Крупное и малое предпринимательство

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена большим и небольшим бизнесом, громадными и малыми фирмами. Размеры предприятия определяются в первую очередь числом занятых на нём. В большинстве случаев, по этому показателю предприятия подразделяются на:

  • Небольшие – до 50 занятых;
  • Средние – от 50 до 500;
  • Большие – более чем 500;
  • Очень большие – более чем 1000 занятых.

Автоматизация производства ведет к тому, что в определении размера предприятия ключевую роль играются и другие показатели – количество продаж, величина активов, полученная прибыль. [19, 82 ]

Хорошее влияние на развитие среднего и малого предпринимательства оказало вступление в силу с 1 января 2008 года закона «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ», внёсшего определённость в отношении субъектов малого предпринимательства и выяснившего его категории, исходя из средней численности. Предприятие с численностью до 100 человек – это малые предприятия, от 101 до 250 человек – средние предприятия. Изменились кроме этого критерии доли участия в уставном капитале. Субъектами малого предпринимательства сейчас не смогут стать юридические лица, у которых часть участия зарубежных граждан и зарубежных юрлиц в уставном капитале превышает 25%, и суммарная часть участия субъектов РФ, публичных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов превышает 25%. [3]

Экономическая рациональность большого предпринимательства обусловлена, в первую очередь, его технической активностью: большая компания снабжает хороший вариант для капиталовложений в интересах инвестора в условиях конкурентного риска. Конкурентоспособность даёт большой компании возможность мобилизовывать большие суммы капиталов.

Большая компания занимается кратковременным и долговременным планированием собственной деятельности, разрабатывает стратегию маркетинга, владеет высоким кадровым потенциалом, имеет возможность ответа социальных неприятностей на предприятии. Все эти преимущества разрешают большим фирмам утвердить собственные позиции в предпринимательском деле.

Но предпринимательство представлено не только большими, но и небольшими фирмами. Небольшие фирмы имеют средний жизненный цикл шесть лет, а время от времени и три года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает собственную деятельность, кое-какие укрупняются. Но количество снова рождающихся фирм всегда превышает численность прекративших собственную деятельность.

Если сравнивать с большими компаниями небольшой бизнес имеет явные преимущества.

u Для организации малого бизнеса не нужно больших вложений в главные средства. Это положительно отражается на себестоимости продукции и разрешает завлекать молодых, активных и гениальных предпринимателей.

u мобильность и Гибкость. Малые компании своевременнее реагируют на трансформации обстановки на рынке, на запросы рынка.

u взаимозаменяемость и Дублирование работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива свойственны поддержка и взаимопомощь друг друга.

u Высокая скорость продвижения информации. Она обеспечивается за счёт меньшего количества информации в малом предприятии, и яркого прямого общения начальника и подчинённых.

u Хорошая управляемость при относительно низких управленческих расходах.

Малые предприятия действуют по принципу «ориентации на потребности», приспосабливаются к запросам клиентуры, предлагают рынку что-то новое, реально действенное. Представители малого предпринимательства могут мыслить перспективно. Большие же компании часто поддаются искушению производить как возможно большее количество продукции, забывая о требовании не только создавать, но и сбывать её. [20,87]

Наровне с преимуществами постоянно имеются и недочёты. Выделим самые значительные из них:

— Намного большая степень риска. Предприниматель трудится под страхом разориться и стать банкротом.

Важность накопления капитала. Дабы «удержаться на плаву» нужно расширять производство; имеются ограничения в получении кредита, т.к. у малого предпринимателя нет возможности выплачивать большой процент.

— Ограниченность сферы деятельности. Малому бизнесу нет места в отраслях, где требуются громадные капиталовложения.

— Ограниченная номенклатура производимой продукции делает малое предприятие уязвимым с позиций конъюнктуры рынка.

— Неспособность на равных соперничать с большим производством из-за ограниченности ресурсов и скромных масштабов производства.

Само собой разумеется, неудачи и недостатки деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними обстоятельствами, условиями функционирования малых фирм. Как показывает практика, большая часть неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления либо опытной некомпетентностью собственников малых фирм.

Итак, современное предпринимательство – это синтез большого и небольшого производства. Большое производство образует «скелет» всей производственной совокупности, а небольшое производство – «мягкие и эластичные ткани», без которых большое производство не существует. Одним из наиболее значимых показателей классификации фирм есть его размер, определяемый прежде всего численностью работников. Так, фирмы делятся на небольшие фирмы – до 50 занятых; средние – от 50 до 500; большие – более чем 500; очень большие – более чем 1000 занятых.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: