятного времяпровождения разговор предпринимателей одной и той же отрасли довольно часто сводится к тому, дабы устроить заговор против клиентов либо принять какое-нибудь соглашение для увеличения стоимостей. По Смиту, дабы частное предприятие было полезно обществу, нужны два ответственных условия: 1) у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия; 2) борьба обязана держать его в определенных условиях хозяйствования.

А. Смит — ученый-экономист, что был против вмешательства страны в предпринимательскую деятельность, поскольку «правительства — неизменно и без исключения величайшие расточители…». Но невмешательство страны у А. Смита является неспециализированным принципом, а не полным правилом, исходя из этого государство должно устанавливать размер процента, цена (минимальную) акций и др. Он являлся приверженцем развития конкуренции между противником и предпринимателями больших монополий, полагая, что «потребление — единственный финиш и единственная цель всякого производства».

А. Смит — первый из ученых-экономистов самый комплексно изучил вопросы предпринимательства с учетом уровня развития экономической судьбе в середине XVIII в. Серьёзное значение для развития предпринимательства имели созданные ученым предложения о налоговой совокупности и таможенных пошлинах.

Интерес воображает вывод Ж. Бодо о том, что предприниматель — это лицо, отвечающее за предпринимаемое дело, тот человек, что планирует, осуществляет контроль, организует и обладает предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо, совмещающее функции хозяина капитала и управляющего им. Наряду с этим Ж. Бодо говорил о необходимости освоения капиталистом новых знаний для развития собственного предприятия.

Большой вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй (1767—1832), который, изучив фундаментальный труд А. Смита «Достаток народов», изложил собственную точку зрения на функции и сущность предпринимательства. В «Трактате по политической экономии» (1803) Сэй уделяет громадное внимание таковой персоне, как предприниматель, «которая отныне не сойдет со страниц экономической теории». Он создал теорию трех факторов производства (почва, труд, капитал), каковые являются источником достатка общества. В соответствии с данной теории в создании цены продукта (товара) равноправно участвуют труд, капитал и земля (отождествляемый со средствами производства), каковые, соответственно, и являются источниками достатка общества — заработной платы, прибыли и ренты. Сэй разглядывал доходы как плату за производительные услуги, оказываемые каждым из трех факторов производства. В случае если у А. Смита на первом месте стоял предприниматель-земледелец, то у Сэя — промышленный предприниматель. Согласно его точке зрения, как раз промышленники, а не капиталист в собственном смысле слова, не земледелец либо рабочий, «практически всегда пассивный», ведут производство и господствуют в области распределения достатка. «Большое влияние на распределение богатства, — пишет Сэй, — оказывает свойство индустриальных предпринимателей. В одной и той же области промышленности предприниматель — умный, деятельный, человек знаний и порядка — получает достаток, в это же время как второй, не одаренный такими же качествами либо натолкнувшийся на неблагоприятные события, разоряется».

Ж. Б. Сэй дает уникальное толкование сущности предпринимателя: это экономический агент, что комбинирует факторы производства, «перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они смогут дать громаднейший итог (прибыль, доход). Следовательно, предпринимательство — это экономическая деятельность, осуществляемая при помощи постоянного комбинирования факторов, направленная на действенное применение всех ресурсов и получение наивысших результатов. Согласно точки зрения Сэя, человек, земля и капитал поставляют то, что он именует производительными одолжениями. Вынесенные на рынок эти услуги обмениваются в форме заработной платы, ренты и прибыли. На рынке существует спрос на эти услуги со стороны промышленных предпринимателей (фабрикантов, земледельцев, негоциантов), каковые комбинируют производительные услуги с целью удовлетворения спроса и производства товаров на продукты (товары), предъявляемого потребителями. Сэй уверен в том, что предприниматель стоит в центре хорошей концепции распределения достатка. «Предприниматели, — пишет он, — являются только, так сообщить, посредниками, ищущими необходимые производительные услуги для того чтобы в меру спроса на него». Но из этого направляться, что предпринимателями являются те субъекты, каковые применяют (покупают) производительные услуги для реализации и производства продукта в соответствии со спросом на него. Спрос на производительные услуги и выступает «одним из оснований сокровища этих одолжений» для предпринимателей. «Иначе, агенты производства, люди и вещи, почва, капиталы либо промышленники в большей либо в меньшей степени, по различным соображениям предлагают собственные услуги» для конкретных потребителей. Благодаря предпринимателю сокровище продуктов распределяется между «разными производительными одолжениями», а разные услуги распределяются между потребителями сообразно их потребностям.

Сэй, как и А. Смит, являлся приверженцем свободного предпринимательства. Он показывал на деятельный, инновационный темперамент предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства. Эта точка зрения Сэя есть самая продуктивной и привлекательной для многих представителей современных теорий предпринимательства, в особенности Й. Шумпетера, П. Друкера и др.

Постараемся сформулировать краткие выводы из теорий классической экономической мысли, имеющих важное значение для развития современного русского предпринимательства, выбрав из множества точек зрения самые существенные.

Наиболее значимое значение для развития современного предпринимательства имел вывод ученых-экономистов XVIII—XIX вв. о том, что предприниматель — это хозяин капитала, обладатель собственного дела, управляющий им, довольно часто совмещающий, особенно на первом этапе функционирования собственного капитала (дела), функции хозяина с личным производительным трудом. Приведенные в их трудах мотивы предпринимательства — получение прибыли (дохода) методом производства продуктов (исполнения работ) и их реализации потребителям в соответствии с их спросом — возможно разглядывать как базу общеэкономической функции предпринимательства.

Особенно принципиально важно для русских предпринимателей, миллиарды долларов которых «уплывают» за границу, положение о необходимости капитализации прибыли в национальную экономику как непременном условии роста поизводства. не меньше актуально и определение предпринимателя как хозяйствующего субъекта, принимающего на себя все виды рисков, каковые смогут появиться в ходе осуществления предпринимательской деятельности, и в первую очередь из-за неопределенности финала данной деятельности.

Так, приверженцы хорошей экономической теории первыми выяснили одно из наиболее значимых особенностей предпринимательства — рисковый темперамент данной деятельности. Исходя из этого, дабы добиться успеха при реализации предпринимательских проектов, нужно обучиться предвидеть риск и заблаговременно разтрудиться меры по предупреждению его последствий. Вот из-за чего столь принципиально важно вывод ученых о том, что добиться успеха в предпринимательской деятельности смогут лишь эксперты в определенной отрасли экономики, люди опытные, умные, деятельные, дисциплинированные, владеющие личностными качествами, каковые разрешают справляться с неизбежно появляющимися неблагоприятными условиями для ведения бизнеса, т.е. могущие преодолевать сопротивление внешней среды (особенно внешней, которая обычно не редкость по отношению к предпринимателям очень агрессивной).

В трудах классиков практически изложена точка зрения о новаторской, инновационной функции предпринимательства, базирующейся на постоянном комбинировании факторов производства, на поиске новых возможностей с целью достижения наилучших результатов. Вследствие этого громадное значение покупают выводы ученых о необходимости развития борьбы в предпринимательской среде, об ограничении монополистической деятельности, и вмешательства страны в свободную предпринимательскую деятельность, о роли таких регуляторов предпринимательства, как налоги, пошлины, проценты и др.

В последние десятилетия XX в. ученые самых различных профессий (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) серьезное внимание уделяли формированию теории предпринимательства, его сущностным чертям, роли в экономическом развитии государств. Важным изучениям подвергались личностные характеристики предпринимателей, неизменно получающих удач в собственном бизнесе, разрабатывались практические рекомендации по осуществлению предпринимательских проектов. Проводились интернациональные конференции, обширно развивалось предпринимательское образование, во многих государствах все больше усиливалась роль страны в помощи предпринимательства, в особенности малого.

Вторая добрая половина XX в. — это период развития в большинстве западных государств практического цивилизованного предпринимательства. Одновременно с этим к данной актуальной проблеме обращаются известный ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике как раз предпринимательские организации (компании, компании) являются наровне с государством и домохозяйствами наиболее значимыми хозяйствующими субъектами.

Ввиду ограниченности количества книжки не представляется возможным обстоятельно разглядеть теории многих ученых. Исходя из этого остановимся на самые существенных. Авторы знают, что смогут привести к определённому недовольству отдельных российских экспертов, посвятивших разработке этих неприятностей собственные научные изыскания. Вследствие этого прежде всего отметим вклад теорию предпринимательства таких ученых, как А.И. Агеев, В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар и др.

Учитывая неразвитость в Российской Федерации рыночной экономики и предпринимательства, направляться воспроизвести те определения сущности предпринимателя, каковые изложили в собственных трудах русские ученые в начале XX в. Так, А. Каминка думал, что «предпринимателем именуется лицо, которое в целях извлечения прибыли само либо через посредство вторых лиц ведет предприятие за собственный счет, причем оно может вести его единолично либо в соединении с другими лицами». Следовательно, предприниматель — это лицо, которое владеет собственного предприятия, финансирует его, командует им и имеет основной мотив — получение прибыли.

Второй дореволюционный русский ученый А. Петражицкий утверждал, что предпринимателем направляться признавать того субъекта, что самостоятельно, лично и от собственного имени ведет хозяйственную деятельность и несет «риск всего имущества» и «ответственность всем своим достоянием». Как видно, А. Петражицкий при определении сущности предпринимателя акцентирует внимание на несении им риска всем своим достоянием. Нужно заявить, что это положение взяло закрепление в части первой ГК Российской Федерации. Но в один момент ученый думал, что лица, инвестировавшие собственную собственность в уставный фонд предприятия, «не несут никакой ответственности и рискуют утратить известную определенную сумму либо другой определенный капитал» при несостоятельности (банкротства) предприятия.

Как мы знаем, многие десятилетия предпринимательская деятельность в Российской Федерации запрещалась (не считая единоличников и работы старателей), а учение о предпринимательстве было предано забвению. Действительно, уже в 1930-е гг. издавались труды известного американского предпринимателя Г. Форда, а в 1953 г. была опубликована занимательная работа К. Рендола «Кредо свободного предпринимательства». Большое количество экономических научных работ зарубежных ученых показалось в 1970-х гг., а в последние 15 лет особенно деятельно издаются труды ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, что оказывает помощь шире заимствовать положительный опыт развития предпринимательства, и избежать многих неточностей.

Разглядим точки зрения на предпринимательство таких выдающихся ученых-экономистов, как Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Друкер, внесших солидный вклад в экономическую теорию.

В соответствии с Ф. Хайеку, предприниматель как хозяйствующий субъект характеризуется особенным поведением, рвением обнаружить разные возможности получения прибыли, еще не замеченные вторыми хозяйствующими субъектами. Он очень подчеркивает, что в наше время предприниматели действуют в рамках высокой рыночной борьбе и побеждает тот из них, кто в данной конкуренции выживает. Достаточно занимательна идея Хайека о некоторых условиях развития предпринимательства. Согласно его точке зрения, «часть частных лиц, готовых опробировать новые возможности (в случае если это, как им представляется, сулит улучшение их положения и в случае если им не мешает давление со стороны соплеменников), везде приблизительно однообразна. Вызывающее столько нареканий отсутствие духа предпринимательства во многих молодых государствах есть не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых институтами и существующими обычаями».

Эта идея имеет прямое отношение к деятельности российских предпринимателей. Следовательно, для развития предпринимательства нужно поменять менталитет общества, сформировать в стране соответствующую предпринимательскую инфраструктуру.

Ф. Хайек утверждал, что бизнес как сумма стихийных процессов существенно шире предпринимательства, равнозначного, согласно его точке зрения, каждый рыночной профессии. Одновременно с этим, как вычисляет узнаваемый американский ученый австрийского происхождения Й. Шумпетер, «предпринимательство не есть профессией и в подобном состоянии нельзя находиться длительное время… Предприниматели образуют особенный класс лишь в том смысле, что исследователь может при классификации вычленить их в отдельную группу, — предприниматели являются хозяйствующими субъектами особенного и не всегда свойственного одним и тем же личностям вида, — но отнюдь не в смысле того социального явления, которое имеют в виду, в то время, когда говорят о формировании классов и классовой борьбе и т.д.».

В трудах Й. Шумпетера изложены практики предпринимательства и важнейшие проблемы теории, изучение которых имеет немалое значение для русского предпринимательства. Так, интерес воображает учение о сущности предпринимателей, их личностных качествах, мотивах деятельности и др. «Предпринимателями, — пишет Шумпетер, — мы именуем хозяйствующих субъектов, функцией которых есть именно осуществление новых комбинаций и каковые выступают как его деятельный элемент».

Это понятие намного шире общепринятых. Шумпетер вычисляет предпринимателями не только «независимых» хозяйствующих субъектов рыночной экономики, но и всех тех, кто реально делает основополагающую функцию — комбинирование факторов производства. Предпринимателями он вычисляет и тех, кто не имеет долгих связей с личным предприятием и применяет таковые лишь с целью проведения новых комбинаций. Согласно точки зрения Шумпетера, предприниматели являются особенный тип людей, и их деятельность есть своеобразной проблемой, поскольку они делают функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективно тяжелее, чем производить привычное и испытанное. Наряду с этим социальная среда оказывает противодействие попыткам каждого, кто собирается внести новое, и в экономике в частности.

Шумпетер думал, что предприниматель как начальник собственного дела характеризуется, во-первых, особенным взором на вещи, причем ключевую роль играются не столько интеллект, сколько способность и воля выделять определенные моменты действительности и видеть их в настоящем свете; во-вторых, свойством идти вперед в одиночку, не пугаясь связанной с этим неопределенности и вероятного сопротивления; в-третьих, его воздействием на вторых людей, которое он определяет понятиями «иметь вес», «владеть авторитетом», «мочь вынудить повиноваться».

Потому, что предпринимательская функция есть делом нередокного делового лица, она не тождественна всякому управлению, связанному кроме того с экономической сферой. Шумпетер еще раз подчеркивает такие качества предпринимателей, как своеобразное сочетание ограниченности кругозора и остроты видения с умением идти вперед в одиночку. Предприниматель возможно лишен внешнего блеска, но он — революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции. Предприниматель может быть изобретателем, но, согласно точки зрения Шумпетера, это в принципе всего-навсего случайность. Функция изобретателя и по большому счету технического эксперта не сходится с функцией предпринимателя.

Й. Шумпетер уверен в том, что своеобразие поведения предпринимателя содержится в двух моментах. Во-первых, быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие; во-вторых, быть предпринимателем — значит делать не так, как делают другие, а это требует как следует иных свойств, нежели способность оценки в рамках простого кругооборота. Предприниматель делает особенную функцию в социально-экономическом ходе.

Так, Й. Шумпетер различает понятия «капиталист» и «предприниматель» независимо от того, кого видят в нем: обладателя денег, финансовых требований либо каких-либо материальных благ. Он уверен в том, что возможно характеризовать фигуру предпринимателя при помощи таких понятий, как инициатива, авторитет, дар предвидения и т.п. Одновременно с этим он пишет, что предприниматель прошлых времен, в большинстве случаев, сам был не только капиталистом, вместе с тем и — с этим частенько приходится видеться и сегодня — инженером собственного предприятия либо его техническим начальником. Предприниматель был и как правило остается кроме этого главным агентом по продажам и закупкам, начальником канцелярии и кадровиком. Статус хозяина дела, согласно точки зрения Шумпетера, не есть определяющим при отнесении индивидуума к категории предпринимателя. Ведущую роль играет поведение индивидуума.

Й. Шумпетер создал теорию предпринимательской прибыли. Он считал, что сумма прибыли от новшеств в экономическом ходе характеризует лишь базу предпринимательской прибыли, а общая сумма прибыли будет обнаруживать динамику, не зависимую лишь от перемещения предпринимательской прибыли. «Предпринимательская прибыль — это часть средств, остающаяся свободной по окончании покрытия всех издержек, свободной в первую очередь с позиций предпринимателя», — писал в собственной книге «Теория экономразвития» Й. Шумпетер. С давних времен политэкономы утверждают, что предпринимательская прибыль представляет собой отличие между затратами предприятия и доходами. По Шумпетеру, не смотря на то, что это определение и поверхностно, но как раз оно помогает отправной точкой. Под затратами он осознаёт все затраты предпринимателя, прямо либо косвенно связанные с производством. В них входят и соответствующее вознаграждение предпринимателю за его труд, и рента с вероятно принадлежащего ему земельного участка, и, наконец, премия за риск.

Приводит к интересу рассуждение Й. Шумпетера о погоне предприятий за прибылью (данный процесс он именует «вторым актом драмы»). Завлекаемые прибылью появляются все новые и новые предприятия, употребляется новое оборудование, возрастает производство, развертывается конкурентная борьба, вытесняются устаревшие фирмы, увольняется часть рабочих и т.д. И данный процесс непрерывно повторяется, расширяется методом осуществления новых комбинаций. Такая деятельность дает предпринимательскую прибыль, остающуюся в руках предпринимателя. Согласно точки зрения Шумпетера, по сути собственной предпринимательская прибыль — это итог осуществления новыгх комбинаций.

Предпринимательская прибыль есть ядром так называемой учредительской прибыли, потому, что, что бы ни представляла собой последняя, в ее основе постоянно лежит временное превышение дохода над издержками производства у нового предприятия. В соответствии с Шумпетеру, с экономической точки зрения предпринимательскую прибыль нельзя отождествлять с заработной платой кроме того тогда, в то время, когда она полностью достается рабочим.

Говоря о ходе извлечения предпринимательской прибыли как результата коммерческих комбинаций, Шумпетер думал, что выручка от продажи нового продукта возрастает только вначале, а после этого значительно уменьшается под действием борьбы, и данный фактор есть серьёзным нюансом предпринимательской прибыли. В условиях капиталистического хозяйствования в предпринимательской прибыли содержится элемент монопольной прибыли, потому, что предприниматель, в первый раз появляясь на рынке с новыми продуктами, не имеет соперников, цены на эти продукты всецело либо частично определяются правилами монопольного ценообразования.

направляться выделить, что без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не может быть развития предпринимательства. Исходя из этого рвение к получению предпринимательской прибыли методом новой комбинации факторов производства есть серьёзным условием экономразвития.

Интерес воображает точка зрения Й. Шумпетера на роль капитала в развитии предпринимательской деятельности. «Капитал имеется не что иное, — пишет он, — как рычаг, разрешающий предпринимателю приобретать в собственный полное распоряжение необходимые ему конкретные блага, не что иное, как средство, дающее предпринимателю возможность применять эти блага с целью достижения новых целей, и ориентировать производство в новом направлении». Шумпетер определяет капитал как сумму денег и других платежных средств, которая в любую секунду времени возможно предоставлена в распоряжение предпринимателя. Капитал — это агент, характерный рыночному хозяйству.

Начальным капиталом Шумпетер вычисляет сумму денег, идущую на обеспечение и учреждение обычного функционирования предприятия. Совокупная цена всех купленных благ, сумма всех производственных вложений, словом, финансовая сумма, с которой начинается любое предприятие и которая является начальным капиталом. Начальный капитал представляет собой определенное количество покупательной методности, дающей предпринимателю возможность иметь в собственном распоряжении средства производства. Он делится на главный и оборотный. Первый расходуется на приобретение земельных участков, строений, автомобилей и т.д., второй — на оплату нужных одолжений труда, сырья и т.д. «Величина капитала — это тот критерий, по которому оценивается деятельность предпринимателя, это тот талант, что он не зарывает в почву, а пускает в оборот».

Мотивы предпринимателя, по Шумпетеру, формируются под девизом «Еще больше». В первую очередь это воля и мечта основать собственную личную империю и — как правило, не смотря на то, что и не всегда, — собственную семейство. Собственная империя дает предпринимателю простор для действий и чувство власти. Шумпетер выделяет следующую группу мотивов: одному нужна «условия» и «свобода для развития личности»; второй желает владеть «сферой влияния»; третий движим «снобизмом», но не станет этого делать.

Вторая несколько мотивов связана с волей к победе. Ко мне входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой — рвение к успеху для успеха. И в том и другом случае, считает Й. Шумпетер, экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно равнодушна. Величина прибыли тут — всего-навсего показатель успеха — обычно лишь вследствие того что другого нет, — и знак победы. И в данной группе возможно выделить таковой мотив, как рвение встать вверх по социальной лестнице. Эти мотивы поведения предпринимателя принципиально отличаются от экономических.

Третья несколько мотивов связана с удовольствием творчества, которая проявляется и в других случаях, но лишь в предпринимательской деятельности делается определяющим мотивом поведения предпринимателя. Это и просто наслаждение от работы, и радость, которую испытывает человек от «собственного творения». И тут блага приобретаются не для них самих, т.е. теряется простой суть их приобретения.

Согласно точки зрения Й. Шумпетера, функция предпринимательства состоит в основном в революционизировании производства методом применения изобретений либо разнообразных возможностей для выпуска новых либо ветхих (но новым методом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реструкуризации производства и т.п. Содержанием предпринимательской деятельности есть осуществление «новых разнообразных факторов» нововведений и комбинаций производства. Особенное значение для развития предпринимательства в любой стране имеет состояние хозяйственно-политической среды, которая предопределяет не только методы применения «новых комбинаций», но и базные типы мотивации предпринимательской деятельности.

Й. Шумпетер думал, что для развития предпринимательства нужны два главным фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он был противником вмешательства страны в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.

Большой вклад теорию предпринимательства внес знаменитый американский ученый П. Друкер. В собственных трудах он подчеркивает особенную роль в развитии теории предпринимательства французского экономиста Ж.Б. Сэя, что еще в 1800 г. утверждал, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и доходов в область более прибыльности и высокой производительности. П. Друкер поддерживает точку зрения Сэя о комбинировании факторов производства как ответственной функции предпринимателей, причем на основе всемерного применения инноваций. Друкер положительно относится кроме этого к главным положениям учения Шумпетера о предпринимателях и предпринимательстве.

Предпринимательская деятельность. Видеоурок по обществознанию 8 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: