Курочка, цыплята и собака

Цель. Разделение звуков к—х в тексте.

Описание игры. Дети изображают цыплят, один ребенок — курочку, а второй — собаку. Все цыплята сидят в курятнике (находящемся на одной из сторон площадки). На другой стороне собачья конура, в ней сидит собака. На слова педагога (либо водящего)

Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите на большом растоянии. Курочка выбегает, оглядывается кругом, рукоплещет крыльями и кричит: ко-ко-ко!, созывая цыплят. На ее зов выбегают из курятника цыплята и начинают бегать, ищут корм, курочка бегает с ними. По сигналу педагога с лаем выбегает собака и бежит за цыплятами, цыплята удирают в курятник.

Курочка-хохлатка

Цель. Разделение звуков к—х в тексте.

Описание игры. Педагог выбирает из играющих курицу, остальные дети—цыплята. Один ребенок — кошка. цыплята и Курочка ходят по помещению, изображая руками взмахи крыльев, клюют корм и говорят:

Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите на большом растоянии».

Ведущий говорит, а кошка его слова сопровождает действиями.

На скамье у дорожки Улеглась и спит кошка. …Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.

На окончательных словах кошка вскакивает, мяукает и бежит за цыплятами, каковые удирают в собственный домик, к курице (маме).

Курица защищает цыпляток, разводя руки в стороны, и говорит наряду с этим: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

При повторении игры на роль кошки выбирают другого ребенка.

Петушок

Цель. Разделение звуков к, г, х в тексте.

Описание игры. По краям площадки стоят низенькие скамьи либо доски, положенные на подставка (высота 10—15 см). Дети становятся на скамью. Они изображают кур, а один ребенок — петуха. Дети говорят: Петя в желтых сапогах Ходит по песку, Постоит да поглядит, !А позже как закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Петушок выходит совершает соответствующие перемещения («Ку-ка-ре-ку», — кричит петушок.) По окончании крика петуха все куры спрыгивают со скамей и бегут искать корм. Петушок бегает с ними. По сигналу «Цып-цып» дети возвращаются на собственные места. После этого выбирается новый петушок, и игра повторяется.

петух и Куры

Цель. Та же, что и в прошлой игре.

Описание игры. У одной из стенку (на стульчиках) сидят куры, на маленьком расстоянии от них гуляет петух. В одном из углов помещения кошкин дом, в нем сидит кошка. Ведущий сидит с курами. Показывая на гуляющего петуха, он говорит:

Петя в желтых сапогах

Ходит по песку,

А позже как закричит:

Петух кричит:

«Ку-ка-ре-ку!» Выходите, курочки, Собирайте крошки, Большое количество тут имеется крошек На моей дорожке.

Куры выбегают, машут крыльями {около петуха стучат пальцами по полу) и говорят:

Куры крыльями махали: «Ко-ко-ко-ко-ко!» Куры клювами стучали: «Ко-ко-ко-ко-ко!» Дай нам, Петя, крошки, Крошек не жалей, Дай еще самую малость,

Будет веселей: «Ко-ко-ко-ко-ко!»

Выходит кошка, крадется к петуху и поет:

Выйду, выйду на дорожку: «Мяу-мяу-мяу», В том месте, где куры ищут крошки «Мяу-мяу-мяу!» К петушку поближе подойду И с собою в домик Петю уведу. Хватает петуха, уводит его в домик. Куры удирают к себе (на стульчики).

Ведущий. Кошка ушла, отправимся Петю спасем. Куры звучно закричали.

Куры. «Ко-ко-ко-ко» И за Петей побежали: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» Выходи к нам, Петя, Собирай тут крошки, Большое количество тут имеется крошек На отечественной дорожке. Выходит петух, ведущий говорит: «Вот все и собрались, а сейчас попляшем». Становятся в круг. Петух в середине.

Все. Мы покушали все, Петя, А сейчас, друг, Соберем скорее совместно Мы громадный кружок. Продемонстрируй нам ножку, Петя, поскорей, Покружись ты с нами, Петя, веселей!

Охота на зайцев

Цель. Разделение звуков к—г—х в тексте.

Описание игры. Все парни — зайцы и два-три охотника.

На одной стороне площадки по числу зайцев педагог рисует маленькие кружки (заячьи норки), в которых размещаются зайцы.

Охотники находятся на противоположной стороне, где для них нарисован домик. У каждого охотника мячик, сшитый из материи.

Ведущий. Никого нет на лужайке, Выходите, братцы-зайки, Прыгать, кувыркаться, По снегу кататься!..

Зайцы выбегают из норок, разбегаются по всей площадке и прыгают. Педагог нежданно ударяет в барабан либо бубен либо рукоплещет в ладоши и говорит: «Охотники!»

Охотники выбегают из домика и охотятся на зайцев, а зайцы должны своевременно занять собственные домики.

Охота содержится в том, что каждый охотник обязан попасть в зайца мячиком перед тем, как он забежит в норку.

Пойманных зайцев охотники забирают к себе в дом, и игра повторяется.

Одинаковые охотники идут на охоту не более 3 раз, а после этого выбирают новых охотников.

Поезд

Цель. Разделение звуков к—г—х в тексте.

Описание игры. Педагог либо кто-нибудь из детей — паровоз. Все дети — вагоны. Дети сидят на стульчиках приятель за втором. Паровоз гудит, и поезд трогается. Дети смогут двигать руками и произносить: гу-гу-гу либо:

Вот поезд отечественный едет, Колеса стучат, А в поезде этом Парни сидят. «Гу-гу-гу, гу-гу-гу», Пыхтит паровоз. На большом растоянии, на большом растоянии Ребят он повез.

После этого водящий говорит: «Стоп! Остановка! Кто желает слезать, скорей выходите, отправимся гулять». Дети поднимаются со стульчиков и гуляют по помещению.

В данной игре возможно дан второй текст песни:

Деток поезд отечественный везет В лес и на полянку. Будут дети в том месте гулять, Повстречают зайку.

«Так-так-так, так-так-так», Все колесики стучат, «Гу-гу-гу», белку встретим и лису. Едем-едем мы стремительнее, Не опасаемся мы зверей. Паровоз идет потише. Остановка близко. «Гу-гу-гу, стоп!»

Поезд останавливается, дети разбегаются по помещению, гуляют, собирают цветы, и по сигналу педагога игра опять возобновляется.

Радостные гуси

Цель. Разделение звуков к—г в тексте.

Описание игры. Дети изображают гусей. Педагог либо один из детей изображает бабушку. Он выгоняет гусей на площадку.

Дети кричат: га-га-га, и гуляют по площадке, Бабушка (кличет гусей). Гуси, гуси!

Гуси. Га-га-га!

Бабушка. Имеется желаете?

Гуси. Да, да, да!

Бабушка. Бегите к себе!

Гуси бегут к бабушке. Она кормит их (подносит каждому ребенку мнимую мисочку),

Кубики с картинами

Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах.

Оборудование. Пара кубиков с наклеенными картинами: яблоко, ежик, елка, вьюнок, маяк, юбка, чайник, лейка, майка, воробей, муравей, сарай, трамвай, ягода, якорь, одеяло, листья, змея, ежи, ежевика, поезд, платье, ружье, приемник, юла.

Описание игры. Дети сидят за одним столом и попеременно бросают любой кубик на стол. Ту картину, которая окажется наверху, ребенок обязан верна сказать. За верное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.

А что в том месте?

Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) ь фразах и словах.

Оборудование. Широкая коробка, шарик либо пуговица, сюжетные картины: мальчик выпивает, мама шьет, дети поют, птица вьет гнездо, собака лает, дети купаются, мама моет дочку, мальчики копают ямку, дети сажают дерево и т.п.

Описание игры. Сюжетные картины укладывают в коробку изображением вниз. Ребенок с опаской бросает пуговицу в коробку и открывает ту картину, на которую упала пуговица. По данной картине он образовывает предложение. За верный ответ засчитывается очко. Победителем считается тот, у кого к концу игры очков будет больше.

Сообщи, что ему делать

Цель. Автоматизация звука и в фразах и словах.

Оборудование. Куклы, игрушечные автомобили, мяч, прыгалки, обруч.

Описание игры. Вариант 1. На полке разложены игрушки. Любой ребенок попеременно подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить приблизительно такие фразы: Лена, покачай куклу; Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. По окончании исполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и игра длится.

Вариант 2. Педагог выбирает ведущего, что раздает каждому ребенку различные (либо однообразные) игрушки. В то время, когда все дети возьмут игрушки, ведущий разрешает выполнить с ними воздействие. Любой ребенок играется со своей игрушкой. По символу педагога игра заканчивается, и дети кладут предметы на место. После этого любой говорит, что он делал.

Многоцветные фигурки

Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю(й) в фразах и словах.

Оборудование. Кружки, треугольники, квадратики, прямоугольники, овалы, окрашенные с одной стороны в определенный цвет.

Описаниеигры. Фигурки укладываются на середину стола либо в коробку цветной стороной вниз. Дети сидят около стола. Любой из детей, закрыв глаза, попеременно извлекает фигурку, открывает глаза и именует ее цвет, к примеру: «Я забрал светло синий треугольник». В случае если слово светло синий сказано верно, ребенок берет фигурку себе. В случае если нет — кладет обратно в коробку. Кто больше соберет фигурок, тот победил.

Что мы делаем?

Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю(й) во фразах.

Оборудование. Сюжетные картины, к примеру: мальчик играется с юлой, девочка стирает белье куклы, мальчик поливает цветы, кроха ест кашу и т.п.

Описание игры. Детям раздают по одной картине. Педагог говорит им: «Представьте себе, что это вы изображены на картинах. Вот и сообщите, что вы делаете».

Вызванный подходит к столу, показывает всем картину и говорит, к примеру: «Я играюсь с юлой».

За верно сказанную фразу ребенку засчитывается очко. Побеждает тот, кто соберёт больше очков.

Зайка

Цель. Автоматизация звука и в тексте.

Описание игры. Выбираются два ребенка: волк и зайчик. Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом зайчик, в кругу волк. Дети ведут хоровод и говорят стих, а зайчик прыгает за кругом;

Прыгает зайка мелкий Около завалинки. Скоро прыгает зайка, Ты его поймай-ка!

Волк старается выбежать из круга и поймать зайчика. В то время, когда зайчика поймают, игра повторяется. Но уже волка и роли зайчика выполняют другие дети.

Чей ты, чей?

Цель. Автоматизация йотированных звуков в тексте.

Описание игры. Выбирается ведущий. Он подходит то к одному, то к второму ребенку и задает вопросы, а дети ему отвечают.

Ведущий. Чей ты, чей, Лесной ручей?

Ручей. Ничей!

Ведущий. Но откуда ж ты, ручей?

Ручей. Из ключей!

Ведущий. Ну, а чьи же те ключи?

Ручей. Ничьи!

Ведущий. Чья березка у ручья?

Ручей. Ничья.

Ведущий. А ты, девочка-лапушка?

Девочка. Я мамина, папина и бабушкина!

АВТОМАТИЗАЦИЯ И

Разделение

РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ

Различные звуки

Оборудование. Предметные картины.

Описание игры. Дети приобретают парные картины либо лото, к примеру: автомобиль, трамвай, поезд, самолет, курица, петух, гусь, утка, собака, кошка, корова, барабан, дудочка, колокольчик.

Ведущий именует предмет либо животное, изображенное на картине. Ребенок, у которого находится соответствующая картина, повторяет наименование предмета и имитирует звучание данного предмета, крик животного либо птицы. Остальные дети определяют, верно ли выполнил их товарищ задание.

Уличное перемещение

Оборудование. Два диска (зеленый и красный).

Описание игры. Дети делятся на пара групп, любая из которых воображает определенный вид транспорта (трамвай, автомашину, велосипед и пр.). Посредине стоит регулировщик, в руках у него два диска. В то время, когда он поднимает зеленый диск, трамвай движется по обозначенным рельсам, автомобили идут вольно и издают соответствующие звуки. Грузовая машина: ту-ту-ту, легковая: би-би-би, автобус: вррр-вррр, трамвай: цын-цын, велосипед: динь-динь-динь.

Кто тебя утром будит?

Описание игры. Дети садятся полукругом. Выбирают водящего. Он выходит вперед, и дети его задают вопросы: «Кто тебя утром будит?» Водящий отвечает, к примеру: «Кукареку!» А дети определяют, о ком идет обращение. Педагог предварительно может дать совет, кому подражать, дабы дети упражнялись в произношении различных звуков (вррр, ква-ква, чирик-чирик, куд-куда, гав-гав, му-у, бээ-бээ, кря-кря, га-га и т.п.).

Переполох

Оборудование. Смогут быть использованы маски.

Описание игры. Одна группа детей — курочки, вторая — петушки, третья — гуси, четвертая — котята. Один из ребят изображает собаку, педагог (либо ведущий) — хозяйку.

В начале игры все птицы сидят на насестах, а котята — на деревьях (заборчик, трибуна, лесенка); собака спряталась в конуре.

Выходит хозяйка кормить птиц. «Цып-цып-цып!» — созывает она петушков и курочек. «Тега-тега-тега!» — кличет гусей и рассыпает им корм.

Птицы сбегаются к ней (слезают с насестов) и начинают клевать зерна (имитируют перемещение).

«Кис-кис-кис!» — кличет хозяйка котят и дает им молоко, а сама уходит. Появляется с лаем собака. Начинается переполох.

Когда поднимается переполох (куры с кудахтаньем, петухи с кукареканьем, гуси с гоготом, котята с мяуканьем взбираются на деревья и на лесенки), прибегает хозяйка и выгоняет собаку. Игра повторяется 2-3 раза.

Прекрасный мешочек

Оборудование. набор и Мешочек привычных детям игрушек.

Описание игры. В мешочек кладут игрушки, в заглавии которых будет использован требуемый звук (с, ш, р…) либо пара звуков (с—ш). Педагог встряхивая мешочек, обращает внимание детей на то, что в мешочке что-то имеется, и тем самым приводит к интересу к игре. Сперва дети попеременно пробуют выяснить на ощупь, что попало им в руку. После этого добывают из мешочка игрушки, показывают их и именуют. Кто дотянулся петушка, показывает, как петушок поет, кто дотянулся собачку, показывает, как она лает, и т.д.

Магазин

Оборудование. Предметы, в заглавии каковые имеется нужный звук либо несколько звуков. (К примеру, для автоматизации звука с: сани, самолет, лиса, стул стол, носок, сова, сумка, миска, весы, аист, бусы и т.д.)

Описание игры. Педагог ставит на стол последовательность предметов, в заглавии которых имеется звук с. Дети сидят на стульях. Педагог попеременно приводит к детям. Они приходят в магазин и, выбирая предмет что желают приобрести, показывают его всем детям, звучно именуют и идут на собственный место.

Карусель

Описание игры. Дети водят хоровод и говорят:

Карусели, карусели, Мы с тобой на лодку сели И отправились, и отправились.

Имитируют перемещения веслами и произносят Звук ш-ш-ш в такт с перемещениями рук. После этого дети снова берутся за руки и говорят:

Карусели, карусели, Мы с тобой на лошадь сели И отправились, и отправились.

По окончании этих слов дети изображают наездников и в такт перемещениям щелкают языками.

Карусели, карусели, Мы с тобой в машину сели И отправились, и отправились.

Дети сейчас изображают водителей и, подражая звуку мотора, произносят рр-р либо скоро: дэ-дэ-да, проводя пальчиком под языком.

Карусели, карусели, Мы с тобой на поезд сели И отправились, и отправились.

Дети, подражая перемещению поезда, гудят: у-у-у, чу-чу-чу.

Карусели, карусели, В самолет с тобой мы сели И отправились, и отправились.

Дети произносят звук р-р-р и, руками изображая крылья самолета, бегут по кругу.

Игры-диалоги

Оборудование. Маски, различные предметы.

Описание игры. В этих либо аналогичных диалогах дети сперва повторяют слова за педагогом. В будущем они смогут и самостоятельно обыгрывать эти диалоги. Дабы сделать их декламацию более живой и увлекательной, прекрасно дать им в руки предметы, соответствующие содержанию диалога (шапки, платки), и ввести их как часть свободной творческой игры на тему «Театр» либо «Кино».

‘Шутка

— Что делаешь?

— Ничего.

— А он что?

— Мне оказывает помощь.

— Тит, иди молотить.

— Пузо болит.

— Тит, иди кашу имеется.

— А где моя громадная ложка?

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег.

— Громадна ли дыра?

— Один ворот остался.

— Куда идете, детушки?

— По ягоды, бабушка.

— Где же ягоды, детушки?

— Над землицей, бабушка.

— Уж не клюква ли, детушки?

— Нет, повыше, бабушка.

— Не калина ли, детушки?

— Предугадала, бабушка.

— Куда, Семен, едешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коров кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Вас, детки, поить.

Говорит гусь Коле:

— Отправился бы ты умылся, что ли. Говорит Коле утка:

— Наблюдать на тебя жутко. Говорит Коле кошка:

— Дай, полижу тебя самую малость. А свинья от хохота давится:

— Мне мальчик данный нравится.

Дети, каковые изображают гуся, утку, свинью и кошку, имитируют движения и характерные звуки этих животных.

Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для воспитателей и логопедов детсадов / Под ред. В.И. Селиверстова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.

Сказки Сутеева — Пропал Петя-петушок


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: