Критика теории речевых актов

С теорией речевых актов лингвисты связывают следующие надежды:

1) выйти за пределы материала, обрабатываемого чисто лингвистическими способами, но наряду с этим стараться создать достаточно надежный инструментарий;

2) растолковать и обрисовать стратегии речевого действия на базе атомарных понятий данной теории;

3) распространить «принцип композиционности Г. Фреге» на область речевого сотрудничества; другими словами установить правила и такие структуры их преобразования, каковые разрешили бы, исходя из интерпретации составных частей речевого общения, взять – «композиционным методом» – интерпретацию целого;

4) растолковать и формально продемонстрировать, как кое-какие снаружи свободные друг от друга высказывания образуют связный контекст;

5) растолковать связь между эффективностью воздействия и ясностью выражения; эти понятия риторики связывают «прозрачность» воплощения иллокуции с перлокутивным эффектом; теория речевых актов имела возможность бы дать советы, как добиться «безотказного» успехи риторических целей;

6) взять таксономию речевых средств и метаязык для лексикографического описания; к примеру, при описании глаголов речи комфортно применять понятийный аппарат теории речевых актов;

7) включить в сферу теории прагматики коммуникативные намерения, психотерапевтические и поведенческие реакции, в большинстве случаев свойственные получателю по ходу коммуникации; изучить социальные последствия актов коммуникации в терминах взаимоотношений эквивалентности и социальной зависимости;

8) углубить теорию перифраз, учитывая не только чисто логические отношения между родными по смыслу предложениями, но и коммуникативные особенности таких предложений;

9) установить отношения между репертуаром актов высказывания на конкретном языке, с одной стороны, и иллокутивными актами универсального характера – с другой;

10) включить единицы, громадные, чем предложение, в компетенцию семантики истинности, приняв, что денотатом сообщения есть функция, делаемая высказыванием; значение данной функции определяют, со своей стороны, формы высказывания и элементы ситуации (такова посылка модели «денотата сообщения»).

Теория речевых жанров.

Основоположником современной теории речевых жанров считается М.М. Бахтин, что применил понятие жанра, которое ранее употреблялось в литературе, для описания речевых действий.

М.М. Бахтин выяснят речевой жанр как «довольно устойчивые типы высказываний, отражающие цели и специфические условия каждой области людской деятельности через тематическое содержание, языковой композиционное построение и стиль. Лингвист кроме этого создал классификацию речевых жанров, разделяя их на первичные и вторичные.

  • Первичные (простые) – складываются в ходе общения
  • Вторичные (сложные) — появляющиеся «в условиях более сложного и довольно высокоразвитого и организованного общения».

М.Ю. Федосюк опираясь на работы М.М. Бахтина, уточняет, что логичнее вычислять речевыми жанрами устойчивые тексты, а не высказывания, что разрешит применить данное понятие к более сложным монологическим и диалогическим текстам. Кроме этого ученый предлагает разделение речевых жанров на элементарные и комплексные. Элементарными жанрами, в этом случае, считаются такие типы устойчивых текстов, в состав которых не входят компоненты, каковые смогут быть квалифицированы как отдельные жанры. Под комплексными речевыми жанрами понимаются типы текстов, включающие в себя компоненты, каковые владеют относительной завершенностью и каковые смогут принимать во внимание текстами определенного жанра.

Т.В. Шмелева сделала громадный вклад теорию речевых жанров, объединив разные изюминки речевых жанров, обрисованных ранее, в пункты анкеты, ответы на вопросы которой разрешат создать описание речевых жанров. Эта анкета содержит следующие вопросы, каковые являются жанрообразующими показателями: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, диктум, фактор похабного, фактор будущего и формальная организация.

Согласно точки зрения Шмелевой главным жанрообразующим показателем есть коммуникативная цель. На основании этого показателя Шмелева выделяет 4 типа речевых жанров:

1. информативные – коммуникативной целью. данных жанров есть передача информации от автора к адресату;

2. оценочные – коммуникативная цель эти жанров сводится к вынесению оценочных суждений;

3. императивные – коммуникативная цель жанров этого типа сводится к указанию на темперамент осуществления неосуществленных действий, побуждение адресата к совершению определенных операций;

4. ритуальные – эти жанры относятся к сфере ритуализированных взаимоотношений, к примеру, приветствия, прощания, поздравления, соболезнования и т.д.

К.В. Кожевникова предлагает классифицировать жанры по степени жесткости типизации и соответственно выделяет три класса речевых жанров: 1) жанры, тексты которых строятся по облигаторным информативным моделям; 2) жанры, содержание которых строятся по узуальным информативным моделям; 3) нерегламентированные жанры, другими словами жанры, коммуникативная сфера которых не предполагает какой-либо заданности.

Последовательность ученых изучают изюминке речевых жанрах в рамках теории о функциональных стилях. Так Б.Гавранек вычисляет понятия «функциональный» стиль «и жанр» синонимичными, в то время как Г.Я. Солганик, Н.М. Разинкина, Н.М. Краевская и другие соотносят эти понятия как неспециализированное и особое, что разрешает обрисовывать речевые жанры в соответствии с жанрообразующими показателями, представленными в стилистике. Описание включает в себя чёрта коммуникативной цели текста, его протяженности, проявление языковых средств, и форму проявления языка, метод коммуникации, тип содержания и т.д.

Польско-австралийский когнитолог А. Вежбицкая для описания речевых жанров предлагает способ дескриптивного изучения когнитивно-коммуникативных явлений при помощи особенного языка семантических примитивов – элементарных смысловых единиц. Описание жанра разговор на языке семантических примитивов выглядит следующим образом: «говорю: … говорю это, по причине того, что желаю, дабы мы говорили различные вещи друг другу пологаю, что и ты желаешь, дабы мы говорили различные вещи друг другу».

Семантические примитивы — непреодолимые слова естественного языка, при помощи которых возможно толковать значения всех остальных слов, выражений, и предложений языка, не прибегая к герменевтическому кругу, другими словами определению одних слов через другие — те, которым уже даны определения; способ, созданный философом и лингвистом Анной Вежбицкой. Семантические примитивы – это элементарные смыслы, лексикализованные во всех языках (принцип универсальности) в виде семантически неразложимых единиц (принцип неделимости), и соотносящиеся между собой как эквиваленты.

ОТЛИЧИЯ ТРА И ТРЖ ДОПОЛНИТЕЛЬНО НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Ф.С.Бацевич отмечает, что отличия между теорией речевых актов и теорией речевых жанров являются иерархическими, другими словами речевые жанры складываются из совокупности речевых актов. Таковой мысли придерживаются В.В.Дементьев, Т.В.Шмелева, А.Вежбицкая. Между понятиями речевой речевой жанр и акт существуют сложные соотношения, в пределах одного речевого жанра смогут выясняться пара речевых актов. Также, по коммуникативной природе типы речевых актов, выделенные Дж.Остином и Дж.Серлем, являются недостаточными, потому, что с их помощью тяжело выделить и идентифицировать отдельный речевой жанр, например, одинаковый речевой акт может входить в состав нескольких речевых жанров, и напротив, в одном типе речевого жанра смогут видеться различные речевые акты. Исходя из этого, согласно точки зрения Ф.Бацевича, от речевого акта нет прямого перехода к дискурсу, что включает тактики участников и коммуникативные стратегии общения, содержания и моделирования [2]. Другими словами для организации дискурса и адекватного понимания природы нужна еще одна категория, которая учла бы не только самые неспециализированные интенции участников общения, но и другие составляющие факторы коммуникативной деятельности людей. Таковой категорией возможно речевой жанр.

Иначе, речевые акты, каковые определяются как целеустремленное речевое воздействие, которое происходит в соответствии с правилами и принципами речевого поведения, принятыми в данном обществе; и как единицы нормативного социоречевого поведения, принятые в определенном обществе, каковые рассматриваются в пределах прагматической обстановке. Иначе говоря речевые акты – это отдельные реплики в диалоге, каковые имеют отдельное функциональное значение, функциональное воздействие и коммуникативную цель в конкретном коммуникативном контексте. Последовательность речевых актов образуют дискурсивное единство. Но для перехода от речевых актов к дискурсу нужна промежуточная категория, которая объединяла бы комплексное представление об интенции участников общения, составляющие и факторы коммуникативной деятельности вещателей. Иначе говоря категория, которая имела возможность охарактеризовать фактически темперамент коммуникативного процесса, объединить речевые акты как отдельные коммуникативные категории. Таковой категорией, по Ф.С.Бацевичу, есть речевой жанр [2]. Следовательно, основываясь на теории Ф.С.Бацевича, речевой жанр возможно выяснить как тематически, композиционно и стилистически устоявшиеся типы сообщения – носители речевых актов, объединенных целью общения, планом отправителя информации с учетом личности адресата, ситуации и контекста общения.

Лакан ликбез Год 5 Лекция 7 Теория речевых актов и современный активизм 3


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: