Кривые и карты безразличия.

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта однообразную полезность и по отношению к выбору которых он равнодушен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето.

Свойства кривых безразличия

1. Кривые безразличия не смогут пересекаться.

2. Любая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем прошлая.

3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

4. Предельная норма замещения MRS одного блага вторым значительно уменьшается при перемещении на протяжении кривой безразличия.

Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется только его предпочтениями и вкусами и не зависит от доходов либо цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, обрисовывающих поведение одного потребителя, образовывает его карту безразличия.

Бюджетные ограничения.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ — 1) разные комплекты товаров, каковые смогут быть приобретены при данном размере дохода по средним рыночным стоимостям; 2) в теории потребления — точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая в один момент на самой высокой из кривых безразличия, воображающая собой точку максимизации полезности; 3) денежные ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражающиеся в форме предельно допустимых затрат. Денежные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете («финансовой сумке») страны, региона, предприятия, семьи. Чаще всего термин «бюджетное ограничение» употребляется в теории потребления и свидетельствует, что финансовые затраты экономического агента на все получаемые им товары не смогут быть больше его финансового дохода, т. е. выходить за пределы бюджетной линии, именуемой в противном случае линией стоимостей либо линией возможностей потребления. Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) — это прямая, точки которой показывают комплекты благ, при которых имеющийся доход реализуется всецело. При хорошей предельной полезности благ потребитель постоянно выбирает комплект, изображаемый одной их точек данной линии, в противном случае оставалась бы неизрасходованной часть денег, на каковые возможно было бы приобрести дополнительные товары, повысив собственный благосостояние. Линия бюджетного ограничения возможно и более сложной: составной, ломаной, выпуклой — в зависимости от условий, определяющих возможность потребителя брать этот товар. К примеру, ломаная бюджетная линия появляется, в случае если в бюджетное ограничение включается такое условие, как ограничение не только по финансовым ресурсам, но и по времени.

Условие равновесного положения потребителя.

В случае если потребитель получает товары А и В, то

Условия равновесия потребителя говорят о том, что не имеет значения, в каких единицах измеряется полезность. Значение имеет только относительная величина предельной полезности.

В то время, когда потребитель будет в состоянии равновесия, то цена товара имеется финансовая мера того, сколько стоит последняя единица, какова ее предельная полезность при условии неизменности платежеспособности денег.

Потребитель за каждую единицу товара платит однообразную рыночную цену, соответствующую предельной полезности последней единицы, т. е. равную предельной полезности. Но первая единица и все последующие означают для него значительно больше, чем последняя (и предельная полезность выше). Следовательно, на каждой единице товара потребитель приобретает пользу, равную разнице предельной полезности каждой последней единицы и единицы товара. Исходя из этого чем ниже цена, тем выше польза потребителя. Большие стоимости сводят эту пользу на нет. Потребительская польза на каждой единице имеется превышение того, что товар стоит потребителю (как он его оценивает), над тем, что он за него платит. Неспециализированная польза потребителя равна сумме польз по каждому покупаемому продукту.

Закон убывающей предельной полезности растолковывает закон спроса, но он содержит в себе не сильный место — предполагает, что потребители как-то смогут подсчитать полезность, которую они приобретают при потреблении разных услуг и товаров. Потому, что этого сделать нереально, был отыскан второй способ определения поведения потребителя — кривые безразличия.

Микроэкономика. Урок 20. Полезность. Кривые безразличия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: