Кунжи и личные переживания

В то время, когда мы слышим объяснение изначальной базы, даваемое в контексте учения Дзогчен, прекрасно бы сопоставить это объяснение со собственными переживаниями базы, взятыми нами при помощи практики и через указания мастера. Тогда объяснение получит для нас суть и будет чем-то, что мы можем реализовать в самих себе. В случае если мы до тех пор пока еще не достигли прямого переживания изначальной базы, вместо того дабы, придерживаясь объяснений, создавать в уме концептуальные идеи, лучше приступить к исполнению практики шиней и самим достигнуть этого яркого переживания.

В учении Дзогчен кунжи рассматривается как база всего и соотносится с самопорожденной мудростью и с принципом просветления. Это объяснение превосходно от объяснения кунжи, либо красный-виджнаны, в совокупности Читтаматры, где кунжи описывается как некое ментальное сознание, которое содержит все категории мысли и кармические следы, порождающие добродетельные и действия и недобродетельные тенденции.

В Жанг Жунг Ньян Гьюд всепроникающее уровень качества кунжи символизируется пространством, бесконечным и не имеющим направления. Пространство — это нескончаемая база всего существования. Под пространством мы подразумеваем внешнее пространство неба, внутреннее пространство и пустотное пространство ума, населенное объектами. Так, в соответствии с бонскому учению, это пространство не ограничено ни внешним пространством, ни пространством ума. По большому счету, в кунжи нет разделения на внутреннее и внешнее. В случае если некая форма существует, к примеру, дом, то она и формирует различия между внутренним и внешним, в частности, в это же время, что в дома, и тем, что снаружи. Внутреннее пространство принимает очертания в соответствии с форме дома, и мы, так, говорим о квадратном, треугольном, круглом либо круглом пространстве. Кунжи всецело и в однообразной мере пронизывает собой как самсару, так и нирвану, и не делится на внутреннее и внешнее. Лишь простой дуалистический ум различает внутреннее кунжи, лишенное самости уровень качества индивидуума, воображающее собой пустотную природу ума, и внешнее кунжи, другими словами полную действительность всего существования. В действительности этих границ нет. Совершенно верно так же как самопорожденная мудрость кунжи пронизывает собой умы всех живых существ, так она пронизывает и все замечательное существование и всю вселенную. Она простирается во всех направлениях без различения внутреннего и внешнего, границ и центра.

В Жанг Жунг Ньян Гьюд имеется одна метафора, в ней кунжи ума сравнивается с небом, в котором ясным светом сияет солнце, символизирующее изначальное осознание, и кунжи вольно от мыслей, сравниваемых с тучами. По сути нет никакой отличия между солнцем и небом, потому, что небо и солнечный свет неотделимы друг от друга. Как раз потому, что ригпа проявляется в пустотном пространстве ума, мы способны достигнуть осознания природы кунжи.

Но в случае если кунжи есть всепроникающим, находится в и снаружи ума, из-за чего состояние присутствия не проявляется во внешних материальных объектах замечательного мира, как оно проявляется в уме? Мы имели возможность бы заявить, что обстоятельство этого в том, что осознание не присутствует во внешних материальных объектах. Солнце светит в небе, но оно отражается только в таких объектах, как кристаллы, и не отражается в камнях, не имеющих свойство отражать свет. Подобным образом, осознание может проявляться лишь в умах живых существ, имеющих свойство отражать его; внешние материальные объекты замечательного мира лишены этого.

В случае если кто-то считает, что существует несоответствие в это же время, что кунжи есть единственной сферой тотальности, и тем, что оно пронизывает собой все вещи, возможно привести пример с солнцем, которое отражается во всех реках и морях. То, что существует множество отражений, не свидетельствует, что существует и множество светил.

В случае если кто-то считает, что существует несоответствие в это же время, что кунжи владеет изначальной чистотой, и тем, что оно содержит в себе кармические следы и есть источником неведения, это несоответствие возможно опровергнуть пониманием того, что база свободна от дуализма чистоты и нечистоты, что появляется в движущемся уме, делающем различия. К примеру, пространство возможно загрязнено, но это загрязнение существует лишь в уме замечающего. Само пространство остается пространством и не изменяется от того, что его загрязняют. Совершенно верно так же и всепроникающее осознание остается неизменно чистым; препятствия и неведение появляются в сознании, делающем различие между неведением и пониманием. В кунжи и самсара, и нирвана спонтанно идеальны.

Возможно разглядеть самсарический творческий потенциал индивидуума как функционирующий подобно некой корпорации: отечественная база сознания — кунжи есть отечественным эмоциональным банковским счетом, где мы храним собственные переживания и кармические следы и благодаря которому мы создаем собственную личность. Его возможно сравнить с корпоративными книгами записей, каковые безлюдны сами по себе, но в них ведется учет прибыли от сделок корпорации. Отечественное сознание ума, мотивируемое самсарическими жаждами, определяет устремления и наши цели. Оно подобно президенту корпорации, определяющий цели и распределяет обязанности, основываясь на власти получения и необходимости прибыли. Отечественное затуманенное сознание — это ум, что цепляется за собственные переживания и не дает им возможности самоосвобождения. Оно подобно казначею, ревностно защищающему фонды компании. Отечественные пять эмоций, направляемые целями и желаниями отечественного ума, определяют отечественные отношения с миром. Они подобны служащим и персоналу, являющимися посредниками между рынком и президентом.

В второй метафоре, забранной из Жанг Жунг Ньян Гьюд, кунжи сравнивается с пространством, ригпа — с птицей, движущийся ум — с крыльями, а тело — с сетью. Подобно тому как птица попадает в сети, тело и ум соединены воедино кармическими обстоятельствами, но в то время, когда сеть рвется, птица вырывается из нее и улетает. Так же, в то время, когда человек умирает, ум и тело отделяются друг от друга. Но, не смотря на то, что птица и сеть отделяются, они ни при каких обстоятельствах не бывают отдельны от пространства: их отделение и сближение происходят как раз в пространстве. Подобным же образом тело и ум ни при каких обстоятельствах не бывают отдельными от базы-кунжи. Пространство тут символизирует вездесущее уровень качества изначальной изначального осознания и основы, неизменно присутствующих в уме независимо от того, находится сознание в состоянии присутствия либо отвлечения.

МА

Мать

При концептуальном рассмотрении

Недочётов и линия самсары и нирваны

Ошибочные концепции неведения

Хороши от изначальной мудрости.

В сущностной же базе они неразделимы.

Ма, Бу и Цал

В Жанг Жунг Ньян Гьюд изложение базы изначального состояния дается сначала в виде краткого дискуссии основных учений, а после этого — в виде дискуссии того, что порождает ясность. Объяснение основных учений дается в трех частях: сущность учения, освобождение через действия и освобождение от иллюзии.

В первой из этих частей дается объяснение базы изначального состояния через дискуссию трех тем: матери (ма), сына (бу) и энергии (цал), являющейся неразрывное единство сына и матери. Такие знаки, как мать и сын употребляются в Дзогчен чтобы сделать познание более ясным. Эта триада соответствует триаде, обширно применяемой в Дзогчен школы ньингма: сущность (нго бо), природа (ранг бцин) и энергия (тхугже). В некоей степени ма соотносится с полной истиной, бу — с относительной истиной и цал — с единством двух истин в учениях Сутр, содержащихся в литературе Праджняпарамиты.

Ма — это кунжи, база (гжи) всего (кун). Как кунжи, ма символизирует пустотность естественного состояния, переживаемую индивидуумом в виде нерожденной сущности ума; бу — это ясность (ригпа) естественного состояния, переживаемая индивидуумом как ничем не затуманенная мудрость, сияющее самоосознание ума. Пустотное пространство кунжи мрачно, сияющий же свет ригпа появляется и освещает кунжи. Пространство остается пустотным, но оно уже наполнено светом, в нем больше нет тьмы. Светоносная ригпа, появляющаяся в пустоте изначального состояния — это сын матери-пространства-кунжи. Исходя из этого и говорится, что кунжи и ригпа подобны неразлучным матери и сыну. В изначальном состоянии ясность и пустота неразделимы. В изначальном состоянии пустота свободна от затуманенности. Пустота — это ясность, а ясность — это пустота. Нельзя сказать, что пустота — это одно, а ясность — это второе, потому, что в конечном итоге они являются неразрывное единство.

Аррхиепископ Сергей Журавлев: Жизнь по окончании смерти (индивидуальные посмертные переживания)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: