Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации

Конкретные способы определяются характером коммуникации и целью исследования как с позиций ее уровневой стратификации (семиотический, лингвистический; металингвистический, паралингвистический и синтетический уровни), типовой чёрта (межличностная, внутригрупповая и массовая коммуникация), видовой системности (естественные, неестественные и смешанные совокупности) и методы ее реализации (устная и письменная формы речевой деятельности, разные каналы восприятия информации). Выбор способов, последовательность и техника их применения,- методика определяется

кроме этого количеством, характером фактического материала и условиями проведения изучения.

Поэтапность изучения социальной коммуникации предполагает выбор способов в соответствии с конкретной задачей данного этапа. На этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации употребляются способы опроса (методы анкетирования, интервьюирования) и способ экспертных оценок, и -лабораторные опыты (наблюдение за устными и письменными источниками информации, тестирование) и полевые опыты, допускающие как отстраненное либо скрытое наблюдение, так и включенное наблюдение — соучастие в речевой деятельности.

Выборочный опрос дает возможность приобрести как фактическую данные, так и оценочные эти, он проводится или в устной форме, или в письменной. При составлении анкеты либо замысла интервью принципиально важно сформулировать вопросы так, дабы они отвечали заданной цели. Целью фактически соцопроса есть получение содержательной информации о социальных явлениях и их оценки. Целью социокоммуникативного опроса есть получение информации о коммуникативных чертях информантов, определяющих их отнесенность к той либо другой социальной группе — по степени речевой нормативности, по мотивированности применения того либо иного канала получения информации. Анкета может включать пара блоков вопросов, связанных не только со степенью периодичности применения СМИ, но и с оценкой радио- и телепрограмм, газетных рубрик и т.п.

Разновидностью выборочного опроса в социокоммуникации есть выборочный анализ текста — дискурса с целью обнаружения коммуникативных средств, применяемых для передачи социально значимой ее оценки и информации. Практически это лабораторный способ изучения коммуникации, где ответы интерпретирует сам исследователь. Но в том и втором случаях нужно придерживаться принципа репрезентативности — достаточности фактического материала. Так, в случае если мы изучаем характерные черты коммуникации молодежи, то должны включить выборку из всех групп молодежи — обучающейся и неучащийся, муниципальный и сельской, живущей в различных регионах страны. При несоблюдении этих условий репрезентативность недостаточна, и цель изучения не будет достигнута. Высокая степень репрезентативности — одна из основных трудностей в способе опроса, поскольку для верной выборки необходимо иметь информацию о структуре главной совокупности, а статистика, к сожалению, не снабжает эти сведенья.

Вторым ответственным понятием при первичной обработке и составлении анкеты данных есть понятие о переменных (размерах). Дело в том, что в ходе опроса либо наблюдения условия коммуникации смогут изменяться и как следует, и количественно. От этого зависит установление причинно-следственных взаимоотношений исследуемых параметров социокоммуникации. Принято различать свободные и зависимые переменные. Свободные — это свойства, каковые изменяются независимо от вторых особенностей и исходя из этого квалифицируются как обстоятельства. Зависимые переменные — это свойства, каковые изменяются в связи с трансформацией свободных переменных и исходя из этого квалифицируются как следствия. В социокоммуникации в качестве свободных переменных выступают коммуникативные сферы, социальный статус, коммуникативная установка, обстановка; в качестве зависимых — ситуативная вариативность, речевой этикет, виды невербальных средств и тл,

Способ экспертных, оценок помогает для получения первичных эмпирических данных. Проводится опрос намерено отобранной группы специалистов (в большинстве случаев 5-7 человек) с целью установления значений определенных переменных размеров, каковые нужны для оценки исследуемого вопроса. Специалисты отбираются по показателям их формального опытного статуса — должности, ученой степени, стажа работы и т.п. Считают, что данный метод получения первичной информации не весьма надежен, поскольку ограничен личным опытом, и не воображает данные полностью.

Способ наблюдения реализуется как в лабораторных, так и полевых условиях опыта. Данный способ заимствован из этнографии, обрисовывающей разнообразные формы социальной коммуникации. При помощи этого способа смогут быть распознаны нормативные и ненормативные формы речевого этикета, установлены коммуникативные средства, применяемые коммуникантами в эмоциональном состоянии, в различных обстановках и т.д.

Опыт в поле есть сложным и трудоемким в плане социопсихологическом, в особенности .при подключенном наблюдении. Многие исследователи обсуждают и этическую сторону для того чтобы опыта — допустим ли обман во имя науки? Своеобразной трудностью наряду с этим есть

преодоление так именуемого парадокса наблюдателя — термин американского исследователя УЛабова (см. Швейцер. 1976. С 158). Цель опыта пребывает в том, дабы установить, как говорят люди в естественных условиях, в то время, когда их не замечают. Но для этого их необходимо замечать, причем систематически. Открытое наблюдение может искажать выводы опыта, поскольку ведет к гиперкоррекции речи испытуемых, в особенности при записи образцов речи — срабатывает магнитофонный эффект. Исходя из этого экспериментатор обязан шепетильно продумать технику открытого наблюдения для того, чтобы устранить вероятные помехи.

Недочётом этого способа являются не только перечисленные трудности, вместе с тем и степень репрезентативности замечаемой группы. Для проверки необходимы сопоставление и контрольные эксперименты с данными лабораторных опытов.

Способ тестирования самый полно создан в психологии, достаточно обширно употребляется в социолингвистике и в полной мере приложим к социокоммуникации. В большинстве случаев он употребляется в лабораторных опытах, в то время, когда массовый опрос через анкетирование неосуществим. Тестирование время от времени выполняют два раза — на начальной стадии изучения!; где оно делает диагностирующую функцию, и в конце изучения, где оно .делает верификационную функцию. Тесты составляются так, дабы конкретно распознать те либо иные коммуникативные особенности испытуемых, к примеру степень речевой вариативности представителей определенной социальной группы. Различают формальные и неформальные обстановки тестирования. К формальному типу относят задания на чтение пар слов, выбранных по контрасту содержания либо формы, ответы на стереотипные вопросы. Неформальные тесты проводятся в форме беседы с испытуемым, нужно на тему, которая его тревожит либо интересует. Главным условием наряду с этим есть создание воздуха доверия и психологического комфорта. Тестирование воображает особенную важность для изучения социальной коммуникации, потому, что, в отличие от вторых способов, разрешает распознать характеристики личностей как языковых личностей.

Социометрия (лат. общество + греч. мера, размер) есть особенным способом, что употребляется при изучении малых групп с целью изучения межличностных взаимоотношений их участников (в социологии) и межличностной коммуникации (в социокоммуникации). В типовые социограммы смогут быть включены вопросы, каковые требуют ответы с оценочным отношением к участникам собственной группы. Для социокоммуникации принципиально важно установить различия и степень сходства применяемых коммуникативных средств в оценочной функции. К трудностям применения этого способа относится преодоление этических факторов.

Способы, применяемые на втором этапе изучения, имеют второе целевое назначение — обработку взятых данных и установление зависимостей количественных и качественных показателей анализа и их содержательную интерпретацию. последовательность и Выбор способов определяется поэтапностью обработки данных. В первую очередь проводится дифференцированная подготовка информации в зависимости от ручной либо машинной обработки материала — систематизация индексированной картотеки, шифровка либо кодирование. После этого проводятся подсчеты посредством способов описательной измерения и статистики, каковые преобразуют данные, нужную для установления и сравнения зависимостей. В случае если ответы на анкету были даны в свободной форме, то их обработка проводится на уровне количественного анализа. Так же поступают и в тех случаях, в то время, когда коэффициент отклонения при статистической обработке материала связан с речевыми чертями, значительными для вариативности коммуникации и социальной дифференциации. На завершающей ступени этого этапа употребляются способы, разрешающие проводить содержательный анализ и интерпретацию установленных зависимостей.

В социологических изучениях на данном этапе активно применяются способы статистического анализа* кое-какие из них смогут быть применены и в социокоммуникативных изучениях.

Корреляционный (ср. лат. соотносительный) анализ в социокоммуникации — это процедура, установленная для изучения соотнесенности между социальными и коммуникативными переменными. В качестве свободных переменных выступают заданные социальные показатели, в качестве зависимых — коммуникативные характеристики. Связь между этими размерами выражается во обоюдной согласованности замечаемых трансформаций. Так, к примеру, возможно установить согласованное изменение элементов речевого этикета (формул приветствия, прощания) и трансформации возрастных групп. Высчитывается коэффициент корреляции. Чем выше коэффициент корреляции между двумя переменными, тем правильнее вторых.

Факторный (лат. делающий, создающий) анализ разрешит возможность установить многомерные свази переменных размеров — по нескольким показателям. На базе парных корреляций переменных, взятых в следствии корреляционного анализа, приобретают комплект новых, укрупненных показателей — факторов. В следствии последовательной процедуры приобретают факторы второго, третьего и т.д. порядка. Так, к примеру, возможно продемонстрировать, что переключение кода при диглоссии отмечается не только в группах, различающихся по возрасту, но характерно и для групп, объединенных по показателю профессии либо роду занятий. Факторный анализ позволяет представить полученные результаты в более обобщенном виде, приближает к целостному восприятию исследуемого объекта. Детализация устанавливаемых причинно-следственных зависимостей возможно осуществлена при помощи запасных способов анализа.

Детерминациотый (лат. определять) анализ, в отличие от корреляционного, разрешает установить связи между отдельными значениями показателей. Данный способ используют в тех случаях, в то время, когда значения либо сочетание одних показателей статистически детерминируют заблаговременно выделенные значения вторых показателей. К примеру, такие компоненты показателя ситуативной вариативности коммуникации как фонетические, морфологические, лексические, детерминируются такими компонентами показателя социального статуса коммуниканта, как прагматические (цель, мотив), коммуникативные (нормы речевого этикета и др.) и когнитивные (фоновые знания, оценка и др.). Сопоставляя правильно вычислительных совокупностей многомерные таблицы сопряженности показателей, исследователь может выяснить, какой из компонентов вторых показателей усиливает либо ослабляет их сообщение. В приведенном примере компоненты коммуникативного показателя социального статуса усиливают его сообщение с показателями стратификационной вариативности, а компоненты прагматического показателя социального статуса усиливают его сообщение с показателями ситуативной вариативности коммуникации.

Дисперсионный (лат. рассеянный, рассыпанный) анализ разрешает дать оценку влияния последовательности свободных качественных переменных (факторов) на количественную переменную (показатель). К примеру, выяснить, как воздействуют демографические факторы (какова их часть, процент) на выбор варианта побудительных высказываний.. Выделяются отдельные компоненты неспециализированной дисперсии исследуемого показателя, которые связаны с влиянием отдельных факторов либо их сочетаний.

Латентно-структурный (лат. скрытый, невидимый) анализ был предложен П. Лазарсфельдом. Данный способ кроме этого связан со статистической обработкой эмпирических данных. Испытуемым предлагается комплект вопросов, и по содержательным показателям ответов испытуемые распределяются по определенному скрытому (латентному) показателю. К примеру, на базе интервью либо изучения газетных корреспонденции по определенным показателям возможно распознать среди журналисток черты мужского стиля, что возможно связано со степенью осознания ими собственной эмансипированности в области языка (в корреспонденциях) и коммуникации (в интервью). В отличие от факторного анализа, данный способ не предполагает измерения зависимостей показателей, он рекомендован для анализа качественных переменных.

Способ импликационных шкал (лат. а лестница) представляет собой оценки и наглядную форму измерения взятых данных, каковые градуируются по степени количества либо интенсивности показателей. Шкалы классифицируются по типам либо уровням измерения. Простые шкалы предусматривают однозначную оценку того либо иного показателя. Серия шкал (так называемая батарея) возможно преобразована в единую шкалу значений отдельных показателей. Эта процедура именуется шкалированием.

Контент-анализ (англ. соп1еп$ содержание) занимает особенное место в совокупности способов второго этапа изучения, потому, что он разрешает дать интерпретацию содержания информации через количественные показатели. В этом его сущность. Первоначально (первая четверть XX в.) контент-анализ понимался как собственного рода технический прием для объективного, систематического и квантитативного описания очевидно выраженного содержания коммуникации. С течением времени концептуальное представление о контент-анализе как о способе изменилось. Главным выяснилось не описание явного содержания текстов, а раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение настоящих данных текстового массива как источника информации. Из этого контент-анализ начал пониматься как как следует-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях (Алексеев, Дудченко. 1976, С. 147). Как раз возможность- распознать скрытые элементы содержания текстов, каковые смогут ускользнуть от внимания исследователя при применении классических способов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Появляется возможность распознать тенденции социальной действительности, а также социальной коммуникации. Посредством контент-анализа сделаны попытки установить скрытые мотивы коммуникаторов либо авторов а также социальные характеристики адресата — массового потребителя определенной информации. Данный способ оказывает помощь распознать закономерности в применении агитационных стереотипов, на базе чего прогнозируются тенденции в тех либо иных социальных перемещениях.

Контент-анализ вычислен в основном на изучение социологических и психотерапевтических качеств массовой коммуникации, каковые реализуются в тексте с различной частотой, исходя из этого для изучения нужно завлекать текстовые массивы. Изучение отдельных текстов при помощи этого способа не имеет смысла, за исключением ответа узких задач, к примеру установления мотивированности конкретного коммуникатора либо автора.

В отличие от классических количественных способов, применяемых в гуманитарных науках, контент-анализ предполагает более систематическую и строгую процедуру изучения. Устанавливаются следующие этапы: ^ — выбор примера текстов для изучения, нужно одного жанра, к примеру новости в радиопередачах, рекламные тексты, письма читателей в газетах и т.п.;

1 определение категорий — значительных показателей внешних референтов, ответственных для данного изучения. Различение базисных категорий, каковые видятся в каждом тексте, к примеру: тема, предмет сообщения, действующее лицо (храбрец), средства с целью достижения сокровищ, и второстепенных. Категории составляют понятийную схему контент-анализа;

2 Определение единиц наблюдения — эмпирических формальных показателей в тексте, каковые регистрируются конкретно, к примеру: слова, словосочетания, в устном тексте — высказывания, единицы невербальной коммуникации — жесты, мимика. Это смогут быть культурологические индикаторы, отражающие настоящее содержание политических реалий, на пример: избирательная кампания, политическая платформа, политические баталии, программная обращение и т.п. Эти показатели сигнализируют о наличии либо отсутствии искомой величины — заданной категории содержания. Оценочные показатели смогут быть трактованы в определенных текстах как индикаторы деятельности, результативности средств массовой коммуникации в плане разнообразия тематики, объективности, независимости, тщательности подготовки радио- и телепрограммы и тл. Эти индикаторы составляют рабочую, так именуемую операционную схему, которая, по существу, и определяет последовательность процедур наблюдения над текстом;

3 установление корреляции между понятийной схемой (категориями) и операциональной схемой (индикаторами), что есть важной и сложной операцией. Примерами парных корреляций могут служить главные слова — тема; оценочные характеристики суждения либо высказывания — оценочная категория; факт упоминания о категориальном показателе — категория и т.п. Частота встречаемости отдельных высказываний, речевых формул говорит о существовании содержательных категорий, каковые интерпретируются как цель либо мотив коммуникации;

4 подсчет частотности категорий для каждого индикатора, к примеру, как довольно часто выражается отношение к коммуникатору либо автору в отдельных словах, высказываниях, жестах и т.п. либо как представлены слова, высказывания, высказывающие функциональные категории приказа, побуждения, удовлетворения, согласия, несогласия и т.п.;

5 напоследок проводится описание результатов полной дистрибуции категорий во всем текстовом массиве по отношению к уже установленным социальным факторам (демографические характеристики, вид занятий, публичное вывод и т.п.). Конечным результатом контент-анализа есть измерение и установление тенденций в социальной действительности.

В качестве недочёта контент-анализа в большинстве случаев говорят о субъективизме при определении данных: как понимать содержание; зависит ли оно от интерпретации получателя информации либо определяется темой и целью коммуникации; как выбор категорий объективен; каков должен быть оптимальный количество текстового материала при определении индикаторов и зависимостей категорий в терминах частотности и др.

Предлагаются другие подходы к содержательному анализу информации. Наиболее хорошим вариантом контент-анализа считается функциональный, в котором категории выделяются на базе их функций. Так, к примеру, средства массовой коммуникации и их содержательная информация смогут классифицироваться на базе их главной функции по отношению к аудитории. Любопытны в этом замысле изучения коммуникации, которая связана с политической сферой деятельности. Так, например, американский исследователь Д. Грабер обосновал комплект функций политической коммуникации, что и применял в качестве совокупности категорий контент-анализа и как измерение намерений (плана) коммуникатора, в частности — привлечение внимания, установление связей, определение обстановок, принятие обязательств, юcмуникации?

Какие конкретно компоненты выделяются’ структурных, описательных и функционально-объяснительных моделях межличностной коммуникации? В чем их преимущества и недочёты?

— Как мотивационные теории растолковывают функции и сущность межличностной коммуникации?

— Как понимаются цели и мотивы коммуникации в теории речевой деятельности?

6. Каковы социально значимые функции межличностной коммуникации?

Какова степень структурированности в разных формах межличностной коммуникации?

В чем состоят изюминке межличностной коммуникации в малых группах?

Какие конкретно условия снабжают эффективность межличностной коммуникации?

10. Как воздействует на успешность меа’d1. 121-122). Для изучения социальной коммуникации значительно, что в дискурсе отражены не только языковые формы высказываний, но содержится и оценочная информация, личностные и социальные характеристики коммуникантов, их фоновые знания, имплицируется социальная ситуация и коммуникативная сфера.

Моделирование дискурса, обоснование его компонентов и изучение его структуры как целостной коммуникативной единицы создали предпосылки для применения его в качестве способа изучения социальной коммуникации. При рассмотрении разных моделей дискурса мы приняли как хороший вариант модель Хэллидея, в которой взаимодействуют три структурных компонента — смысловое (тематическое) поле, тональность, либо регистр, и методы реализации дискурса. Эти компоненты имеют формальное выражение в речи и смогут, следовательно, являться объективными основаниями для выделения содержательных категорий. Для социальной коммуникации громаднейшую важность воображают социально значимые категории, другими словами социологические доминанты. По своим содержательным чертям эти доминанты связаны с различными компонентами дир’cb.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса)//личность и язык/Отв. ред. Д.Н.Шмелев. М., 1989.

, Дополнительная литература

Леонтьев А.Н. Потребности, эмоции и мотивы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.

Узилевский Г.Я. Сотрудничество естественных и неестественных языков в современных лингвистических процессорах. М.: АДД, 1996.

Главная литература

Тарасов Е.Ф. Речевое действие: теория и методология//Оптими-зация речевого действия. М., 1990.

Зимняя И.А Психотерапевтическая черта понимания речевого сообщения/Дам же.

Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации. речевое общение и Общение. Психолингвистическая модель речевого воздсйствия//Психолингвистичсские неприятности массовой коммуникации. М. 1974. С. 28-49.

Разведопрос: Александр Панчин о лженауке


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: