Космос и душа. учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы). – м., 2005.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Тема № 8: «Древняя философия: Аристотель, эллинизм»

Утверждена на кафедральном совещании

протокол №

« » _________________2007 г.

Зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных знаний

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. Кудашов В.И. (подпись)

Составитель:

к.ф.н., доцент Комова Н.В.

Красноярск

Тема № 8: «Древняя философия: Аристотель, эллинизм»

Значение изучения темы

§ Аристотель, ученый-энциклопедист, систематизатор философских и научных знаний, накопленных до него, занимает в истории философии особенное место. Его и Платона Гегель именовал преподавателями человечества. Аристотель заложил фундамент многих направлений научного знания (физики, биологии, психологии и др.), заложил фундамент формальной логики как науки о законах и формах мышления.

2.1. Учебное:

§ на базе теоретических знаний обучающийся обязан знать понятия: физика, метафизика, субстанция, телеология, логика, категория, универсалия

2.2. Опытное:

    • разбираться в главных философских понятиях
    • знать, что из философии Аристотеля остается в отечественной

    2.3. Личностное:

    § обнаружить в философии помощь в ответе непростых жизненных неприятностей.

    3. Цели занятия:

    § иметь представление о месте Аристотеля во всемирной культуре

      • о своеобразии эллинистического этапа в развитии философии – стоицизм, скептицизм, эпикуреизм
      • мочь изложить содержание реферата, рецензии на журнальную статью

      4. Форма учебного процесса –семинарское занятие.

      Замысел семинарского занятия

      1. Аристотель: ученый – энциклопедист.

      2. Критика «теории идей» Платона.

      3. Аристотель о перемещении материи, о соотношении формы и материи.

      4. Эллинизм: скептицизм, стоицизм, эпикурейство.

      5. Научные успехи эллинизма.

      6. Значение древней философии.

      Итоговый контроль знаний

      Тесты

      1. Какой философ разглядывал бытие как пустоты и сочетание атомов? а) Сократ б) Аристотель в) Демокрит
      2. «Человек – мера всех вещей» так вычислял а) Аристотель б) Сократ в) Протагор г) Эпикур
      3. Философ, ученик Сократа: а) Платон б) Аристотель в) Эпикур
      4. Кто из древних мыслителей вычислял высшей идеей идею «Блага»: а) Аристотель б) Горгий в) Платон г) Сократ
      5. Кто первым выяснил философию как учение о причине? а) Сократ б) Платон в) Аристотель
      6. Какому философу в собственности изречение: «Платон мне приятель, но истина дороже» а) Аристотель б) Эпикур в) Цицерон
      7. Создатель «Трактата о душе», выделил три «уровня» души – растительный, животный и разумный: а) Платон б) Аристотель в) Фалес
      8. Какой философ разглядывал логику как основное орудие познания? а) Платон б) Демокрит в) Аристотель
      9. Аристотель создал фундаментальные законы: а) атомистического материализма б) логики в) теологии
      10. Аристотель, в отличие от Платона, создал совокупность знаний о а) умопостигаемом бытии б) природе в) стране г) душе
      11. Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля владеет а) пространство б) материя в) перводвигатель г) стихия огня
      12. С позиций Аристотеля, человек есть «политийным животным», потому, что а) люди смогут добиться блага лишь сообща б) человек реализует собственный потенциал в политической борьбе в) вне университетов власти человек стёр с лица земли бы себе аналогичных г) политика определяет движение истории
      13. Имеется три вида души: разумная, животная и растительная, вычислял философ а) Платон б) Аристотель в) Сократ г) Гераклит
      14. Отыщите верное определение материи по Аристотелю: а.) это начало, носящее потенциальный темперамент и образующее чувственно принимаемую действительность б) то же самое, что и небытие в) это видимость, иллюзия отечественных органов эмоций г) это сущность, субстанция
      15. Характерные черты философии античности: а) примат веры над знанием б) эстетическое мировоззрение в) логика
      16. Эра эллинизма началась по окончании: а) массового переселения граждан греческих полисов в области Италии в VIII-VII вв до н.э. б) Пелопоннесской войны 431-404 г до н.э. в) завоевательных походов Александра Македонского

      5.2. Темы рефератов:

      1. Аристотель: ученый – энциклопедист

      2. Логика Аристотеля.

      3. «Платон мне приятель, но истина дороже».

      4. Философско – этическое учение Эпикура.

      5.3. Доклады:

      § Учение Аристотеля о Вселенной

      § Философские идеи стоиков

      § Философские идеи Скептиков

      5.4. Контрольные вопросы

      1. Выделите главные положения метафизики Аристотеля.

      2. Раскройте вклад Аристотеля в развитие науки.

      3. Дайте чёрта этическим совершенствам античности, представленным в разных философских учениях.

      4. Что объединяет философские школы эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм?

      5. Приведите примечательные факты биографии Аристотеля.

      6. Какие конкретно главные группы наук выделяет Аристотель?

      7. Какие конкретно выводы делает Аристотель из собственной критики Платона?

      8. Как, по Аристотелю (в отличие от Платона), происходит процесс познания?

      9. Из-за чего Аристотель назвал человека существом «политическим»?

      10. В чем основное отличие «Политики» Аристотеля от «Страны» Платона?

      11. Что из логики Аристотеля осталось нам в наследство?

      12. В чем, по Аристотелю, назначение судьбы человека?

      Литература

      Главная

      1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

      2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

      3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

      Дополнительная

      душа и Космос. Учения о вселенной и человеке в античном мире и в переводы века (и средние исследования). – М., 2005.

      Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по профессии «лечебное дело», «стоматология» и «педиатрия».– Красноярск, 2007.

      Ролик не для всех: Может ли у Вселенной быть сознание?


      Также читать:

      Понравилась статья? Поделиться с друзьями: