Концепция личности а.н. леонтьева

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО

I) Низший уровень характеризует большое влияние окружающей среды на психику человека. Среда как бы подчиняет для того чтобы человека себе, не считаясь сегоэндоособенностями. Из этого несоответствие между возможностями человека и усвоенными им опытными навыками. Исходя из этого личность неспособна дать кроме того то немногое, что имела возможность бы при более независимом и свободном поведени

Ii) Средний уровень предполагает громадную возможность приспособиться к окружающей среде, отыскать в ней собственный место. Более сознательные, владеющие инициативой и большей работоспособностью, они выбирают занятия, соответствующие их задаткам и склонностям. Их возможно назвать приспособившимися.

Iii) На наибольшем уровне психологического развития процесс приспособления осложняется тем, большая напряженность, интенсивность душевной судьбе, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим потребностям и собственным влечениям. Иными словами, тут скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В. Н. МЯСИЩЕВА

Структура отношения.

В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Любая сторона отношения определяется характером жизненного сотрудничества личности с людьми и окружающей средой, включающего разные моменты от обмена веществ до идейного общения.

  • Эмоциональный компонент содействует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.(Эмоциональная сторона отношения выражается при помощи привязанности, любви, симпатии и противоположных по символу эмоций — неприязни, неприязни, антипатии.)
  • Познавательный (оценочный) содействует оценке и восприятию (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.(Познавательная либо оценочная сторона проявляется в принятых личностью моральных сокровищах, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, совершенствах.)
  • Поведенческий (конативный) компонент содействует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (полезным) для нее объектов среды, людей и самому себе.(Поведенческая сторона отношения выражается при помощи потребностей, потому, что сама потребность показывая на собственный предмет, тем самым дает и косвенное указание на метод достижения этого предмета)

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К. К. ПЛАТОНОВА

В данной совокупности создатель выделяет четыре подструктуры личности. Параметрами выделения подструктур являются:

* отношение биологического и социального, врожденного и купленного, процессуального и содержательного;

* внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

* любая подструктура имеет собственный особенный, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

* объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

* исторические параметры, применяемые для сущностного понимания личности: « личность как сумма психологических особенностей,

«личность как опыт человека, « биологизация личности, « социологизация личности.

Использование данных параметров к анализу личности разрешило автору выделить в ее структуре следующие главные подструктуры:

Подструктура отношений и направленности личности, каковые проявляются в виде моральных линия. Они не имеют врожденных задатков и формируются методом воспитания. Исходя из этого она возможно названа социально обусловленной. Она включает жажды, интересы, склонности, рвения, совершенства, убеждения, мировоззрение. Все это — формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Но К. К. Платонов разглядывает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наровне с познанием и переживанием, определяющим разные проявления его активности». По К. К. Платнову параметры данной подструктуры направляться разглядывать на социально-психотерапевтическом уровне.

Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, привычки и умения, купленные методом обучения, но уже с заметным влиянием биологически, а также генетически обусловленных особенностей личности». К. К. Платонов, признает что «не все психологи разглядывают указанные особенности как свойства личности». Но закрепление их в ходе обучения, делает их обычными, что и разрешает их вычислять особенностями личности. Ведущая форма развития качеств данной подструктуры — обучение обусловливает и уровень их анализа — психолого-педагогический.

Подструктура личных изюминок психологических процессов либо функций памяти, чувств, ощущений, мышления, восприятия, эмоций, воли. К. К. Платонов намеренно устанавливает таковой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психологических функций и процессов. В громаднейшей мере это характерно для памяти, потому, что психологическая память развивалась на базе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие функции и психические процессы. Что касается ощущений и эмоций, то они характерны как человеку, так и животным. Уже исходя из этого видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора.

развития и Процесс формирования личных изюминок психологических процессов осуществляется методом упражнения, а изучается эта подструктура по большей части на лично-психотерапевтическом уровне.

Подструктура биопсихических особенностей, в которую входят «половые и возрастные особенности личности, типологические особенности личности (темперамент). Процесс формирования линия данной подструктуры, а правильнее их переделки, осуществляется методом тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических изюминок мозга, а социальные влияния их лишь субординируют и компенсируют». Потому, что активность данной подструктуры определяется силой нервной совокупности, то изучаться она обязана на психофизиологическом и нейропсихологическом, впредь до молекулярного, уровне.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА

Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, иногда остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы либо мотивы-цели, также побуждающие деятельность, но наряду с этим придающие ей личностный суть. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, потому, что иерархия деятельностей осуществляется при помощи адекватной ей иерархии смыслообра-зующих мотивов. Согласно его точке зрения «структура личности представляет собой довольно устойчивую конфигурацию «основных, в себя иерархизованных, моти-вационных линий. Внутренние отношения основных мотивационных линий … образуют как бы неспециализированный «психотерапевтический» профиль личности».

Все это разрешает А. Н. Леонтьеву выделить три главных параметра личности:

* широта связей человека с миром (при помощи его деятельностей);

* степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыс-лообразующих мотивов (мотивов-целей);

* неспециализированная структура этих связей, правильнее мотивов-целей.

Д.А. Леонтьев. \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: