Латентная переменная, измеренная подобным образом, называется обычно социологическим индексом.

При создании индекса появляются кое-какие методические неприятности. К примеру:

1) поиск параметров отбора показателей, каковые смогут быть индикаторами изучаемого свойства;

2) определение размера вклада и оказываемого влияния каждого выбранного показателя на конечный, единый (агрегированный) показатель-индекс.

Индекс, выстроенный для одного респондента, именуется личным социологическим индексом, а индекс, выстроенный на базе совокупности разных данных, совокупным индексом.

Логические и аналитические индексы.

Логический индекс– это показатель, определяемый логическим методом, т.е. выстроенный по определенной логической схеме. В этом случае употребляется логический квадрат, логический прямоугольник, кроме того куб.

Техника логического квадрата.

При номинальных шкал чтобы получить значения латентной переменной употребляется техника логического квадрата (куба и т.д.).

К примеру, нужно узнать удовлетворенность студентов учебой на конкретном факультете, по данной профессии. Возможно применять логический квадрат. Для его построения нужно студентам различных институтов задать два вопроса:

Представьте себе, что у Вас имеется возможность перейти на другой факультет. Перешли бы Вы?

– да, перешел бы

– нет, не перешел бы

– затрудняюсь ответить

Представьте себе, что Вы нигде не учитесь. Пришли бы Вы снова обучаться на Ваш факультет?

– да, пришел бы

– нет, не пришел бы

– затрудняюсь ответить

В следствии мы можем взять 9 обстановок, каковые нужно свести в таблицу (логический квадрат). Любая обстановка интерпретируется

«Пришел бы …» «Перешел бы …»
Нет З/о Да
Да a b f
З/о b c d
Нет f d e

По соотношению ответов на оба вопроса мы видим, что большая удовлетворенность имеется в ситуации a, а минимальная – в ситуации e, средняя – в ситуации c, т.е. ситуации аи е – это крайние позиции, с– средняя.

Ситуации b– аналогичны, степень удовлетворенности в этом случае меньше, чем большая, и выше, чем средняя.

Ситуации dблизкие по собственному значению, поскольку ответ да в одной ситуации равнозначен ответу нет в второй ситуации (при затрудняюсь ответить). В этом случае степень удовлетворенности меньшая, чем средняя, и громадная, чем минимальная.

Ситуации fвзаимоисключают друг друга.

Обстановки обозначаются произвольно, но с учетом логических связей между ними.

На входе имеем трехчленную шкалу, а на выходе шкалу порядков с пятью градациями.

Каждой ситуации возможно присвоить коды, значения, показатели, на основании которых строится последовательность предпочтений (по степени убывания).

А В С D Е

А = 5, В = 4, С = 3, D = 2, Е = 1

Посредством логического квадрата мы определяем удовлетворенность учебой лишь раздельно забранного студента.

Техника логического прямоугольника.

Наровне с логическим квадратом возможно применять логический прямоугольник. К примеру, постараемся оценить преподавание какого-нибудь учебного курса. Используем 3 критерия:

  • содержание(наличие нового знания),
  • интересность(стиль, ораторские свойства),
  • понятность(доходчивость материала).

По этим показателям (С, И, П) оценим уровень качества курса.

Зададим три вопроса:

1. Как вы вычисляете, содержательный ли либо нет этот

курс лекций?

1. Да

2. Нет

3. З/о

2. Как Вы вычисляете, весьма интересно просматривает лектор либо нет?

1. Да

2. Нет

3. З/о

3. По большей части Вы осознаёте материал данного курса?

1. Да

2. Нет

3. З/о

Ответы затруднившихся (з/о) возможно не трактовать.

Их возможно включить на стадии обработки эмпирических данных.

Мы приобретаем восемь обстановок, любая из которых характеризует определенное уровень качества курса.

Этим обстановкам соответствуют оценки А(хорошее), В(хорошее), С(удовлетворительное), D(нехорошее).

Наряду с этим А В С D. В итоге у нас оказался инструмент для измерения качества лекций. Причем, в начале мы применяли номинальные шкалы, а в итоге взяли порядковую шкалу с четырьмя градациями.

Посредством логического прямоугольника возможно измерить оценки, даваемые респондентами разным объектам.

Номер обстановки С И П Уровень качества Оценка Баллы
1. + + + хорошее А
2. + + хорошее В
3. + + хорошее В
4. + + хорошее В
5. + удовлетворительное С
6. + удовлетворительное С
7. + удовлетворительное С
8. нехорошее D

В случае если нам необходимо взять оценку качества лекций, взятую от группы опрощеных, то в этом случае нужно вырабатывать аналитический индекс.

Аналитический индекс – это обобщенный (производный) показатель, организованный из данных при помощи математических операций.

Он строится на базе эмпирических показателей и индикаторов, взятых на протяжении изучения, или от их производных.

Простые индексы

Пример:

Существует 2 группы опрощеных, одна из которых, просматривает материалы на политические темы систематично, вторая – нерегулярно.

Дабы сравнить эти группы между собой «по уровню обращаемости к материалам на политические темы», направляться сконструировать индекс.

Обозначим условно буквой А тех опрощеных, кто просматривает материалы на политические темы систематично, и буквой Б тех, кто просматривает их редко.

Тогда искомый индекс может принять вид:

Разность просматривающих материалы на политическую тему довольно часто и просматривающих их редко, дроблённое на число всех опрошенных.

Определим границы измерения значений индекса.

Для этого предположим, что все опрошенные просматривают сообщения на политические темы систематично (Б=0).

Тогда значение индекса равняется +1.

В случае если высказать предположение, что все опрошенные просматривают эти материалы редко (А=0), то значение индекса равняется -1.

Так, индекс изменяется в диапазоне от +1 (все опрошенные просматривают сообщения на политические темы систематично) до -1 (все опрошенные просматривают эти материалы редко).

Индекс принимает значение 0, при А=Б (при условии, что число просматривающих сообщения на политические темы систематично равно просматривающих их редко).

Пример:

Расчет несложного индекса возможно применен, к примеру, для ответа следующей задачи.

Пускай совершён опрос в 4-х группах, обобщены результаты и вычислены значения индекса.

ЛАТЕНТНЫЙ | ВИДЕОКЛИП MMXVII


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: