Конкретно-научная методология

уровни методологии и Проблема личности науки

Источники: лекции Е.Е.Насиновской по теории и истории личности; лекции А.Н.Гусева по эмпирическим способам.

Примечание: Исходя из логики вопроса, пологаю, что проблему личности направляться раскрывать в контексте методики. Другими словами методика применительно к изучению личности. Фактически, так и было в лекциях.

Уровни методики либо методологического анализа. 4 уровня (по Юдину).

1. Верховный уровень – уровень философской методике.

2. Общенаучных правил изучения. Либо – уровень общенаучной методике.

3. Уровень конкретно-научной методологии

4. техники исследования и Уровень методики

Все эти уровни нужно учитывать, в то время, когда занимаемся изучением личности!

Уровень философской методике.

У того либо иного подхода можем постоянно найти философские основания. Фрейд (близко – Лейбниц, Гартман, Шопенгауэр) – неприятность бессознательного пришла из философии.

Истоки бихевиоризма в философии прагматизма, утилитаризма.

Основания экзистенциальной психологии – Хайдеггер, Сартр, Камю. Неприятности людской бытия, существования, личностного выбора.

Треугольник наук Кедрова

Считается, что психология находится в центре, сочетая в себе подходы и естественных и гуманитарных наук.

Дильтей сказал о двух психологиях – объяснительной и описательной.

Психология совмещает в себе номотетический и идиографический подходы. Номотетический — к естественным наукам. Идиографический – у гуманитарным.

В различные исторические периоды роль различных подходов и наук разна. Вклад наук также различный.

Общенаучная методика

Говорим о системном подходе. не забываем о том, что личность – явление многоаспектное, разглядываем личность как системный объект, как системный элемент разнопорядковых совокупностей. Наровне с целостностью, устойчивостью, идентичностью (равностью самой себе) можем сказать о ее многоаспектности.

Системный подход как связующее звено между методологией и философской методологией социальных наук. Методологические правила, каковые созданы на этом уровне, имеют отношение ко многим, быть может и ко всем наукам. Он выделился как особенного рода метатеория, стал общенаучной методикой конкретных дисциплин. Системный подход начинает складываться в 40-е гг. 20 века под влиянием неспециализированной теории совокупностей австрийского биолога Людвига фон Берталанфи. Неспециализированные характеристики совокупности были сформулированы В.Н.Садовским.

В.Н.Садовский: «Понятие «совокупность» определяется как совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях между собой, каковые образуют определенную целостность, единство».

Понятие совокупности родственно понятию структуры, целостному гештальту (целое не сводимо к сумме элементов).

Характеристики совокупности:

1. Целостность. Несводимость любой совокупности к сумме ее частей и невыводимость из какой-либо части совокупности ее особенностей как целого.

2. Структурность. отношения и Связи элементов совокупности упорядочиваются в некую структуру, которая и определяет поведение совокупности в целом.

3. Связь совокупности со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий систему и среду) либо «открытый» (преобразующий систему и среду) темперамент.

4. Иерархичность.Любой компонент совокупности возможно одновременно и элементом совокупности (система) и сам включать в себя другую систему. В противном случае — принцип вложенности. Личность, будучи элементом совокупностей (группы и тп) сама есть совокупностью. Имеется социальные, ценностные совокупности и тп.

5. Множественность описания – любая совокупность не может быть сведена лишь к одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания совокупности сосуществования множества ее отображений.

Конкретно-научная методика

— Деятельностный подход

— Культурно-исторический и др.

У А.Г.Асмолова историко-эволюционный подход. Вбирает в себя ключевые принципы и системного и деятельностного, и культурного. В нем содержится последовательность новых, авторских идей, например, правила эволюции заимствуются из последовательности наук, а также из эволюционной биологии. Выговор на том, что психология личности – психология развивающейся личности, психология изменяющегося человека в изменяющемся мире.

В этом подходе сформулированы 3 фундаментальных принципа. См.правила историко-эволюционного подхода.

Научная методика от Архимеда до наших дней


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: