Критерии научности теории и метода.

Значение науки, научных изучений в жизни общества.

Значимость науки как фактора снабжающего технический прогресс общества, противоречивость и сложность этого процесса, породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизма и антисциентизма.

Сциентизм – это философско-мировоззренческий подход, основывающийся на идее, что научное знание это единственное подлинное знание, а ценности научного сообщества будут теми регулятивами, каковые начнут детерминировать людскую деятель- ность. Причем, наука отождествляется только с естественно-математическим и тех- ническим знанием, социальные науки познавательного значения не имеют.

Антисциентизм – это философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся не только в критике науки и техники, каковые не снабжают социальный прогресс и не улучшают жизнь людей, но и полагание их враждебными и чуждыми настоящей сущности человека. Абсолютизируя, негативные последствия НТР, антисциентисты отвергают значи- мость научного познания.

Взаимоотношение науки с другими формами публичного бытия (религия, философия, мастерство).

РЕЛИГИЯ-
определение-отличается разделением мира на естественный и сверхъестественный, для контакта с последним употребляется совокупность культа.

Функции- — нормативизирующая (регламентация публичных от- ношений); -мировоззренческая (придание устойчивости людской бытию); -познавательная (объ- яснение мира естественного во взаимоотношении с миром сверхъестественным).

Цель- предписать модель поведения и смысл жизни.
Конечный продукт- субъективное знание, основанное на религиозном опыте и представленное релгиозными религиозной картиной и фактами мира.
средства и Методы — -религиозный опыт (по степени его интенсивности выделяют основоположников религии, святых, мистиков); -вера в авторитет посредника и высший авторитет; -логические способы (анализ, индукция, дедукция, аналогия, идеализация), ко- торые употребляются в богословской аргументации.

Предмет- его отношения и Бог с человеком

его носители и Характер знания- массовое, дешёвое широким весам верующих, но имеется и специалисты – священники, богословы.

ФИЛОСОФИЯ-

Определение- является системой неспециализированных теоретических знаний на мир в целом и на место в нем человека; носит систематизированный и упорядоченный темперамент.

Функции- -мировоззренческая (гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная); — методологическая (эвристическая, координирующая, логико-гносеологическая); — -креативная (удовлетворяет потребность философа к творческой реализации).

Цель- систематизировать знание о мире и искать смысл жизни.

Конечный продукт- объективное знание в субъективно-личностной проекции, основано или на итогах философских интуиций, или на заимствованном знании из области науки либо религии (в зависимости от направления), представлено философской картиной и концепциями мира.

средства и Методы— -эмпирические способы (наблюдение, сравнение); — теоретические способы (аксиоматический, гипотетико- дедуктивный); -логические способы (анализ, абстрагирование, идеализация, индукция, аналогия, моделирование); — системный и структурно- функциональный подход; философские способы (мета- физический и диалектический)

его- место и Предмет человек в мире, обществе.

Темперамент – два уровня – житейский и опытный.

НАУКА-
Определение- направлена на производство знаний о природе, самом познании и обществе; отличается строгой достоверностью и доказательностью выводов.

Функции- -познавательная (направлена на открытие законов устройства мира) -объяснительная (воображает совокупность знаний о мире, на основании обобщенных научных фактов, гипотез и теорий); — — креативная (удовлетворяет потребность ученого к творческой реализации) — прогностическая

Цель- получение новых знаний о действительности и пред- ставить варианты его вероятного применения.

Конечный продукт- объективное, системное, непротиворечивое знание, полученное экспериментально либо в ходе моделирования; представлено научными фактами, установленными закономерностями, теориями и научной картине мира.

средства и Методы- эмпирические способы (наблюдение, сравнение, опыт); — теоретические способы (формализации, аксиоматизации, гипотетико- дедуктивный); — логические способы; — системный и структурно-функциональный подход; — приборы и экспериментальные установки

Предмет- природа, чело и социум- век (закономерности).

Темперамент – элитарный, его носители ученые-специалисты.

Критерии метода и научности теории.

Цель научного познания содержится в получении подлинного знания, что происходит в ходе освобождения от заблуждения. Заблуждение, как знание не соответствующее сво- ему предмету, есть неадекватной формой знания, обстоятельства которого в неразвитости по- знания в тот исторический период, в то время, когда оно появилось, особенности самого процесса позна- ния, связанного с выдвижением догадок, предположений, догадок. Исходя из этого истина имеет процессуальный темперамент, устанавливается в ходе постепенного отказа от неверных ги- потез и исторически устаревших взоров

Критерии верифицируемости и опровержимости (фальсифицируемости) научного знания в естествознании. Примеры их применимости: знания научные – принципиально опровержимые (опровергаемые и подтверждаемые) и не научные – не опровергаемые.

Принцип верификации (Б. Рассел). В соответствии с этому принципу, всякое научно осмысленное утверждение возможно сведено к совокупности протокольных предложений, фиксирующих эти чистого опыта и выступающих в качестве функции истинности элементарных утверждений исчисления высказываний. Но было обнаружено, что в структуре научного знания нет эмпирических утверждений, свободных от явной либо скрытой теоретической интерпретации. Стали различать яркую верификацию – прямую диагностику утверждений, формирующих эти экспериментов и наблюдений, и косвенную верификацию – заключающуюся в установлении теоретических и логических взаимоотношений между косвенно верифицируемыми и конкретно верифицируемыми утверждениями. Анализ схем и условий верифицируемости научных утверждений, теорий и гипотез был предметом логико- методологических изучений неопозитивистов.

Принцип фальсификации (принципиальная опровержимость либо фальсифицируемость любого утверждения относимого к науке). В случае если научная теория выстроена так, что не допускает опровержения, то она стоит вне науки, сущность которой видится в конкуренции сменяющих друг друга теорий и выдвигаемых догадок. К. Поппер подчеркивает теоретическую нагруженность фактов – не существует чистых, не направленных теоретическими ожиданиями наблюдений, исходя из этого изучение начинается не с наблюдения, а с неприятностей, стимулирующих творческое воображение, ведущих к выдвижению догадок.

Научный способ. Часть 6: концепции построения теорий


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: