Курочкина структура конфликта с.6

Типология распрей

Существуют разнообразные варианты классификации распрей.

Выбор той либо другой классификации определяется тем, что интересует

исследователя в данном конкретном случае. Дело в том, что любаяклассификация разбивает все множество распрей на классы по какому-

то определенному показателю (основанию) классификации. Такимоснованием смогут быть: состав участников конфликта, его содержание, егодлительность, его обстоятельства, степень его интенсивности, остроты либо силы,формы его протекания, методы разрешения и пр. В зависимости от того,какое из этих оснований принципиально важно учитывать в данных конкретных

событиях, эксперты обращаются к той либо другой классификации.

Чаще всего употребляется классификация по составу участников,включенных в конфликт. При применении этого показателя можновыделить следующие главные типы распрей:

1. Внутриличностные конфликты.Изюминкой для того чтобы конфликтаявляется то, что тут «участниками» конфликта являются не люди, аразличные психотерапевтические факторы внутреннего мира личности, частокажущиеся либо являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы,ценности, эмоции и т.п.

2. Межличностные конфликты. Это самый популярный типконфликта, участниками в котором выступают отдельные личности.

3. Групповые конфликты. Для данной категории распрей характерно,что хотя бы одним из субъектов конфликтного сотрудничества выступаетгруппа. Такие конфликты возможно подразделить на внутригрупповые(конфликты между группой и личностью, или между неформальнымигруппами, существующими в рамках формальной группы) и межгрупповые(конфликты между разными (громадными и малыми, формальными инеформальными) группами).

В зависимости от метода разрешения, конфликты возможно разделитьна две многочисленные группы:

1. Компромиссные –допускают пара вариантов их разрешенияза счет обоюдного трансформации целей участников конфликта, сроков, условийвзаимодействия.

2. Бескомпромиссные (антагонистические) – предполагаютразрешения несоответствия методом разрушения структур всехконфликтующих сторон либо отказа всех сторон, не считая одной от участия вконфликте. Эта сторона и побеждает.

В зависимости от природы возникновениявыделяют конфликты:

1. Социальные – их происхождение обусловлено совокупностью отношенийлюдей, социальных групп, университетов.

2. Личностные – появляются в связи с наличием противоречий вовнутренней сфере личности. В большинстве случаев, связаны с неудовлетворениемпотребностей отдельной личности.

Для анализа распрей в рабочий сфере будет удобнаклассификация Л. Козера, что различает конфликты по критериюреальности-ложности. В соответствии с ней конфликты смогут быть:

1. Реалистическими (предметными, деловыми) – вызванынеудовлетворением определенных требований участников илинесправедливым, согласно точки зрения одной из сторон, распределением междуними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретногорезультата. Цели и объект конфликтного сотрудничества являютсямотивом (внутренней психотерапевтической обстоятельством) таких распрей.

2. Нереалистическими (беспредметными, эмоциональными) – ихисточником возможно недоверие, основанное на опыте прошлыхвзаимодействий, отвращение, порожденная необъективными суждениямидруг о приятеле, сложившиеся стереотипы и т.п. Конфликтное взаимодействие__ делается тут не средством успехи конкретного результата, асамоцелью. Вследствие этого цель и объект в таком конфликте формируютсясуществующими сейчас обстоятельствами – сложившимися отношениями.

КУРОЧКИНА Структура конфликта с.6

4. Объективные и субъективные факторы, воздействие которых толкает людей в конфликт.

Объективные факторы – это реально существующие в конечном итоге события. Они связаны в основном с условиями бытия, и с некоторыми значительными социально-психотерапевтическими изюминками личности либо социальной группы. К условиям бытия, порождающим конфликты, возможно отнести социальное неравенство, классовые несоответствия в обществе, конкурентные отношения на рынке. Конфликты в организаций и между организациями довольно часто вызываются такими условиями как ограниченность ресурсов, не хватает четкое распределение полномочий и обязанностей, нехорошие коммуникации (это приводит к разношласия в действиях, искажению информации). Объективными факторами, которые связаны с изюминками личности либо группы, смогут являться, уровень образования, квалификации, интеллектуальное развитие, глубинные, установки личности и стержневые потребности. Различия в этих чертях часто ведут к распаду контактов и взаимному непониманию. Воздействие объективных факторов, которые связаны с личностными изюминками психики индивидов, с их установками и потребностями, замечательно продемонстрировано в басне И. Крылова: Лебедь рвется в тучи, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. В отсутствии согласия между ними повинна их природа: На лад их дело не отправится, и выйдет из него не дело, лишь мука не вследствие того что они не желают, а по причине того, что они в принципе не смогут тащить воз в одном направлении. В жизни случаи, в то время, когда различные люди впрягаются везти один воз, весьма нередки.

Субъективные факторы являются стимулами к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными кажущимися событиями. Люди искаженно принимают обстановку, в которой они находятся, но в соответствии с теореме Томаса, последствия в полной мере настоящи.

Иллюзорные представления об событиях стимулируют конфликтные действия в не меньшей мере, чем настоящие события. Иллюзии имеется у всех. В то время, когда два субъекта имеют различные представления об одном и том же, то любой из них считает, что представление другого иллюзорно. И довольно часто совсем неясно, чья точка зрения более верна. Исходя из этого любое представление возможно названо иллюзорным. Имеется пара обычных иллюзий, заставляющих людей разжигать конфликты:

Иллюзия выигрыша — проигрыша. В то время, когда появляются рвения к двум несовместимым, в один момент не осуществимым целям, то приходится выбирать одно из двух (за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь). В случае если речь заходит об индивидах либо о группах, преследующих несовместимые цели, то любая из них, или побеждает, или проигрывает, третьего тут не дано. Люди начинают бороться за эмоциональный накал и победу растет. Но практически практически в любое время имеется и другие варианты, не считая выигрыша — проигрыша. Возможно и проигрыш — проигрыш и выигрыш — выигрыш. Иллюзия, что существует лишь альтернатива победить либо проиграть, ведет к обострению конфликта до таковой степени, что выигрыш достается через чур дорогой ценой а также победа уже не дает выигрыша.

Иллюзия самооправдания. Мы предубеждены в пользу самих себя. Мы склонны оправдывать собственное поведение, преувеличивать отечественные хорошие дела и преуменьшать собственные недочёты, в противном случае и вовсе не признаваться в них. Это относится как индивида, так и группы. Мы — хорошие, мы лучше их. А ведь со стороны эти отечественные предубеждения смогут оцениваться как фальшивые.

Иллюзия нехорошего человека. Тот, кто говорит либо действует не так, как нам бы хотелось, вызывает у нас негативную реакцию. В случае если поведение этого человека нарушает отечественные интересы, то к нему появляется неприязнь. Мы начинаем вычислять его скверным человеком — злым, тупым и пр. Это также относится не только к индивиду, но и к группе.

Иллюзия зеркального восприятия. Эта иллюзия как бы сочетает в себе две прошлых. У двух сторон, сталкивающихся по какому-то предлогу, появляется страно симметричное, как в зеркале, восприятие друг друга. Добродетели, каковые любая сторона приписывает себе, весьма сходны и пороки также. Зеркальное сходство отмечается и в опасениях по поводу второй стороны и в доводах, благодаря которым любая сторона оправдывает себя и обвиняет вторых. (к примеру, коммунисты и демократы в предвыборной гонке призывают голосовать за себя, по причине того, что …. — дальше идут неспециализированные слова: лишь мы последовательно отстаиваем интересы народа.

Практически все люди, согласно мнению ученых, склонны более либо менее к двойственности оценок: одна мерка для себя и для того, что нам выгодно либо приятно, а вторая – для чужих людей, в особенности людей намнеприятных и для того, что нам не по душе. В то время, когда кто-то разносит слух — это сплетня, в то время, когда это же делаем мы — это сообщение увлекательных новостей. Владимир Соловьев писал, что существует такое познание национальной идеи, которая напоминает ответ готтентота миссионеру, задававшему вопросы, знает ли тот отличие между добром и злом. Само собой разумеется, знаю. Добро – это в то время, когда я похищу чужой скот, чужую жену, а зло – в то время, когда у меня похитят.

2) Баланс сил. Существует довольно много факторов, каковые смогут стать силой, снабжающей преимущество в конфликте. Так, во внутриличностном конфликте (к примеру, при борьбе мотивационных тенденций в душе человека) – возможнее победа той «стороны», которая имеет более большой энергетический уровень. В межличностном и межгрупповом конфликтах дело обстоит сложнее. Распространено вывод, что такие факторы, как физическая мощь, достаток, связи, большой статус машинально снабжают непреодолимое превосходство в конфликте.

Но это не совсем так. Одним из действенных средств, благодаря которым возможно противостоять указанным выше факторам, есть информация.

Главные этапы конфликта

1. развитие и Возникновение конфликтной обстановке. Конфликтная обстановка создается одним илинесколькими субъектами социального сотрудничества и есть предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной обстановке хотя бы одним из участников социального сотрудничества иэмоциональное переживание им этого факта. внешними проявлениями и Следствиями подобногоосознания и связанных с ним эмоциональных переживаний смогут быть: изменение настроения,критические и недоброжелательные высказывания в адрес собственного потенциального соперника,ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного сотрудничества. Данный этап выражается в том, что один изучастников социального сотрудничества, понявший конфликтную обстановку, переходит к активнымдействиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба«сопернику». Второй участник наряду с этим сознает, что эти действия направлены против него, и, всвою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своихпозициях и выдвигают требования. Вместе с тем они смогут не осознавать собственных заинтересованностей и непонимать предмета и сути конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может бытьдостигнуто двумя способами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение ит. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения рабочих групп, приказруководителя, ответ суда и т. п.).

Фазы конфликта конкретно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде

всего с позиций настоящих возможностей его разрешения.

Главными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

Необходимо помнить, что фазы конфликта смогут повторяться циклически. К примеру, по окончании фазы спада в1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением спада и фаз пика, после этого можетначаться 3-й цикл и т. д. Наряду с этим возможности разрешения конфликта в каждом последующем циклесужаются.

5 способов разрешения конфликта


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: