Лекция 145. виды торговых сделок. виды имущества.

Лекция шейха Мухаммада Мухтара аш Шанкыти о торговле (часть 2)

Виды торговых сделок, виды имущества

Лекция 145. Виды торговых сделок. Виды имущества.

Составитель сборника хадисов, разъясняемого нами, назвал главу «Книга торговых сделок» («китабу аль-бую‘). Слово «торговых сделок» (бую‘) есть множественным числом от слова «торговая сделка» (бай‘). Говорят: «Он реализовал (ба‘а) вещь», «он реализовывает (йаби‘у) вещь» в то время, когда поменял эту вещь на иное имущество. И именуется бай‘ так вследствие того что человек, независимо от того, реализовал он либо приобрел, в любом случае совершил торговую сделку. Термин бай‘ используется при продаже или обмене.

Что касается бай‘ как правовой термин, то ученые дают ему разные определения.

Ученые ханафитского мазхаба дают такое определение: «Бай‘ — обмен одного вида имущества (маль) на другой вид имущества в некотором роде». В слово имущество (маль) они вкладывают следующий суть — это любая вещь, у которой имеется сокровище. Несложный народ подразумевает под словом «маль» лишь золото и серебро. Но верно было бы заявить, что это все, у чего имеется сокровище. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал верблюдов, овец и коров «маль» в хадисе о том, как Аллах испытал слепого, лысого и прокаженного человека из народа Исраиля (наблюдай «Сахих» аль-Бухари, 3205; «Сахих» Муслима, 5265).

Так же эти животные именуются маль в следующем хадисе:

???? ??????? ???? ?????? ??????? ???? ?????????? ?????? ??????? ???????? ????????? ????? ??? ???? ??????? ?????? ????? ?????? ????? ?????? ??? ???????? ???????? ?????? ???????? ????? ?????? ???????????? ??????? ???????? ???????? ????? ????????? ??????????? ???????????? ????? ????????? ??????????? ?????? ?????? ?????????? ???????? ????? ??????????? ????????? ??????? ??? ??????? ??????? ????? ???????? ????? ????????? ????????? ??????????? ????????? ?????????????? ??????????? ????? ???????? ???????? ????????? ??? ??????? ??????? ????? ???? ??????? ????? ??? ???????? ????????? ?????? ????????? ?????? ???????????? ???????? ???????? ???????? ????????? ????????? ?????? ?????? ??????? ?????? ????????? ????? ??????? ??????? ?????? ???????? ???? ??????? ????? ??????? ??? ????? ?????? ???????? ?????? ??? ????? ???????? ??????????? ????? ???????? ?????????

Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующие слова: «В случае если обладатель верблюдов, овец и коров не отдает им то, на что у них имеется права, то будет усажен наоборот собственного имущества в грохочущей равнине в сутки Суда, а животные, у которых имеется копыта, будут топтать его, животные же с рогами будут его бодать. В тот сутки не будет животных со сломанными либо маленькими рогами». Тогда мы задали вопрос: «О посланник Аллаха! А какие конкретно права имеется у отечественного имущества?» Тот ответил: «Отдавать самцов для покрытия самок; отдавать соответствующие виды скота для извлечения воды из колодцев тем, кто испытывает недостаток в этом; отдавать их в безвозмездное пользование, дабы люди приобретали пользу от их молока, шерсти и другого; доение их около водопоя (суть фразы: «дабы напоить бедняков, конечно для облегчения скоту»); конечно применение их на пути Аллаха». Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: «А вдруг обладатель имущества (маль) не выплачивает с него закят (милостыню, которая есть необходимой для мусульман), в Судный сутки это имущество предстанет пред ним в виде лысой лисы и будет везде преследовать хозяина, а тот будет пробовать убежать. Ему будет сообщено: «Это твое имущество, на которое ты скупился». В то время, когда же человек осознает, что ему не убежать, то вложит собственную руку в пасть лисе, и лиса будет кусать человека кончиками зубов» («Сахих» Муслима, 1650).

Согласно одной из версий данный хадис был поведан перед тем, как закят стал необходим для мусульман. Сейчас же деяния, перечисленные в хадисе, являются желательными и являются признаком показателем хорошего нрава. Другие ученые утверждают, основываясь на хадисе, что с имущества необходим к выплате не только закят (как, к примеру, освобождение рабов, поддержание родственных связей, прощение должника, оказавшегося в затруднительной ситуации). Мы же в отечественной работе данный хадис применяем чтобы выделить, что маль — это не только серебро и золото, как представляется некоторым современным арабам.

Ученые дробят имущество на три вида:

  1. Накдайн, подразумевается золото и серебро, и они являются эквивалентом цены любых вторых вещей.
  2. Манкулят (движимое имущество), включает в себя продукты питания, одежду, и все другие вещи, каковые вероятно перемещать.
  3. ‘Акарат (недвижимое имущество), включает в себя земельные наделы, дома и сады.

Итак, ученые ханафитского мазхаба уверены в том, что бай‘ — обмен одного вида имущества на второе.

Данный обмен не редкость трех видов, каковые мы упомянем позднее. Потом они говорят «в некотором роде», имея в виду условия действительности торговой сделки.

Сделка не редкость настоящей, лишь при соблюдении определенных условий, каковые Аллах назвал в Собственной Книге и передал через Собственного пророка, да благословит его Аллах и приветствует. «В некотором роде» так же то, что подразумевает законодатель под термином бай‘, по причине того, что люди время от времени дарят что-то, а одаряемый может подарить дарителю иную вещь. В этом случае практически происходит «обмен одного вида имущества на другой», но не будет «в некотором роде», что закреплен в законодательстве специально для торговой сделки.

Второе определение дают ученые маликитского мазхаба: бай‘ — контракт обмена, но не чтобы лишь обладать и пользоваться, а так предметом сделки не есть получение удовольствия, основанный на обоюдной оценке. Такое определение дали Ибну ‘Арафа, Шаррах Махтасар. Значение этого определения: они сообщили — бай‘ это соглашение, а любой соглашение подразумевает под собой предложение (иджаб — оферту) и принятие этого предложения (кабуль — акцепт). Человек говорит: «Я реализовал тебе собственный дом» — это оферта. Клиент говорит: «Я принял твое предложение» — это акцепт.

Потом они уточнили «но не чтобы лишь обладать и пользоваться» для исключения контрактов аналогичных аренде, поскольку такие соглашения подразумевают под собой передачу вещи лишь для пользования и владения. К примеру, в случае если хозяину дома предложат реализовать его дом, то он реализовывает сущность (зат) дома и права на пользования и владение, соответственно клиент может полновластно им распоряжаться (к примеру, жить, реализовать, подарить, уничтожить и тому подобное).

В случае если же предложат сдать дом в аренду, то арендатор может лишь обладать и пользоваться домом, живя в нем, но у него нет права собственности на данный дом.

Слова «предметом сделки не есть получение удовольствия» говорят о исключениях из торговых сделок брачных контрактов.

Слова: «основанный на обоюдной оценке» означают, что любая из сторон пытается не допустить обмана со стороны второй стороны сделки и дает собственную оценку ее предмету.

Что касается ученых шафиитского мазхаба, то они дают следующее определение контракту купли-продажи: «Это обмен имущества методом передачи и приобретения в собственность».

Слова «обмен имущества» были разъяснены ранее.

Слова «методом передачи и приобретения в собственность» означают, что в этом обмене стороны имеют цель передать в собственность второй стороне сделки то, что ранее сам имел в собственности.

Что касается ученых ханбалитского мазхаба, то они выяснили бай‘ как «обмен имущества с наделением второй стороны сделки правом собственности на ранее принадлежавшую ему вещь», а кое-какие дали такое же определение, как ученые шафиитского мазхаба.

Итак, создатель назвал «Книга торговых сделок» («китабу аль-бую‘) во множественном числе, поскольку сделки делятся на два вида:

  1. Разрешенные Аллахом.
  2. Запрещенные Аллахом.

Эти виды со своей стороны делятся на разновидности, каковые мы будем разбирать подробнее в следующих лекциях.

Торговая сделка основывается на четырех столпах (кое-какие ученые именуют лишь три):

  1. Должны быть соблюдены условия, относящиеся к продавцу.
  2. Должны быть соблюдены условия, относящиеся к клиенту.
  3. Должны быть соблюдены условия, относящиеся к предмету сделки (товару).
  4. Должны быть соблюдены условия, относящиеся к форме соглашения.

При несоблюдении указанных выше условий сделка будет недействительной.

Что касается продавца, то он должен быть разумным, талантливым различать, не пребывающий на попечении.

Сделка слабоумного есть недействительной, поскольку в хадисе говорится:

???? ????????? ???? ?????????? ?????? ??????? ???????? ????????? ????? ?????? ????????? ???? ??????? ???? ?????????? ?????? ???????????? ?????? ?????????? ?????? ???????? ?????? ???????????? ?????? ???????? ???? ???????

Передается от Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Не будет спрошено за идеальные дела у трех людей: дремлющего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет совершеннолетия; слабоумного, пока не станет разумным или не выздоровеет» («Сунан» ан-Насаи 3378; «Сунан» Абу Дауда, 3822).

Так же недействительна в собственной базе сделка ребенка, не достигшего совершеннолетия (совершеннолетие наступает с достижением половой зрелости). Несовершеннолетние делятся на разумных (мумаййз), каковые смогут выполнять сделки, и не могущих выполнять сделки.

Кое-какие ученые именуют мумаййз детей, достигших семи лет, основываясь на хадисе:

???? ??????? ???? ???????? ???? ??????? ???? ??????? ????? ????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? ?????? ????????????? ???????????? ?????? ????????? ?????? ??????? ?????????????? ????????? ?????? ????????? ?????? ??????????? ?????????? ??? ????????????

Амр ибн Шуайб передал от собственного отца, что передал от собственного деда, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Приказывайте своим детям молиться по достижению ими семилетнего возраста, а в то время, когда им исполнится десять лет, то за невыполнение молитвы имеете возможность ударять, конечно с этого возраста не кладите их в одну постель» («Сунан» Абу Дауда, 418).

В случае если ребенок достиг семи опекун и лёт дал ему покупать либо реализовывать, то эта сделка настояща. В случае если же разрешения опекуна нет, то сделка недействительна, поскольку он находится под опекой и зависит от разрешения попечителя.

Что касается условия, дабы над продавцом не было установлено судьей опеки по обстоятельству его слабоумия, то сделка для того чтобы человека не будет настоящей, поскольку Аллах сообщил:

???? ???????? ???????????? ????????????? ??????? ?????? ??????? ?????? ???????? ?????????????? ?????? ???????????? ????????? ?????? ??????? ??????????

«Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах создал для вашего существования. Кормите и одевайте их из этого имущество и рассказываете им слово прямое» (Сура «Дамы», 5).

Во-первых, данный аят говорит о необходимости опеки над детьми и слабоумными.

Во-вторых, Аллах запретил давать имущество неразумным. Сделка неразумного будет недействительной кроме того до установление опеки над ним (согласно одной из версий будет настояща до установления опеки). Кое-какие ученые показывают на то, что сделка слабоумного зависит от усмотрения попечителя: может утвердить, быть может и расторгнуть.

Третьим условием действительности сделки, относящимся к продавцу есть его удовлетворенность сделкой, конечно отсутствия принуждения к ней, в противном случае сделка будет недействительной.

Аллах всевышний сообщил:

???? ?????? ????????? ???? ?????? ?????????? ?????? ???? ???????? ?????????? ??????????? ???????????? ???????? ???? ?????? ??????????? ??????? ???????????? ?????? ???? ??????? ???????? ??????? ???????

«Бешенство Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха по окончании того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, в то время как в сердце его покоилась жёсткая вера, а на тех, кто сам открыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (Сура «Пчелы», 106).

В случае если Аллах забыл обиду тех, кто по принуждению должен был снаружи отказаться от религии, и не возьмёт за это с них, а религия есть самая высшей сокровищем, то в отношении обязательств по принуждение это правило применимо тем более.

Второе подтверждение — Слово Аллаха в аяте 29 суры «Дамы»:

??? ???????? ????????? ??????? ?? ?????????? ????????????? ?????????? ???????????? ?????? ???? ??????? ????????? ???? ??????? ????????

«О верующие! Не пожирайте собственного имущества между собой незаконно, а лишь методом торговли по обоюдному вашему согласию».

Третье подтверждение — хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

???? ????? ??????? ????????????? ???? ??????? ????? ?????? ?????? ????????? ??????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? ??? ???????? ???????? ???????????? ??????? ?????? ???????? ??????? ??? ???????? ???????? ??????????? ??? ????? ?????? ???????? ????? ????? ?????? ???????? ????? ????? ?????? ???????? ??????? ??? ?????? ??????? ???????? ??????? ???????? ??????? ????? ??????? ??????????? ??????????????? ??????????????? ?????????? ??????? ?????????? ?????????? ????? ??? ?????????? ????? ??? ?????????? ????? ????? ?????? ???????????? ????? ????? ????????? ?????? ????????? ????? ??? ?????????? ????? ??? ?????????? ????? ??? ?????????? ??????? ??? ??????? ????? ??????? ?????? ??????? ?????? ?????? ????? ??????? ????? ???? ??????? ???????????? ??????? ??? ??????????????? ?????? ??????? ?????? ????? ?????? ???????????? ??????? ??????? ???? ??????? ???? ????????? ???? ?????????? ???? ?????? ???????????? ????? ????????????? ??? ????? ?????? ???????????? ???????? ????? ??????? ????? ????? ????? ??? ??????????????? ????????? ??????? ??????? ????? ??????? ????? ????? ??????? ????? ??????? ????? ??????????? ???? ?????? ???????????? ?????? ??????? ????????????? ??? ??????????? ????? ???????????…

Абу Хурра ар-Ракаши передал от его дяди по отцу, что сообщил: «Как то я держался за предлог верблюдицы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в дни Ташрика (три дня, предшествующие празднику Жертвоприношения), и отгонял от него людей. Он задал вопрос присутствующих: «Понимаете ли вы, какой на данный момент месяц, какой сечас сутки и что это за местность?» Они ответили: «на данный момент запретный месяц, запретный сутки, и мы на запретной почва». Тогда он сказал: «О, люди, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша запретны для вас, как запретен данный ваш сутки в данный ваш месяц на данной вашей почва , пока вы не предстанете перед Господом. Послушайте меня! Не притесняйте! Не притесняйте! Не притесняйте! Воистину, не не запрещаеться имущество другого человека, помимо этого случая, в то время, когда он доволен отчуждением этого имущества. Воистину, вся кровь, все имущество, и все то, что было показателем гордости и благородства во времена невежества отменены мною до Дня суда (другими словами убийства, имущественные правонарушения, идеальные до принятия Ислама, не будут наказываться). Первое требование крови, которое я отменил – это требование крови, которое в собственности Раби‘е ибн Харисе ибн ‘Абд уль-Мутталибу, сын которого воспитывался в племени Ляйс и которого убил Хузайл (в то время, когда тот ползал между домов в него попал камень на протяжении войны между пременами Са‘преисподняя и Ляйс бин Бакр). Ростовщичество, которое было во времена невежества, отменено, и первое, что делал выводы Аллах, признать сложенным процент, что обязан взять ‘Аббас бин ‘Абд ул-Мутталиб. Но вы имеете возможность взять обратно ваш главный капитал, и не станете наряду с этим притеснителями, и не станете притесненными…» («Муснад» Ахмада, 19774, 19774. В отечественной работе хадис приведен не до конца, поскольку он долгий и окончание его к теме не относится).

В этом хадисе на недействительность сделки по принуждению показывают слова: «Воистину, не не запрещаеться имущество другого человека, помимо этого случая, в то время, когда он доволен отчуждением этого имущества».

Четвертое условие, относящееся к продавцу — он должен быть хозяином реализовываемого имущества. В случае если кто или реализовал имущество, ему не принадлежащее, без разрешения хозяина этого имущества, то сделка будет недействительной, поскольку приводится в хадисе:

???? ??????? ???? ?????? ???? ?????????? ?????? ??????? ???????? ????????? ????? ???? ??????? ??????? ???????? ?????? ???? ???????? ???????? ??????? ?????

Передают от Са‘ида ибн Зайда, что передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто применял почву, на которой не было растений либо строений, конечно не было у нее хозяина, то эта почва в собственности ему. Нет прав на эту почву у другого, в случае если лишь методом притеснения» («Сунан» ат-Тирмизи, 1299; «Сунан» Абу Дауда, 2671).

Но тут появляется один узнаваемый в праве Ислама вопрос продажи излишнего (бай‘ фудулий), к которому у ученых ислама нет единого подхода. Появляется вопрос: «В случае если кто или забрал имущество, ему не принадлежащее, и совершил с ним сделку без ведома хозяина, а позже хозяин имущества эту сделку утвердил — будет ли эта сделка настоящей?»

Кое-какие высказали вывод (ученые ханафитского и маликитского мазхабов), что такая сделка будет настоящей, но лишь при последующего утверждения ее хозяином, в противном случае такая сделка недействительная и имущество возвращается законным обладателям.

Ученые ханбалитского, шафиитского и захиритского мазхабов утверждают, что такая сделка в любом случае недействительна. Согласно их точке зрения, в случае если хозяину эта сделка будет нужна, то он обязан заключить ее опять с клиентом.

Придерживающиеся первого мнения опираются на следующий хадис:

???? ???????? ????? ?????????? ?????? ??????? ???????? ????????? ????????? ????????? ????????? ???? ???? ????? ?????????? ???? ???? ????????? ??????? ???????????? ?????????? ????????? ?????????? ??????? ??????? ???? ????????????? ??? ???????? ??????? ???? ???????? ?????????? ???????? ?????

Говорят от ‘Урвы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ему динар чтобы тот приобрел ему овечку. ‘Урва приобрел на данный динар две овечки, а после этого реализовал одну из них за динар и пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с овечкой и динаром. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил у Аллаха для ‘Урвы роста в его торговле, и позже ‘Урва приобретал прибыль кроме того в случае если брал почву (тут не имеется в виду почва как недвижимость) («Сахих» аль-Бухари, 3370).

В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, утвердил сделку ‘Урвы, что говорит о действительности бай‘ фудулий.

Придерживающиеся же второго мнения показывают на хадис Хакима ибн Хизама:

???? ??????? ???? ??????? ????? ???????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? ???????? ?????????? ????????? ??????????? ???? ????????? ??? ?????? ??????? ????????? ???? ???? ???????? ????? ????????? ????? ??? ?????? ??? ?????? ????????

Передают от Хакима ибн Хизама, что он сказал: «Как то я подошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и задал вопрос: «Ко мне подходят люди и просят реализовать то, чего у меня нет. Возможно мне приобрести это на рынке и позже реализовать задающему вопросы». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не реализовывай того, чего нет у тебя в собственности в момент сделки» («Сунан» ат-Тирмизи, 1153; «Сунан» ан-Насаи, 4534; «Сунан» Абу Дауда, 3040; хадис хороший, точный).

Другими словами в этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил реализовывать то, чем не обладаешь, а бай‘ фудулий именно и содержится в продаже того, чем не обладаешь.

самая верная точка зрения, о чем лучше знает Аллах, что бай‘ фудулий разрешена и настояща, в случае если ее утвердил хозяин в последующем, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил сделку Урвы аль-Барикий. Хадис Хакима ибн Хизама показывает на неспециализированное правило, базу всех сделок, а хадис ‘Урвы на частный случай. Так как неспециализированному правилу, на что имеется шариатское подтверждение, противоречит частный случай, на что так же имеется подтверждение, то тогда мы можем утверждать, что в общем сделка по распоряжению тем имуществом, которым не обладаешь, будет недействительна, не считая случая, в то время, когда хозяин разрешил в последующем такую сделку.

Что касается второго условия действительности сделки, другими словами касающегося клиента, то берущий должен быть разумным, недействительна сделка слабоумного, находящегося в состоянии опьянения , конечно утратившего разум и не талантливым осознавать темперамент собственных действий по другой причине. В случае если же таковой человек совершил сделку, то у попечителя таких людей имеется право расторгнуть либо утвердить сделку. То же самое касается и детей, не считая случая, в то время, когда им было дано имущество и не запрещалось им распоряжаться. Об этих случаях мы говорили ранее, в то время, когда разбирали условия, касающиеся продавца.

Третье условие действительности сделки — относящееся к предмету сделки. Нужно, дабы товар был известен, купля-продажа малоизвестного недействительна, поскольку в таких сделках обман.

К примеру, в случае если человек внес предложение реализовать машину за тысячу риалов, не обрисовав ее детально, то такая сделка не заключена. Так же сделка не будет заключена, если не обрисовано имущество, которое предполагается дать за эту машину. Нужно обрисовать товар и цену, выплачиваемую за товар, так, дабы для сторон сделки не оставалось никаких неясностей о особенностях предмета торговли.

Исходя из этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил следующие виды сделок:

???? ?????? ??????? ???? ?????? ?????? ??????? ????????? ????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? ????? ???? ?????? ?????? ??????????? ??????? ??????? ????????????? ?????? ??????????????? ????? ????????? ????????? ?????????? ????? ???? ???????? ?????????? ????? ???????? ??????? ??? ?????????

Передают от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил нам реализовывать приплод еще не появившейся верблюдицы (бай‘ хабал уль-хабал). Во времена невежества был таковой вид сделок: человек брал мясо верблюда, предназначенного на убой, что обязан появиться от верблюдицы, со своей стороны так же еще не появившейся («Сахих» аль-Бухари, 1999).

Так же посланник Аллаха запретил такие сделки:

???? ??????? ???? ???????????? ??????? ????? ??? ????? ??? ???????????? ?????????? ?????? ???? ???????????? ???? ????????? ???? ????????????? ??????????????? ???????? ??????????? ??????????????? ?????? ??? ??? ??????? ??????? ????????? ??????????????? ?????? ??? ??? ??????? ??????????

Передается от Са‘ида ибн аль-Мусаййба, что он сообщил: «Не вероятно совершить ростовщическую сделку с животными. Воистину, с животными запрещены лишь три вида сделок: того, что в чреве верблюдицы (мадамин); того, кто родится в следствии скрещивания самца верблюда (малякых); приплод еще не появившейся верблюдицы (хабал уль-хабал) («Муватта» Малика, 1169. Данный хадис передается лишь от Малика, его иснад прерван).

Запрещение обмана, неизвестности сделки содержится так же в следующем хадисе:

???? ????? ?????? ????? ????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? ???? ?????? ????????? ??????? ????? ?????? ??????????????? ??????? ?????????????? ?????? ????????? ????????? ????????? ???????????? ?????? ??????????? ??????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ?????????

Передаются слова ибн ‘Умара: «Запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделки, в которых обман (бай‘ гарар). Во времена невежества люди заключали такие сделки: кто нибудь реализовывал за ветхую верблюдицу за приплод еще не появившейся верблюдицы, и это нам запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует («Муснад» Ахмада, 6025).

Лекция 12.03.15: Сделки с недвижимостью


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: