Курс положительной философии

Дабы лучше растолковать особый характер и истинную природу хорошей философии, нужно, в первую очередь, кинуть неспециализированный взор на последовательное перемещение человеческого духа, разглядывая его во всей совокупности, поскольку ни одна мысль не может быть прекрасно осознана без знакомства с ее историей.

Изучая, так, целый движение развития людской ума в разных сферах его деятельности, от его первого несложного проявления до наших дней, я, как мне думается открыл фундаментальный фундаментальный закон, которому это развитие подчинено непременно и что возможно твердо установлен либо методом рациональных доказательств, доставляемых знакомством с нашим организмом, либо посредством исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Это закон пребывает в том, что любая из отечественных основных идей, любая из отраслей отечественного знания проходит последовательно три разных теоретических состояния: состояние теологическое либо фиктивное; состояние метафизическое либо абстрактное; состояние научное либо хорошее. Иначе говоря людская дух по самой природе собственной, в каждом из собственных изучений пользуется последовательно тремя способами мышления, по характеру собственному значительно разными а также прямо противоположными друг другу: сперва теологическим способом, после этого метафизическим и, наконец, хорошим способом. Из этого и появляются три взаимно исключающие друг друга вида философии, либо три неспециализированные совокупности воззрений на совокупность явлений: первая имеется нужная исходная точка людской ума; третья — его определенное и окончательное состояние; вторая помогает лишь переходной ступенью.

В теологическом состоянии людская дух, направляя собственные изучения, в основном, на внутреннюю природу вещей, первые и конечные обстоятельства поражающих его явлений, стремясь, одним словом, к полному познанию, мнит, что явления производятся прямым и постоянным действием более либо менее бессчётных сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых растолковывает все кажущиеся странности мира.

В метафизическом состоянии, которое в действительности представляет собой лишь неспециализированное видоизменение теологического, сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями (олицетворенными абстракциями), неразрывно связанными с разными вещами, и могущими сами собой создавать все замечаемые явления, объяснение которых соответствующей сущности.

Наконец, в хорошем состоянии людская дух познает невозможность успехи безотносительных знаний, отказывается от назначения и исследования происхождения существующего мира и от познания внутренних обстоятельств явлений и пытается, верно комбинируя наблюдение и рассуждение, к познанию настоящих законов явлений, т.е. их подобия и неизменных отношений последовательности. Объяснение явлений приведенное к его настоящим пределам, имеется отныне лишь установление связей между разными отдельными явлениями и несколькими неспециализированными фактами, число которых значительно уменьшается все более и более по мере прогресса науки.

Теологическая совокупность дошла до высшей степени дешёвого ей совершенства, в то время, когда она заменила действием одного существа разнородные вмешательства бессчётных, независящих друг от друга божеств, существование которых до этого момента предполагалось. Совершенно верно кроме этого и предел метафизической совокупности пребывает в замене всех разнообразных сущностей одной неспециализированной великой сущностью, природой, которую и надлежало бы разглядывать, как единственный источник всех явлений.

Параллельно этому совершенство, к которому неизменно, не смотря на то, что, возможно, и бесполезно, пытается хорошая совокупность, заключалось бы в возможности представить все отдельные подлежащие наблюдению явления, как частные случаи одного неспециализированного факта, аналогичного, к примеру, тяготению.

Установив, так, как это вероятно сделать, не входя в неуместные сейчас подробные рассуждения, неспециализированный закон развития человеческого духа, как я его осознаю, мы легко можем на данный момент же определить подлинную природу хорошей философии, что и образовывает основную задачу данной лекции.

Из предшествовавшего видно, что главная характеристическая черта хорошей философии пребывает в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и незвидение числа которых до минимума и образовывает цель всех отечественных упрочнений, не смотря на то, что мы и признаем полностью недоступным и тщетным искание первых либо последних обстоятельств. Безтолку продолжительно настаивать на принципе, что сейчас прекрасно известен всем тем, кто пара глубже вникал в главные на наблюдении науки. вправду, каждый знает, что кроме того в самых идеальных объяснениях хороших наук мы не претендуем на указание причины явлений, поскольку так мы лишь отодвинули бы затруднение назад; мы ограничиваемся правильным анализом событий происхождения явлений и связываем их между собой естественными отношениями подобия и последовательности.

Так, мы говорим, — я привожу пример самый превосходный, — что все неспециализированные явления вселенной разъясняются, как это быть может, ньютоновским законом тяготения, поскольку, с одной стороны, эта чудная теория воображает нам все изумительное разнообразие астрономических явлений как одинаковый факт, разглядываемый с разных мнений: постоянное притяжение молекул друг к другу, прямо пропорционально весам и обратно пропорционально квадратам расстояний, с другой же стороны, данный неспециализированный факт представляется как простое обобщение явления, которое очень близко к нам и которое исходя из этого мы вычисляем в полной мере нам известным, в частности тяжести тел на земной поверхности.

Что касается того, что тяжесть и такое притяжение сами по себе, и каковы их обстоятельства, то все эти вопросы мы вычисляем неразрешимыми, выходящими за пределы ведения хорошей философии, и с полным основанием предоставляем их воображению теологов либо узкому анализу метафизиков.

Очевидное подтверждение неосуществимости добиться решения этих вопросов возможно видеть в том, что всегда, в то время, когда по этому предмету пробовали сообщить что-нибудь вправду разумное, самый великие умы имели возможность определять эти два принципа лишь один при посредстве другого, утверждая, что притяжение имеется не что иное, как общая тяжесть, и что тяжесть состоит легко в земном притяжении. Такие объяснения заставляют радоваться, в то время, когда представляется претензия на знание внутренней природы вещей и способов происхождения явлений, но составляют, но, все, что мы имеем самый удовлетворительного, и показывают нам тождественность двух родов явлений, каковые продолжительно считались совсем свободными друг от друга.

Ни один здраво рассуждающий ум не ищет сейчас предстоящих объяснений.

Было бы легко повысить колличество таких примеров…

Охарактеризовав с дешёвой для меня в этом обзоре точностью дух хорошей философии, формированию которой посвящается целый данный курс, я обязан сейчас изучить, в какой эре собственного перемещения находится она на данный момент и что еще необходимо сделать, дабы закончить ее построение.

Для этого необходимо, в первую очередь, учесть , что все отрасли отечественного знания не могли с однообразной быстротой пройти три указанные выше главные фазы собственного развития и, следовательно, не могли в один момент достигнуть хорошего состояния.

К хорошим теориям были сведены вначале астрономические явления, как самые общие, самые простые и самые независимые от всех других, после этого, последовательно и по тем же обстоятельствам, явления фактически земной физики, химии и, наконец физиологии.

… Обнимает ли все разряды явлений хорошая философия, которая в последние два века приобретала такое широкое распространение. Разумеется, нет, и исходя из этого предстоит еще громадная научная работа чтобы дать хорошей философии темперамент универсальности, нужной для окончательного ее построения.

Вправду, в четырех только что названных основных категориях естественных явлений, т.е. явлениях астрономических, физических, химических и физиологических, возможно подметить значительный пропуск, как раз явлений социальных, каковые, не смотря на то, что и входят в число явлений физиологических, но заслуживают но, как по всей важности, так и по особым трудностям их изучения выделения их в особенную категорию. Эта последняя несколько понятий, относящихся к самый частным, самоё сложным и самый зависящим от вторых явлениям, именно поэтому одному событию должна была совершенствоваться медленнее всех других, даже если бы и не было тех особенных негативных условий, каковые мы разглядим позднее. Как бы то ни было, разумеется, что социальные явления не вошли еще в область хорошей философии, и теологические и метафизические способы, которыми при изучении вторых родов явлений никто не пользуется ни как средством изучения,, ни кроме того как приемом аргументации, до сих пор и в том и в другом отношении лишь одни и используются при изучении социальных явлений, не смотря на то, что недостаточность этих способов в полной мере сознается всеми разумными людьми, утомленными нескончаемыми и безлюдными пререканиями между главенством народа и божественным правом.

Итак, вот весьма большой, но, разумеется, единственный пропуск, что нужно заполнить, дабы закончить построение хорошей философии. Сейчас, в то время, когда людская дух создал физику и небесную физику земную, механическую и химическую, и и физику органическую, растительную и животную, ему остается лишь закончить совокупность наблюдательных наук созданием социальной физики. Такова на данный момент самая большая и самая настоятельная во многих значительных отношениях потребность отечественного ума…

В случае если лишь это условие будет в конечном итоге выполнено, современная философская совокупность во всей собственной совокупности будет поставлена на прочное основание, поскольку тогда не будет существовать ни одного дешёвого наблюдению явления, которое не входило бы в одну из установленных выше пяти великих категорий явлений: астрономических, физических, химических, физиологических и социальных. По окончании того как все отечественные понятия станут однородными, философия совсем достигнет хорошего состояния; она не будет уже в состоянии изменять собственный темперамент, и ей останется лишь развиваться вечно методом новых, неизменно возрастающих приобретений, каковые явятся неизбежным результатом новых наблюдений и более глубоких размышлений.

В первобытном состоянии отечественных познаний не существует верного разделения умственного труда, и одинаковые лица в один момент занимаются всеми науками. Такая организация людской труда, сперва неизбежная а также нужная, как мы это докажем позднее, понемногу изменяется по мере развития отдельных разрядов понятий. По закону, необходимость которого очевидна, любая отрасль научного знания незаметно отделяется от общего ствола,, когда она разрастается так, дабы выдержать отдельную обработку, т.е. когда она сделается талантливой сама по себе занимать умы нескольких человек.

Этому разделению разных видов изучений между несколькими разрядами ученых мы и обязаны тем необычным развитием, которого Сейчас достигла любая отдельная отрасль людской знания и которое делает на данный момент, разумеется, неосуществимой универсальность научных изучений, столь легкую в древности.

Одним словом, разделение умственного труда, все более и более совершенствуемое, есть одним из самых ответственных и характерных атрибутов хорошей философии.

Но, признавая в полной мере поразительные результаты этого разделения труда, видя отныне в нем подлинную базу организации ученого мира, нереально, иначе, не ощутить огромных неудобств, каковые оно, при настоящем его состоянии, порождает, благодаря чрезмерной узости идей, только занимающих любой отдельный ум. Данный печальный факт, само собой разумеется, неизбежен и до некоей степени привходит в самый принцип разделения труда, так что мы в этом отношении никакими мерами не сравнимся с древними, превосходство которых, но, происходило, в основном, благодаря ограниченности количества их познаний.

Но мне думается, что подходящими мерами возможно избежать самых гибельных последствий чрезмерной специализации, не вредя наряду с этим живительному действию разделения изучений. Нужно этим заняться действительно, потому что указанные неудобства, каковые уже по собственной природе стремятся все более и более возрастать, становятся весьма заметными. По общему признанию установленные для успехи высшей степени совершенства отечественных работ деления разных отраслей естественной философии, в итоге, не смогут не принимать во внимание неестественными. Будем помнить и того, что без оглядки на такое признание,, в ученом мире мало людей, каковые охватывали бы совокупность понятий одной науки, со своей стороны составляющей лишь часть великого целого. Большая часть же в полной мере ограничивается особым изучением более либо менее широкой части одной определенной науки, мало заботясь об отношении их работ к неспециализированной совокупности хороших знаний. Поспешим исправить это зло, пока оно не сделалось еще тяжелее. Примем меры, дабы, в итоге, дух человека не потерялся в мелочах. Не будем скрывать от себя, что здесь-то и находится не сильный пункт хорошей философии, на что с некоей надеждой на успех смогут произвести наступление приверженцы теологической и метафизической философии.

Настоящее средство остановить разъедающее влияние, которым через чур громадная специализация независимых исследований угрожает интеллектуальной будущности, состоит, само собой разумеется, не в возвращении к прошлому смещению труда, которое вынудило бы человечество пойти назад и которое, к счастью, сделалось сейчас по большому счету неосуществимым.

Напротив, это средство пребывает в усовершенствовании самого разделения труда. Достаточно, вправду, изучение неспециализированных положений наук обратить еще в отдельную независимую науку. Пускай новый последовательность ученых, взявших подобающую подготовку, не отдаваясь особому изучению какой-нибудь отдельной отрасли естественной философии, но основываясь на знакомстве с неспециализированным состоянием хороших наук, посвятит себя только правильному определению духа этих наук, изучению их связи и соотношений между собой, низведению, в случае если таковое быть может, свойственных им правил к мельчайшему числу неспециализированных правил, неизменно следуя наряду с этим главным правилам хорошего способа. Пускай одновременно с этим другие ученые посредством образования, направленного на ознакомление с совокупностью хороших знаний, возьмут возможность, перед тем как взяться за собственные особые изучения, воспользоваться светом, проливаемым учеными, занимающимися неспециализированными положениями наук, и со своей стороны исправляют полученные теми результаты: это и имеется то положение вещей, к которому современные ученые приближаются все более и более. Когда оба эти требования будут выполнены, — а возможность этого очевидна, — разделение научного труда без всякой опасности возможно увеличено до той степени, которой потребует развитие отдельных отраслей знаний. При существовании особенного, неизменно контролируемого всеми вторыми класса ученых, на обязанности которых только и неизменно лежало бы установление связи каждого нового открытия с неспециализированной совокупностью, не будет более основания опасаться, что через чур большое внимание к частностям помешает охватить целое. Одним словом, затем организация научного мира будет в полной мере закончена и будет развиваться беспредельно, сохраняя неизменно все тот же темперамент.

Образовать из изучения неспециализированных научных положений особенный отдел всего умственного труда, значит лишь распространить приложение того же принципа разделения, что последовательно создал отдельные профессии, поскольку , пока хорошие науки были мало развиты, их обоюдные отношения не имели для того чтобы значения, дабы позвать, систематически, по крайней мере, появление особенного класса работ, и необходимость данной новой науки не была особенно настоятельна; на данный момент любая из наук так развивалась, что изучение их обоюдных взаимоотношений может дать материал для многих изучений, а вместе с тем новая наука делается нужной чтобы предотвратить разрозненность людских понятий.

Так как раз я осознаю назначение хорошей философии в общей совокупности наук хороших в правильном смысле этого слова. Такова, по крайней мере, цель этого курса.

Сейчас, по окончании того как я постарался выяснить неспециализированный дух курса хорошей философии, как это было вероятно при первом обзоре, дабы сказать картине настоящий ее темперамент, считаю нужным бегло указать на основную пользу, которую подобная работа может принести прогрессу человечества, в случае если все условия будут надлежащим образом выполнены. Данный последний последовательность мыслей я ограничу указанием четырех фундаментальных особенностей.

Во-первых, изучение хорошей философии, разглядывающей результаты деятельности отечественных умственных свойств, дает нам единственное рациональное средство найти логические законы людской ума, к отысканию которых до сих пор использовались средства, очень мало для того пригодные…

Вторым не меньше серьёзным, но еще более занимательным следствием, которое нужно повлечет за собой прочное обоснование хорошей философии, определение коей дано в данной лекции, есть руководящая роль ее во общем преобразовании отечественной совокупности воспитания.

В действительности, здравомыслящие люди уже сейчас единогласно признают необходимость замены отечественного, по существу собственному все еще теологического, метафизического и литературного воспитания воспитанием хорошим, соответствующим духу отечественной эры и применимым к потребностям современной цивилизации. Разные попытки, усиливавшиеся все более и более в последний век, а особенно в наши дни, распространять и всегда расширять хорошее обучение, попытки, которым разные европейские кабинеты министров неизменно и с радостью оказывали собственный содействие (либо кроме того предпринимали их сами), обосновывают, что со всех сторон само собою зарождается желание функционировать в этом направлении. Но, помогая как вероятно этим нужным попыткам, не нужно скрывать от себя, что при настоящем состоянии отечественных дней они не имеют ни мельчайшей надежды достигнуть собственной цели, — полного перерождения общего образования. Потому что необыкновенная специализация и светло выраженное рвение к обособлению, каковые до сих пор характеризуют отечественные приемы осознавать и разрабатывать науки, оказывают, само собой разумеется, громадное влияние на метод преподавания их. В случае если кто задумает на данный момент изучить главные отрасли естественной философии чтобы составить себе неспециализированную совокупность хороших идей, то он будет принужден изучать каждую науку раздельно, пользуясь теми же приемами с теми же подробностями, как если бы он желал сделаться экспертом-астрологом, химиком и т.п., что делает хорошее образование практически неосуществимым и по необходимости очень несовершенным кроме того для самых сильных умов, находящихся в самых благоприятных условиях. Подобный образ действий при применении к общему образованию был бы, само собой разумеется, чистейшей бессмыслицей, а в это же время последнее непременно требует совокупности хороших идей по всем главным классам явлений природы. Этой-то совокупности идей и суждено, в более либо менее широких размерах, стать кроме того в народных весах постоянной базой людских мыслей, создать, одним словом, неспециализированный дух потомков. Дабы естественная философия имела возможность завершить уже столь подготовленное преобразование интеллектуальной совокупности, нужно, следовательно, дабы входящие в ее состав науки представлялись всем отдельными ветвями, выходящими из одного ствола, и в первую очередь были сведены к тому, что образовывает их сущность, т.е. к их главным способам и самые важным итогам. Лишь при таком условии преподавание наук может сделаться у нас основанием новой вправду рациональной совокупности общего образования. Пускай после этого к этому начальному образованию присоединяются разные особые научные занятия, соответствующие тем особым формам образования, каковые должны следовать за неспециализированным, — в этом отношении, разумеется, не имеет возможности появляться никаких сомнений. Но основное мысль, на которое я желал тут указать, пребывает в том, что все эти особые занятия были бы, само собой разумеется, недостаточны для настоящего обновления совокупности отечественного образования, если бы они не опирались на предварительное неспециализированное образование, воображающее прямой итог определенной в данной лекции хорошей философии.

Особому изучению неспециализированных положений наук суждено не только преобразовать воспитание, но и содействовать прогрессу отдельных хороших наук; это-то и образовывает третье главное свойство, на которое я хочу указать.

Вправду, деление, которое мы устанавливаем между науками, не смотря на то, что и не в полной мере произвольно, как кое-какие это думают, но по существу собственному есть неестественным. В действительности предмет всех изучений один, и мы подразделяем его лишь с целью обособить видящиеся при его изучении затруднения, дабы позже лучше совладать с ними. Довольно часто случается исходя из этого, что, вопреки отечественным хорошим подразделениям, ответственные вопросы требуют известного соединения нескольких особых точек зрения, которое нельзя осуществить при теперешним состоянии научного мира; это событие время от времени принуждает оставлять эти вопросы без ответа значительно долее, чем это нужно. Подобное неудобство должно в особенности появляться по отношению к самые существенным положениям каждой науки в частности. Возможно легко привести очень занимательные в этом отношении примеры…

Я имел возможность бы указать в прошлом на один особенно заслуживающий упоминания пример, остановившись на необычной концепции аналитической геометрии Декарта. Это большое открытие, которое совсем поменяло вид математических наук и в котором нужно видеть подлинное основание всех позднейших ее огромных удач, имеется лишь итог сближения двух наук, рассматривавшихся до тех пор раздельно.

Наконец, четвертое и последнее главное свойство науки, названной мной хорошей философией… пребывает в том, что хорошую философию можно считать единственной обстоятельством прочной базой публичного преобразования, имеющего положить финиш тому критическому состоянию, в котором так в далеком прошлом уже находится самые цивилизованные народы.

Конт О. Курс хорошей философии.

Спб., 1900. Т.1. С. 3-5, 8-10, 11, 13-15, 18-19, 20

Позитивизм. Огюст Конт — Философия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: