Лекция 1. философия и наука.

Философия науки–область научного знания, направленная на обнаружении неспециализированных закономерностей в тенденции научного познания как особенной деятельности по производству научных знаний, забранных в их историческом развитии и разглядываемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Предмет философии наукипо А. А. Радугину и О. А. Радугиной:

изучение научно-познавательной деятельности как социально-исторического и культурного явления;

тенденции и общие закономерности научного познания как особенной деятельности по производству научных знаний;

классификация наук, разрешающая распознать их специфику, роль и взаимодействие в обществе;

методика научного познания;

социально-философские неприятности науки;

этико-философские неприятности научной деятельности;

политики взаимодействия и проблемы науки, религии и взаимосвязи науки.

Понятие науки

Основания науки:

Сознание Познавательный процесс Знание

Сознание человека неизменно имеется осознанное бытие, выражение его отношения к собственному бытию.

Познание– обусловленный публично-исторической практикой развития знания и процесс приобретения, его постоянное углубление, расширение, воспроизводство и совершенствование.

Знание– объективная действительность, эта в сознании человека, что в собственной деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи настоящего мира.

Термин «знание»:

а) способности, умения, навыки, каковые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;

б) каждая познавательно значимая информация;

в) особенная познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во связи со «своим вторым» – с практическим отношением.

Наука– сфера исследовательской деятельности, направленная на обнаружение закономерностей исследуемых явлений и производство новых знаний о природе, мышлении и обществе и включающая в себя все условия и моменты этого производства:

— ученых с их способностями и знаниями, опытом и квалификацией, сразделением и кооперацией научного труда;

— научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

— способы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, совокупность научной информации,

— сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства, результата научного производства.

В понятие «наука» вкладывают пара смыслов:

*Эйнштейн: «Без веры во внутреннюю гармонию отечественного мира не имело возможности бы быть никакой науки. Эта вера имеется и постоянно останется главным мотивом всякого научного творчества».

*Попперввел критерий фальсификации, полагая, что любое научной знание непременно будет опровергнуто, исходя из этого проверка нафальсифицируемость дает гарантии, что мы имеем дело с довольно верным научным знанием.

М. Вебер о специфике научной работы:«Идеальное произведение искусства ни при каких обстоятельствах не будет превзойдено и ни при каких обстоятельствах не устареет… Наоборот, любой из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова будущее, более того, таков суть научной работы, которому она подчинена и которому помогает, и это именно образовывает ее своеобразное отличие от всех остальных элементов культуры; всякое идеальное выполнение плана в науке свидетельствует новые «вопросы», оно по собственному существу хочет быть превзойденным… Но быть превзойденными в научном отношении – не только наша общая будущее, но и наша общая цель. Мы не можем трудиться, не питая надежды на то, что другие отправятся дальше нас».

У В.С. Степина выделены три основных компонента оснований научной деятельности:

1.нормы и идеалы изучения,

2.Философские основания науки:

3.научную картину мира.

Научная картина мира(по Степину) – целостная совокупность представлений о мире, его закономерностях и структурных характеристиках, вырабатываемая в следствии синтеза и систематизации в фундаментальных достижениях науки. Это особенная форма научно-теоретического знания, развивающаяся в ходе исторической эволюции науки.

Формы научной картины мира:

— общенаучная картина мира, т.е. форма систематизации знаний, выработанных в естествознании и в социально-гуманитарных знаниях.

— естественно-научная картина мира,

— особая картина мира отдельных наук.

Лекция 2.

Пять подходов относительно даты и места происхождения науки:

1) Наука органично свойственна практической и познавательной деятельности человека, исходя из этого она была и имеется неизменно и везде, где имеется разумно действующий человек.

2) Наука появилась в Греции в пятом веке до н.э., в то время, когда знание в первый раз было соединено с обоснованием.

3) Наука появилась в Западной Европе в позднее средневековье (12 – 13 века) вместе с особенным интересом к умелому знанию и математике.

4) Наука появилась в Европе в 16 – 17 столетиях вместе с работами Кеплера, Галилея, Ньютона, создавшими первую теоретическую модель физики на языке математики.

5) Наука начинается с первой трети 19 века, в то время, когда исследовательская деятельность была объединена с образованием.

наука и Философия. Лекция 1. История общей науки


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: