Лекция 10. жанровые характеристики pr-текстов

Процесс создания любого текста предполагает работу с исходным материалом — исходными данными. Четко воображая себе цели создания текста, его тему, изучаемую проблему, адресата конкретного текста, создатель приступает к оформлению данного текста в определенных жанровых рамках.

Жанр предусматривает определенный количество текста, правила отбора стилистического оформления и языкового материала самого текста. Жанр — форма организации речевого материала, определяющая концептуальную направленность текста; метод действия на аудиторию: наиболее значимая категория процесса общения, необычный тип коммуникации. Жанр — своеобразный метод ее анализа и отражения действительности. Жанр PR-текста — это особенного рода форма организации текстового материала, характеризующегося общностью содержательных, структурно-композиционных и стилистических показателей. Развитие современных PR-коммуникаций предполагает процесс синтеза жанров под влиянием разнообразия журналистских жанровых форм, склонных к смешению жанров; из-за отсутствия научно-исследовательской работы в области изучения жанрообразования и рефлексии PR-текста. Сейчас мы можем выделить следующие жанрообразующие показатели PR-текста:

1. Предмет отображения.

2. Целеустановка.

3. Способ отображения.

4. Функции.

5. Стилистико-языковой фактор.

Предмет отображения — это одна из черт публичных коммуникаций, разделяемых нами, в этом случае, по их тематической направленности в конкретной сфере общения: экономические, политические, культурно-духовные. PR текст появляется неизменно при условии наличия новостного предлога —события, являющегося главенствующим предметом отображения текста.

Целеустановка — создание и информирование оптимальной коммуникативной среды базового субъекта PR. Цели достигаются методом описания предмета текста либо установления причинно-следственных связей. Описание может изменяться, исходя из задач создания PR-текста, другими словами оно возможно минимально и максимально детализированным. Понятие эксплицитности коммуникационных целей PR-текста крайне важно в этом случае. Для оптимальной коммуникативной среды базового субъекта PR нужно распознать причинно-связь и следственную зависимость между событием, процессом развития обстановки. Для установления таких связей направляться обратить внимание на те события, каковые предшествовали происхождению причинно-следственных связей. После этого из этих событий направляться выделить определяющие, талантливые быть обстоятельством явления, ставшего новостным предлогом для PR-текста.

Имплицитность целей создания PR-текста связана с понятиями «прогноза развития» и «оценки факта» событий. Оценка факта, с позиций PR-коммуникаций, должна в любой момент иметь оптимизированную направленность — оптимизированную оценку предмета отображения. Одновременно с этим, прогноз развития событий либо предмета отображения, каковые определяют предстоящую программу действий PR-эксперта,свойственны только для ограниченного круга PR-текстов, к примеру «заявление для СМИ». Цель прогноза должна быть скрытой, имплицитной.

Способы отображения — метод достижения цели, в некотором роде упорядоченная деятельность.

Способ сбора информации в PR-тексте: регистрация фактов и непосредственное восприятие, касающихся интересующего объекта — наблюдения. Принципиально важно подчернуть, что эксперт PR, кроме того будучи ярким участником событий, не должен отражать как бы то ни было собственный участие в тексте. Способ сбора информации для PR-текста по степени формализованности возможно лишь формальным: в зависимости от жанра PR-текста, к примеру в интервью, вопросы должны быть четко структурированы, т. е. предполагают четкую логику вопроса-ответа; по месту проведения сбора информации — лишь настоящие условия обрисовываемого факта. Эксперт PR ни при каких обстоятельствах не конструирует события, но лишь конкретно участвует в них. По регулярности проведения наблюдений они смогут быть как систематическими, так и несистематическими, но ни при каких обстоятельствах не должны быть спонтанными. С позиций позиции наблюдателя, это возможно невключенное наблюдение (авторство PR-текста неизменно надличностное), но, к примеру, в письме — и включенное наблюдение. Способы отображения информации смогут быть «прямыми», в то время, когда новость преподносится «из первых рук», и краткосрочными и долгими.

Способ прогнозирования. Различают поисковые способы прогнозирования и нормативные. Поисковые отвечают на вопросы о направлении развития, о последствиях событий. Нормативные являются прогнозированием желаемых результатов на базе заблаговременно правил и определённых норм, идеалов и целей. К примеру, поисковый прогноз характерен для PR-текста заявление.

Биографический способ: употребляется для позиционирования либо поддержания паблицитного капитала конкретной персоны, связанной напрямую с базовым субъектом PR. К примеру, употребляется в PR-тексте биография.

Типологизация: поиск устойчивых свойств и признаков изучаемого объекта. Но задача PR текста и конкретной PR структуры состоит не в том, дабы разбирать события, но в том, дабы представить целевой общественности как раз оптимизированную данные, анализ же обязан совершаться самой общественностью, по факту получения информации. Оценка событий в PR тексте представлена имплицитно: этому содействует логика подачи и подбора фактов. Но в PR-тексте заявление для СМИ анализ фактов представлен эксплицитно — тут целевая общественность обязана владеть не только оптимизированной информацией, но и оценкой обстановки, ее анализом со стороны базового субъекта PR.

Функции PR-текста — влияние и информирование на целевую общественность. Информирование в PR-тексте должно быть оптимизированным и иметь заблаговременно просчитанную целеустановку и результативность. Действие PR-текста определяется по косвенному влиянию на формирование устойчивого хорошего отношения к базовому субъекту PR.

Разделяют гносеологические, познавательные, социологические и конструктивные функциональные изюминки PR-текстов.

• Гносеологические — функции конструирования публичного дискурса.

• Социологические — адаптирующие функции (воспитательные, социализирующие), функции культурной изменении, функции социорегуляции (информационная, целеполагающая, управленческая).

• Познавательные — PR текст есть источником, способом и средством социального познания.

• Конструктивные — трансформация и производство значительных представлений целевой общественности о базовом субъекте PR. Посредством PR текста происходит формирование дискурса между субъектом PR и его целевой общественностью.

Базы обработки текстов. Лекция 10


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: